Пархомчук Е.Н., Кубарева А.А. "Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми Раздел 2. Профилактика и медиация: две стороны одной медали
- Подробности
- Категория: Выпуск 7
- Опубликовано 14.06.2019 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 704
Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор,
Кубарева Анна Александровна, учитель технологии, педагог ОДОД
"Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми
В процессе социализации школьников особое место занимает игровая деятельность. С целью формирования навыков социального поведения, стимулирования у детей творческой активности и была придумана игра. Игра широко использовалась как основное средство социализации детей ещё задолго до того, как стала предметом научных исследований. Игра позволяет детям легко в непринужденной форме познать себя и окружающий их мир, понять его, увидеть его многообразие. Развивающие игры весьма продуктивно используются в педагогике и воспитании. Игровая деятельность сопровождает все этапы становления личности. Сегодня невозможно представить себе взросление и формирование личности без ребёнка в игре. Дж. Селли, известный английский учёный философ и психолог [1], ещё в XIX веке утверждал, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли и практически все ученые, занимающиеся исследованием игр детей, повторяют это его утверждение [2].
На протяжении тысячелетий игра сопровождает человечество, она представляется не только как развлечение, но и тесно переплетается с религией, военными тренировками, спортивными достижениями, искусством, образованием и великими научными открытиями. Игра это уникальное явление в общечеловеческой культуре.
Среди известных специалистов отмечаются и самые разнообразные подходы к природе самой игры. Г. Спенсер [3], Г. В. Плеханов [4], К. Бюлер [5], З. Фрейд [6], Й. Хейдинга [7] и другие учёные связывали происхождение игры с трудовыми процессами, магико-культовыми, с удовольствиями, с реализацией вытесненных из жизни желаний, с созиданием и творчеством. Но как бы не разнились взгляды учёных на природу происхождения, создания и реализации игры, все они сходятся к её глубокой, значимой и незаменимой роли в развитии и социализации ребёнка.
Потребность в игре постоянно присутствует у людей любого возраста. Эту потребность весьма успешно научились эксплуатировать создатели компьютерных игр. Виртуальные игры занимают всё большее пространство в жизни не только младших, но и старших школьников, а появление современных смартфонов, планшетов и других игровых гаджетов, делают процесс виртуальной игры практически непрерывным. Психологи, социологи, педагоги давно бьют тревогу по этому поводу, так как в некоторых случаях именно компьютерная игровая зависимость становится патологической и вызывает серьёзные психологические расстройства. Как переключить ребёнка, увести его из виртуального мира в реальность – вот один из важнейших педагогических вопросов современности.
Создавая игру, необходимо четко понимать, что может привлечь, заинтересовать и удержать ребёнка в предлагаемой игровой ситуации. Ребёнок любого возраста должен чувствовать себя в игре успешным и востребованным, должен знать, что в трудной ситуации у него есть к кому обратиться за помощью или он сам может оказать помощь партнёру по игре. В процессе игры обязательно нужно использовать различные стимулы, которые помогут двигаться дальше, не сойти с дистанции, подогреют интерес ребёнка к дальнейшим игровым действиям.
Особое место в игровой деятельности занимают сюжетно-ролевые игры. В такой игре школьнику приходится, брать на себя определенную роль, воссоздавать поступки конкретного человека, выполняя действия в воображаемой ситуации. В зависимости от построения игры роли могут меняться, может меняться статус играющего. За одну игру ребёнок может попробовать себя в разных жизненных ситуациях и разных социальных ролях. Дети стремятся овладеть теми или иными качествами личности не только применительно к игровой ситуации, но и теми, что привлекают их в реальной жизни. Игровая ситуация может помочь ребёнку изобразить в игре не только самого себя, но и ту позицию, которая возможно в жизни ему не совсем удаётся или является недоступной. Ролевая игра способствует самовоспитанию и самореализации школьника в самом доступном, интересном и понятном для него виде деятельности.
Одной из развивающих, обучающих и социализирующих игровых форм может стать Деловая ролевая игра. В зависимости от преследуемых целей и поставленных задач Деловая игра может быть организована не только для групп детей одного возраста, её участники могут представлять все возрастные категории с 1 по 11 класс. Очень интересным в этом направлении может стать приём, при котором в одной команде объединяются школьники разных возрастов. В разновозрастной команде у участников игры больше возможностей для реализации своего потенциала, своих знаний и умений, больше поле деятельности для фантазирования, творчества, соперничества и сотрудничества, проявления личностных качеств.
Одним из вариантов такой игры может стать предлагаемая нами игра по станциям «Семья».
В игре, как и в семье, предполагается наличие участников разных возрастов. Школьники делятся на команды (семьи), в каждой команде представлены участники из разных параллелей. «Семьи» получают паспорт, выбирают себе фамилию и распределяют семейные роли (мама, папа, дети, бабушка, дедушка и т.д.). Команды проходят через игровые станции, выполняют на них задания и получают «баллы-кирпичики» из которых должны «построить» дом.
Результат каждой команды будет зависеть от их слаженности, умения взаимодействовать, принимать ответственное решение в предлагаемых на станциях игровых ситуациях. Разнообразие станций и заданий на них может быть ограничено лишь количеством помещений и фантазией организаторов игры. В данной игре предлагаются такие станции как «Почта», «ЖКХ», «Вокзал», «Фотоателье», «Кафе», «Детская площадка», «Банк», «Музей», «Администрация города», «ЗАГС» и многие другие, связанные по смыслу заданий с проживанием семьи в городском пространстве. Так, например: в банке нужно будет взять кредит или открыть вклад; в Администрации - получить разрешение на строительство дома; на вокзале - встретить родственника и не потерять детей… Выполнение заданий будет осложняться созданными обстоятельствами, которые могли бы возникнуть и в реальной жизни, но будут неожиданными для ребят: получение фальшивых денег, банкротство банка, невозможность получить какой-то документ, перерывы на обед, отсутствие предварительно полученных документов, необходимость присутствия всех членов семьи и т.д.
Основной целью проведения данной разновозрастной игры является социализация и адаптация ребенка любого возраста в школьном коллективе и пространстве школы.
Задачи, которые мы предполагаем решить посредством проведения данной игры:
- включить учащихся в процесс разновозрастного взаимодействия, расширить границы комфортного общения детей внутри школы между всеми ступенями обучения;
- дать педагогам дополнительную возможность понаблюдать за особенностями поведения учащихся в предлагаемой правилами игры обстановке, и на основании сделанных наблюдений уточнить для себя направления дальнейшей работы с детьми;
- привлечь родителей к совместному участию в массовом общешкольном мероприятии.
Невозможно переоценить также ценность удовольствия от процесса игры и общения детей и педагогов в неформальной обстановке.
Мы надеемся, что игра даст хороший импульс для дальнейшего сотрудничества учащихся, педагогов и родителей.
Литература и источники
[1] Селли, Джеймс // Издательский дом Первое сентября, Журнал «Школьный психолог», №6/2003. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://psy.1sep.ru/article.php?ID=200300602
[2] Кулешова Е.Е. Современные подходы к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Открытый урок Первое сентября. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635765/
[3] Спенсер, Герберт. Русская историческая библиотека [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2650-spenser-gerbert-osnovnye-idei
[4] Плеханов Георгий Валентинович: Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://az.lib.ru/p/plehanow_g_w/
[5] Бюлер, Карл. Духовное развитие ребёнка. Фрагменты (2/5)[Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=2085&binn_rubrik_pl_articles=155
[6] Фрейд, Зигмунд. Введение в психоанализ [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL:http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt_with-big-pictures.html
[7] Хейзинга (Huizinga), Йохан // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. ХЕЙЗИНГА. [Текст], [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9cd765bc528a95a95b1d
Ссылка для цитирования:
Пархомчук Е.Н., педагог-организатор, Кубарева А.А., учитель технологии, педагог ОДОД. "Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-elena-nikolaevna-kubareva-anna-aleksandrovna-semya-igra-po-stantsiyam-s-raznovozrastnymi-detmi