Пигина Маргарита Евгеньевна. Страноведческий элемент в преподавании немецкого языка

Пигина Маргарита Евгеньевна

Страноведческий элемент в преподавании немецкого языка

111Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта [1]. Все это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания.

Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? На каком бы языке они ни были, родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку, и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребёнок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти. Поэтому следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания.

Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками. Но это происходит в том случае, если для него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребёнку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно усваивается почти без усилий. Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания [2].

Обучение с музыкой также означает радостное и при этом лишённое чувства страха продвижение вперёд в изучении иностранного языка, т.к. текст-носитель при помощи музыки отпечатывается в сознании ученика на эмоциональном уровне и доставляет ему истинное удовольствие. Ученик может выразить свои эмоции, свою фантазию, свой опыт и знания. Это способствует повышению мотивации при изучении иностранного языка.

На ранней ступени обучения иностранный язык, прежде всего, должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем. Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте [3]. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. Поэтому, чем раньше начнет ребенок применять речевые навыки, тем больше возможности сформировать прочные знания, коммуникативные умения, развить положительные отношения к общечеловеческим ценностям, к культуре страны изучаемого языка.

 

В процессе обучения немецкому языку необходимо знакомить учащихся с традициями немецкого народа [4]. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как  Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка.

День Святого Николая (Nikolaus)

Традиционно в нашей школе празднуется День Святого Николая во вторых классах. Этот праздник -  первое знакомство с традициями Германии, на котором ученики знакомятся с символами зимних праздников.

image005

Затем в классе появляется и сам Николаус в сопровождении Рупрехта (здесь помогают ребята из 10-11 классов)

 image007

image009

Второклассники приветствуют прибывших гостей песней, а затем отвечают на вопросы Николауса и Рупрехта (гости разговаривают только на немецком языке).

 image011

image013

Ответив на все вопросы и спев песню, ребята получают сладкие подарки.

 image015

image017

В конце праздника ученики отвечают на вопросы учителя о символах зимних праздников и слушают Рождественские песни.

 image019 image021

image023

Рождество (Weihnachten)

Для учащихся третьих классов устраивается праздник Рождества. Ученики знакомятся с традициями празднования Рождества в Германии и символами праздника.

 image025

image027

 image029

После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы о Рождестве в Германии, а затем сами показывают и рассказывают о символах Рождества, сделанных своими руками.

 image031

image033

image035

Ребята разыгрывают мини-сценки на немецком языке.

image037

Участвуют в конкурсах.

image039

Традиционно проводится викторина между командами учеников третьих классов. Ребята выполняют различные задания  по теме, это и домино, и кроссворды…

 image041

Праздник всегда получается веселым и интересным. 


 

Литература и источники

[1] Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10—11 классов общеобразовательных учреждений: Цели и задачи обучения - http://www.prosv.ru/ebooks/voronina10-11/3.htm

[2] Шафигуллина Л.Ш. Предпосылки успешного овладения иностранным языком на раннем этапе обучения // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". http://festival.1september.ru/articles/508242/

[3] Логинова Е.И. Организация обучения детей дошкольного возраста английскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования // Образование: вчера, сегодня, завтра. Научно-практическая Интернет конференция. http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=383:2013-11-18-06-33-35&catid=42:2011-02-16-13-14-43&Itemid=62

[4] Иванова М.И. Программа дополнительного образования по немецкому языку "Праздники в Германии"// Социальная сеть работников образования nsportal.ru. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy-yazyk/library/2014/02/02/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2

 

 

Дополнительная информация