Попугаева Л.Н. Как воспитать хорошего человека
- Подробности
- Категория: Выпуск 13 2025
- Опубликовано 06.01.2025 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 113
Попугаева Любовь Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 72
Калининского района Санкт-Петербурга
Как воспитать хорошего человека
«Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
не подкрепленные делом»
А.С.Макаренко
Как воспитать хорошего человека? Этот вопрос стоит перед каждым взрослым, когда он становится родителем. Каждый из нас хочет видеть своих детей достойными людьми. Наблюдая за семьями своих учеников на протяжении многих лет, я задаюсь непростыми вопросами: Как помочь семье в трудной ситуации? На что обратить внимание в воспитании и образовании ребенка?
Основы воспитания закладываются в семье с рождения ребенка. Семья – это надежное место, где всегда примут, поймут и поддержат. В атмосфере уважения и согласия формируются правильные личностные качества, характер, закладываются основы духовно-нравственной культуры личности. «В хороших семьях вырастают хорошие люди» - так говорят в народе. Воспитание хорошего человека – процесс сложный и многогранный, не имеющий универсального рецепта.
Однако существуют ключевые принципы и подходы.
Ребенок и в семье, и в школе должен чувствовать себя любимым и принятым независимо от своих достижений, поступков. Это позволяет сформировать чувство уверенности в себе, формирует позитивные качества личности. Дети учатся, подражая значимым взрослым. Именно у них дети учатся честности, доброте, ответственности, уважению, состраданию, самостоятельности, самоконтролю и дисциплине. Ребенку необходимо объяснять причины неправильных поступков, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка: темперамент, интересы, способности, развить личностный потенциал, а не «ломать ребенка» под свои ожидания. Воспитание – это постоянный процесс. Взрослые сами должны стремиться к самосовершенствованию, расширению своих знаний в области воспитания.
В официальном документе (ФГОС НОО) прописан портрет выпускника начальной школы, в нем сформулировано, какими личностными качествами должен обладать младший школьник к окончанию начальной школы? «Любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [1].
Прочитав это описание, я поняла, что это портрет моей ученицы 4-б класса Сбитневой Арины. Мне захотелось узнать побольше о ее семье, о том чем наполнена их жизнь, какие у них есть традиции, что для них является ценным, каков их секрет семейного воспитания.
Родители Арины Юлия Владимировна и Сергей Александрович - спортсмены, большая часть их жизни была посвящена игре в волейбол. Им занимались профессионально. Благодаря спорту, родители и познакомились.
Спорт продолжает существовать в жизни семьи. Юлия Владимировна и Сергей Александрович тренеры-преподаватели, которые воспитывают спортсменов. В жизни Арины спорт тоже играет важную роль – она на протяжении 4 лет занимается спортивным плаванием и делает большие успехи. Здоровый образ жизни – одно из кредо семьи Арины. Поэтому пропустить спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья» эта семья не могла! Совместные путешествия в другие города и страны, поездки на море, активные игры на свежем воздухе – это важные активности, в которых принимают участие все члены семьи с большим удовольствием.
Большую роль играют семейные традиции, которые объединяют всех членов семьи, помогают сохранять семейную историю и передавать ценности из поколения в поколение. Семейные традиции наполняют жизнь семьи особым смыслом. Традиции объединяют поколения, оказывают огромное влияние на воспитание детей, формируют восприятие мира. В семье Сбитневых существуют тоже свои традиции. Каждый год летом семья Сбитневых собирается вместе и путешествует на машине в Нижний Новгород. Навещают возрастных родственников, вместе посещают зоопарк, обязательно делают фотографии в одном и том же месте – с фигурой кенгуру. Смотрят, как же подросла Арина.
Родители поддерживают стремление ребенка помогать другим людям, животным. Семья Сбитневых систематически участвует во всех благотворительных мероприятиях школы. Арина обожает животных, а особенно лошадей. Ей нравится конный спорт, поэтому свободное время проводят на конюшне, где Арина занимается верховой ездой, учится общаться с лошадьми. Арина с детства растет с домашними питомцами. В доме есть еще несколько членов семьи: собака породы немецкий пинчер Джонни, а также кот мейн-кун по кличке Илыч. Все живут дружно. Домашние питомцы могут стать истинными друзьями, при взаимодействии с ними у ребенка улучшается эмоциональное состояние. Дети учатся понимать чувства других существ, чувствуют любовь, формируют привязанность, тем самым воспитывается чувство ответственности. Животное - живое существо, которое нуждается в заботе и внимании, поэтому ухаживая за питомцем, дети понимают ценность жизни.
Родители своим личным примером доносят до ребенка правило: во всем надо поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Они учат дочку быть благодарной и уметь выражать свою благодарность. Обсуждая поступки, затрагивая их моральную сторону, рассуждая о нравственных качествах, родители с самых первых дней прививают человеческие ценности - доброту, любовь, честность, милосердие. Первым урокам уважения девочка училась и учится в семье, в которой учитываются ее мнение и интересы. Арина с уважением относится к родителям, сверстникам, учителям, другим людям.
Есть еще одно кредо у семьи Сбитневых – это активная жизненная позиция. Вся семья участвует в жизни школы и класса. Эти люди никогда не остаются в стороне, первые приходят на помощь. Родители сопровождают класс во всех поездках и мероприятиях, дружно участвуют в ремонтных работах кабинета. Арина вместе с родителями старается делать то, что в ее силах, никогда не занимает позицию стороннего наблюдателя. Совместная работа, направленная на достижение общего результата, укрепляет семейные узы, формирует чувство командной работы, причастности к общему делу.
Арина растет разносторонним ребенком, у нее много интересов. Девочка любит читать, слушать аудиокниги, рисовать, изготавливать фигурки животных техникой папье-маше. Дома есть коллекция из ее работ.
Школьную программу осваивает на отлично по всем предметам. Это тоже заслуга родителей, которые с раннего возраста создают позитивное отношение к обучению, создают атмосферу выбора той или иной деятельности, исходя из интересов ребенка, учитывают способности ребенка и создают условия для их развития, поддерживают любознательность и желание узнавать что-то новое через чтение, посещение музеев, театров. Одним словом, создают в семье атмосферу, благоприятную для обучения, являются настоящими наставниками для ребенка на пути к его образовательным целям.
Важно помнить, что «хороший человек» - абстрактное понятие и ключевым моментом является воспитание доброго, ответственного, эмпатичного, любознательного и разностороннего человека, способного раскрыть свой потенциал, жить в гармонии с собой и окружающим миром. А для этого ребенок должен быть в окружении любящих, понимающих, добрых, разносторонне развитых значимых взрослых как у себя дома, в семье, так и в школе среди педагогов.
Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;
фотографии из личных архивов участников публикуются с разрешения владельцев.
Литература и источники
[1] ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) https://fgos.ru/fgos/fgos-noo
Ссылка для цитирования:
Попугаева Л.Н. Как воспитать хорошего человека // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/popugaeva-l-n-kak-vospitat-khoroshego-cheloveka