Петрова О.В. Пропаганда здорового образа жизни на занятиях в группе продленного дня

  • Печать

Петрова Ольга Вячеславовна,
воспитатель группы продленного дня

Пропаганда здорового образа жизни на занятиях в группе продленного дня

В наше время приобретает колоссальную значимость проблема здоровья людей. Ухудшение экологической среды, ослабление общего состояния здоровья многих детей по разным показателям, их физического развития, увеличение их психологической нагрузки, негативные ценностные ориентиры культуры в нашем обществе, избыток  большого объема информации диктуют как никогда обращение особого внимания на воспитание ценностных подходов к здоровью, развитию общей культуры подрастающего поколения. Поэтому долгом каждого в воспитании молодого поколения является необходимость  усиления заботы о здоровье и пропаганды здорового образа жизни, физической культуры. В процессе социализации рассматриваются разные направления и ведется корректировка в зависимости от жизненного опыта.

Самая сложная и благородная работа, единая для всех и своеобразная в каждой семье - творение человека. Дети - счастье, созданное многолетним трудом, представляет слияние чувств и разума, любви и мудрости, умение заглядывать в будущее и наслаждаться мгновением. И первым ближайшим окружением, примером жизни становится семья. Какими бы прекрасными ни были наши образовательные учреждения, но самым главным является семья для ребенка, где его вводят в мир зрелости и мудрости старших, которую не может заменить никто и ничто. Семья приносит полноту жизни. Чем лучше питают  ребенка в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценят правду и труд, тем крепче его нравственное здоровье и легче справится он с кризисами в юности, в жизни. Так как семена и корни жестокости, необузданности, пускающие свой первый росток еще в детстве, дают впоследствии буйную поросль и закрепляются в привычки. “Нужно настойчиво учить детей ненавидеть пороки, чтобы они видели насколько эти пороки уродливы, и избегали их не только в своих делах, но и в душе своей” [1]. Сама мысль о пороках должна стать ненавистна, чтобы добро стало внутренней потребностью и результатом естественных склонностей без усилий. И этому надо приучать с самого детства и в играх тоже. Ведь “Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста” [2].

Гораздо легче можно направлять ко всему доброму в первые годы жизни, чем потом. Насколько позволяет возраст, на это родители должны обращать серьезное внимание. Настоящий деловой тон режима дня может создать спокойную атмосферу в семье, необходимую для правильного воспитания и развития [3]. Возраст детей, их способности, окружающая обстановка, соседи и другие обстоятельства могут изменить характер семейного режима, усложнить цели.

Важными в такой работе являются сформулированные А.С.Макаренко принципы  

  • целесообразности - “Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели” [4];

  • определенности, точности, обязательности -  “Определенность режима, его точность и обязательность подвергаются большой опасности, если родители сами относятся к режиму неискренне, если они требуют его выполнения от детей, а в то же время сами живут беспорядочно, не подчиняясь никакому режиму” [5].

Возраст раскрывает особую неустойчивость и ранимость нервной системы. У нервных детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Они легче поддаются дурным влияниям. А при благоприятных условиях дети поправляются, так как детская психика гибка и жизнеспособна. Семья дает первичную подготовку к жизни.

Здоровый образ жизни подразумевает благие намерения для физического и духовного развития детей, формирование и воспитание в человеке человека с высокими моральными качествами. Чем больше возможностей даем ребенку для развития, тем шире его кругозор, тем более самостоятелен он, меньше зависит от сверстников. Он перестает делить людей на своих и чужих и в его душе нет зла. Потребность в личной и общественной безопасности отвечают развитые душевные способности: верить, надеяться, дружить. Как только он теряет  веру в свои знания, в правду жизни, становится бессильным. Мы, взрослые, должны научить трудом души поддерживать свою веру в добро, не падать духом .Чем больше зла окружает детей, тем больше душевных сил приходится тратить им, чтобы противостоять ему добрым и верой в добро. Каким образом в нежном возрасте можно приобщить детей к серьезным вещам?

  • постоянный образец добрых дел;

  • своевременное и разумное наставление и упражнение;

  • умеренная дисциплина.

Кто не трудится, тот сам займет себя сперва дурной мыслью, потом и позорными поступками. Труды не превышают сил ребенка, так как сама природа диктует это. Будь то игра, во время которой ум напряженно занят, упражняется в подготовке к деятельной жизни. Слабость здоровья, нервов и воли приводит к капризам ребенка. Во избежании такого следующие средства для укрепления здоровья:

  • меры закаливания;

  • полезная пища;

  • спокойная обстановка.

В школе во внеурочное время на занятиях в ГПД общими усилиями пытаемся раскрыть смысл и распространять идеи правильного образа жизни на благо здоровья и укрепления хороших человеческих качеств; формировать положительные привычки, ответственное отношение  к порученному делу, окружающим людям, самому себе: принятие сильных и слабых сторон, оценка поступков, терпение, диалог, признание неправоты. Познавательные, этические беседы («Самые главные слова», «Моя семья», «Дары осени», «Все обо всем»); поиск решения ситуаций («Друзья светофора», «Какая книга лучше?»); сведения о способах поддержания своего здоровья («Если хочешь быть здоров», «Удивительные праздники», загадки о здоровье, «Советы Мойдодыра»),  самоорганизации, развития позитивного отношения к кому-либо («Помни о других», «Помоги птицам», «Потерянный день», «Все профессии нужны и важны»), нравственно- эстетических нормах («Дети и родители»); вовлечение в созидательную деятельность(«Сделаем вместе!», «Твой труд дома») См. об этом подробнее в моих публикациях в социальной сети работников образования “Наша сеть” [6], [7].

Перед воспитателем стоит задача прививать стремление к хорошему и формировать качества, необходимые для жизни в обществе. Поэтому ребят нужно воспитывать смелыми, жизнерадостными, бодрыми. Следует заботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека с сильной нервной системой , способного преодолевать трудности, соблюдать режим, рационально питаться, выполнять гигиенические требования. Психотерапия для лечения нервнобольных детей и профилактики: перемена обстановки, новые радостные впечатления, лечение словом, стимулирование в ребенке желания выздороветь. Культивирование физических способностей как и духовных должно проводится в разное время. Ребенку следует и играть, и иметь часы отдыха. Но он должен и научиться работать: приучаться как можно раньше к серьезным занятиям , к трудовым усилиям, не сводить всю деятельность свою к игре. На примере каждого частного случая мы на занятиях и показываем как преодолевать трудности, приучая ко все большей самостоятельности.

Для профилактики вредных привычек и отрицания всего плохого и направлены тематические циклы занятий, что является малой частью того, чем можно помочь детям в их становлении и подготовке к самостоятельной взрослой жизни.

«Азбука безопасности». Занятия по знакомству с мерами безопасности жизнедеятельности, развитию и формированию мировоззрения на сохранение и укрепление здоровья, профилактике вредных привычек, формированию культуры поведения в условиях дорожного движения, по изучению обязанностей пешеходов, воспитанию культуры безопасного образа жизни.

«Гармония общения». Занятия по развитию читательского интереса, эстетического вкуса, речевой и коммуникативной культуры, творческих способностей детей,  воспитанию ценностного отношения к прекрасному.

«Творим прекрасное». Занятия по формированию культуры труда, практической адаптации, уважительного отношения к людям и продукту труда, вовлечению в творчество,  воспитанию трудолюбия.

«В здоровом теле здоровый дух». Занятия по формированию духовных качеств личности, укреплению физического и культурного здоровья.

«Удивительное рядом». Занятия по ознакомлению с миром, расширению общекультурного кругозора, наблюдательности, внимания, воспитанию экологической культуры.

Цикл занятий “Удивительные праздники” призван расширять кругозор, развивать познавательную активность, доброжелательное отношение к традициям разных стран и народов, способствовать развитию любознательности, творческих способностей и фантазии, воспитывать чувство прекрасного, но по специфике материала в большей степени ориентирован на здоровый образ жизни, правильное и полезное питание [8]. Речь идет о  популярных праздниках и полезных  продуктах в разных странах. Это

Всемирный  день воды - 22 марта

petrova-02

День  здорового  питания в России - 2 июня

petrova-03

 

Международный день каши - 11 октября

petrova-05

Международный день хлеба - 16 октября 

petrova-06

День огурца в Суздале - 16 июля

petrova-04

День капусты в Тверской области - 16 ноября

petrova-07

и подобные.

Дети радуются дню конфет, дню шоколада и дню мороженого и учатся понимать полезные свойства этих продуктов и необходимые ограничения.  Так, в день конфет мы узнаем, что в Европе первые шоколадные конфеты появились у аптекаря Джона из Брюсселя в 1857 году. Многие считают конфеты вредным удовольствием, но зная меру, получают пользу в улучшении настроения.

petrova-08

Результат  работы по формированию правильных установок на питание и правильных привычек не виден сразу, путь долгий, но важный. Жизнь ставит новые цели, задачи, вопросы для размышления, которые помогут пересмотреть что-то и следовать дальше. И каким будет здоровым будущее у наших детей зависит от всех нас с вами: воспитателя, классного руководителя, семьи ребенка и его ближайшего окружения.

Успехов всем нам и взаимопонимания на этом нелегком пути!


Литература и источники

[1] Мишель Монтень. Воспитание и дружба / "Опыты" мудреца. [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL:  https://fil.wikireading.ru/63291

[2] там же

[3] Бодалёв А.А. Популярная психология для родителей [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL:   http://pravoslavie.by/page_book/vmesto-zakljuchenija

[4] Макаренко А.C. Лекции о воспитании детей Цит. по [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL:  https://olegchagin.livejournal.com/183448.html

[5] там же

[6]   Петрова О.В. Классный час для 3 класса «Умеем ли мы дружить?» [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL: http://nsportal.ru/node/2855058  

[7] Петрова О.В. Что лучше читать? [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL: http://nsportal.ru/node/2855001

[8] Петрова О.В. Методическая  разработка «Удивительные праздники».  [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.03.2019. URL: http://nsportal.ru/node/2855052  


Ссылка для цитирования:

Петрова О.В. Пропаганда здорового образа жизни на занятиях в группе продленного дня //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/petrova-olga-vyacheslavovna-propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyakh-v-gruppe-prodlennogo-dnya