Петрова О.В. Возраст - не помеха, или Волонтёрство в начальной школе

  • Печать

Петрова Ольга Вячеславовна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Возраст - не помеха, или Волонтёрство в начальной школе

Сколько  в человеке доброты,
столько в нём и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон [1]

Ученики взрослеют по-разному, но во всех уголках нашей страны взросление сводится к одному - к становлению человека. И самое главное в этот момент найти такой коллектив, в котором каждый мог бы проявить свою ответственность за себя и за судьбу другого. Большая ценность нашего времени - дружба, жизнь в группе, ответственность за свою судьбу и общества. Порывы, воля и желания есть и у новорожденных детей, рассудительность и ум появляются с возрастом. Дети  искренне переживают, волнуются, страдают. Без этого не может быть становления человека. Важно не сломаться, не озлобиться в это сложное противоречивое время. Важно, чтобы взрослые научились контролировать свою запальчивость рядом с детьми.

Формула воспитания человечности складывается из "само" + "со".

"Само-" - означает самореализацию духовных и физических сил личности, самовыявление собственных недостатков, самоактуализацию, самосознание, самовоспитание, самодеятельность, "саморазвёртывание" личности. В "саморазвёртывании" выражаются и подлинная свобода, и вкусы, и пристрастия человека к музыке, живописи, книгам, и увлечённость трудом, наукой, спортом. Но никакого подлинного раскрытия таланта и самореализации личности не может быть без "Со-": сопричастности, сотрудничества, сочувствия, сострадания, соучастия” [2].

Ребенку важно учиться давать свою оценку социальным явлениям и аргументировать её, это признак взросления, начинается с формирования неразрывной связи слова и дела, с добрым отношением друг к другу, с понимания своих родителей. Так ребенок сможет не упасть духом, не разочароваться, суметь разобраться в причинах, критично все оценить и идти дальше, сохранив чистый и ясный взгляд на жизнь.

Пока ребенок учится жить в коллективе, он накапливает опыт общения и его страшит не столько родительский гнев, сколько вероятность быть отвергнутым из среды сверстников. Не только самоутверждение важно для личности в становлении, но и взаимопонимание в качестве развития отношений.        

Волонтёрская (добровольческая) деятельность - форма социального служения учеников-граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующих личному росту и развитию учеников-граждан этой деятельности [3]. Волонтёрство и благотворительная  деятельность способствуют воспитанию школьников-граждан, созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.

Это именно та форма деятельности, в которую вкладывается всё наше "Я", вся наша личность: и интеллект, и чувство, и воля. Важно, чтобы ребёнку при этом была предоставлена некоторая свобода в выборе средств и некоторая ответственность за выполнение и за качество. Неизбежна борьба обязанностей и желаний, нравственного долга и чувственных явлений, которые нужно помочь  примирить, дать правильное развитие наклонностям. Как важно, чтобы человек делал добро, смотрел на труд как на внутреннюю потребность, высокое наслаждение, высокое условие жизни, а благородные влечения обратились в привычку.

Воспитание чувства ответственности возможно с самого раннего возраста. Для этого стоит предоставлять право голоса, право выбора в значимых для ребёнка делах. Только так ребёнок учится решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать.

С повышением уровня детской жестокости, проблема милосердия, дружеского отношения между детьми особенно актуальна. Появляется необходимость воспитания детей, способных вовремя прийти на помощь.

Человек родится не только для себя. Его наставляет пример, ободряют товарищи, побуждает соревнование и награждает одобрение. Недаром говорят, “Один добрый пример лучше ста слов.” (Народная мудрость). И если человек взялся за труды активной жизни, то его желания не могут оставаться в бездействии, направлять их надо к добру, к общественному прогрессу. И в свою очередь, “Умножение добродетели в человеческой натуре будет зависеть от хорошего устройства общества.”  Фрэнсис Бэкон [4].

Развитие социальной активности учащихся возможно по следующим направлениям: патриотическому, культурному, оздоровительному, социальному, экологическому, событийному, образовательному.

Приведу примеры некоторых шагов воспитанников начальной школы в  волонтёрском движении. Наши проекты всегда скромные и не требуют больших ресурсов, но это не делает их менее значимыми. Ниже примеры мероприятий для младших школьников, которые проводятся в рамках группы продлённого дня.

Составление памяток: "Памятка добрых дел” “Памятка добрых слов", "Дерево доброты", составление Карты помощи. Такие задания сочетают творческую работу детей, рисование  и индивидуальные или коллективные размышления, о практических добрых делах и поступках, которые могут помочь людям. Такая работа помогает детям прикоснуться к этике, учит отзывчивости и вежливости.

Памятку помогает создать учитель, собрав мысли, предложения, вопросы детей в формате презентации. С помощью родителей такую работу можно выполнить в формате совместного документа, презентации, где один слайд - один участник. Дерево доброты дети рисуют самостоятельно, помещая на крону сердечки, фигурки, стикеры с нужными словами и понятиями. Каркас дерево также можно сделать общий, на листе формата А3, а в ходе групповых занятий постепенно разместить на общем рисунке стикеры с понятиями, сделав дерево ярким и нарядным.  После создания Карты помощи с детьми можно организовать акцию "Протяни руку помощи", которая  позволит оказать  конкретную посильную помощь кому-то из одноклассников, провести “Трудовой десант” или акцию "Не проходите  мимо" направленную напомощь одиноким старикам, пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны. Акция "Стань другом тому, у кого его нет" предполагает выявление тех, у кого есть проблемы в общении, проблемы в семье. Акции помощи одноклассникам "Мы рядом с тем, кто заболел", "А кому помог ты?" настраивают детей на внимательное отношение к одноклассникам, учат состраданию и дружбе. 

image-01

Такие занятия и практические акции формируют человека порядочного, верящего в добро, в людей, оказывающего им помощь - открытого и милосердного.

Деловая игра "Семейный бюджет", "Ресурсосбережение" - форматы для более старших школьников, но и в начальной школе, в группе ГПД возможно познакомить детей с основами финансовой грамотности, прививать правильное отношение к деньгам, разумное отношение к экономии. Дети учатся различать траты, необходимые и достаточные для обычной жизни, сочинять меню на неделю, планировать покупки товаров длительного пользования. Такие игры хорошо проводить в школе, когда холодно или плохая погода. Педагог может заранее заготовить карточки и бумажное “поле” для визуализации.   

image-02 image-03 image-04

Правильное отношение к вещам и людям формируют также беседы "Ты вырос - отдай игрушки".

image-11 image-12

Проект "Оставим о себе хорошую память" организуется в весенний-летний период. Он  начинается с выбора и подготовки участка для посадки растений на школьной территории, далее педагог организует распределение обязанностей, совместно с родителями приобретает саженцы и рассаду многолетних цветов, готовит инвентарь. Как показывает опыт, работа с живыми растениями привлекает детей и родителей, позволяет укрепить их отношения, настроить на созидание и будущее. Детям трудно представить себе, что через 10 лет из их деревьев вырастет роща, но когда они начинают это осознавать, происходят изменения в восприятии событий и поступков, имеющих долгосрочный эффект.

image-19 image-20

"Природа храм или мастерская?" - работа по этой теме учит правильному, бережному отношению к природе, помогает детям понять, какое вмешательство в экологию идёт на благо окружающей среде и людям, а какое - причиняет вред. Среди важных мыслей, к которым должны самостоятельно прийти дети, азы экологически ориентированного мировоззрения, бережного отношения к миру, созидания, а не разрушения.

image-09 image-10 

Во многих семьях есть домашние животные. Тематические занятия "Кошки и собаки. Где ваш дом?" посвящены животным, у которых нет дома. На занятиях продлённого дня дети узнают о приютах для животных. Мы рассуждаем, как животные остаются без дома, как сделать так, чтобы этого не происходило, как помочь таким животным. 

image-06 image-07 image-08 image-05

С краеведческой тематикой  детей знакомят просветительские лекции и практические занятия "Чем гордится мой город?" (о памятниках старины,   великих сынах  прошлого), "Забытые святыни".   Большой популярностью пользуются беседы "Любить свой город (страну), значит быть полезным ему (ей)", "Семейная история".

image-13 image-14 image-15 image-16 image-17 image-18

В рамках группы продлённого дня используются такие форматы мероприятий, как выставка работ, изготовление поделок, подарков для благотворительной ярмарки, концерты.  Подготовка младших школьников к участию в волонтёрских событиях предполагает кропотливую поэтапную просветительскую работу. 

Участие воспитанников начальной школы в волонтёрстве имеет нацеленность на развитие мотивации к совершению добрых и гуманных поступков, становлению активной жизненной позиции, развитию способности сочувствовать другим людям. Деятельность предполагает выход на самостоятельное личное и коллективное проектное действие.  При участии в волонтёрском движении следует учитывать психологические особенности детей. Ребенок с 7 лет - активный участник познания и преобразования окружающего мира. Соревновательная  увлекательная форма волонтёрской деятельности  мотивирует его к активности, расширяет его кругозор, настраивает на доброе отношение к людям. 

 

Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;  фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.


Литература и источники

[1] Ральф Уолдо Эмерсон // Цитаты известных личностей.   [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:   https://ru.citaty.net/tsitaty/621951-ralf-uoldo-emerson-skolko-v-cheloveke-dobroty-stolko-v-nem-i-zhizni/

[2] Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию по теме "Школа гражданственности" // ИНФОУРОК.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:   https://infourok.ru/obobshenie-opyta-raboty-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-po-teme-shkola-grazhdanstvennosti-5134762.html

[3] Как добровольчество помогает ученикам старших классов // Карельский центр развития добровольчества.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  http://dobrocentr10.ru/library/kak-dobrovolchestvo-pomogaet-uchenikam-starshix-klassov/

[4] Фрэнсис Бэкон // Источник: Цитаты и афоризмы.  [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-dobrodetel


Ссылка для цитирования:

Петрова О.В. Возраст - не помеха или Волонтёрство в начальной школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/petrova-o-v-vozrast-ne-pomekha-ili-volontjorstvo-v-nachalnoj-shkole