Осипова Светлана Александровна. Уроки ИЗО в начальной школе: методики работы с использованием мультимедиа и сети Интернет

  • Печать

Осипова Светлана Александровна

Уроки ИЗО в начальной школе:  методики работы с использованием мультимедиа и сети Интернет

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Уроки изобразительного искусства - это всегда творческая мастерская. Но творчество предполагает и определенные знания и навыки, сформировать которые в начальной школе особенно важно.  Уроки изобразительного искусства направлены на развитие творческого начала личности ребенка  (личностно-ориентированное обучение) (слайд 1) .

При таком подходе на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика.

Личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и - главное - естественно" (1) (слайд 2).

При таком обучении компьютер в классе важен для учеников и учителя, прежде всего,  как оперативное средство наглядности в обучении, а сетевые технологии используются для демонстрации результатов и  обеспечивают обратную связь (слайд 3) .

Технически есть разные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

Работа в компьютерном классе - это работа в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. - Эта модель в начальной школе на уроках ИЗО мной не  используется.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе.

Компьютер у учащегося дома. В данной модели большую роль играют электронные учебные материалы и сетевые ресурсы, а также взаимодействие по электронной почте с учениками и родителями.

 

Основная применяемая на уроках ИЗО педагогическая технология - это технология “встречных усилий”. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, в свою очередь, тоже должен, делая «шаг на встречу», подниматься на ступеньку выше в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками  (2) (слайд 4).

Я покажу свою работу на практических примерах.

(Слайд 5)  - Общая тема блока уроков в 4 классе - “Краски осени”, тема урока - осенний пейзаж, изучаем  основные и дополнительные цвета в произведениях художников. Закрепляем  знания по составлению композиции, выделяем главное и второстепенное.

(Слайд 6) -  Они помогают ребенку понять основные и дополнительные цвета, их связь в природе и искусстве, рассмотреть и обсудить картины известных художников, понять приемы построения композиций,  увидеть различные виды декоративно-прикладного искусства,

(Слайд 7) -  В основном,  в учебном процессе используются презентации и учебные фильмы по темам урока.

Когда мы  изучаем виды и способы рисования или изготовление предметов из различных материалов, целесообразно вместе посмотреть фильмы об известных людях и мастерах - живописцах, резчиках по дереву, стеклодувах. В фильмах учащиеся видят, как расписывают посуду, прослеживают процесс  изготовления.

Параллельно используется презентация (слайд 8). Слайды презентаций содержат последовательность изготовления  изделия и выполнения рисунка детьми. (Слайд 9)  - Каждый слайд показывает прием выполнения элемента и его применение, это важно для детей младшего возраста, так как,  начиная с 5 класса, эти приемы не требуют разбора и закрепления. Какие цвета необходимо использовать, как накладывать мазок или движение кисти должно быть «примакиванием»,  детям помогает слайд и живой показ учителем. 

В работе с учениками 3-х классов по теме “Графика” в мультимедийных презентациях показываются виды штриховок, правильность их применения в различных плоских и объемных формах, произведения искусства мастеров-графиков  (слайд 10) .

Иногда необходимо показать произведения художников и приемы при работе с новыми материалами (слайд 11).  Презентационный материал помогает видеть, какие предметы художник выделил при помощи цвета и освещения, проследить этапы работы над рисунком, понять разницу в техниках  (слайд 12).

При обсуждении сюжетных картин, связанных с национальными традициями,  дети могут  увидеть национальные мотивы и особенности людей и местного ландшафта (слайд 13).

При написании детьми пейзажей также используется музыка,  сопровождающая слайды. Это могут быть классические произведения или звуки природы (вьюга, пение птиц, ветер, шум воды, звон колоколов и праздничные песнопения) (слайд 14).

Рисунки, созданные детьми, обсуждаются и отбираются лучшие, я сортирую их по темам и классам и  размещаю в разделе “Творчество” >>> “Художественные выставки” (http://schule72spb.ru/ucheba/hudozh-vystavki.html) на школьном сайте в виде галереи. (4) (слайд 15), (слайд16), (слайд 17).

Некоторые ученики участвуют в районных, городских, всероссийских  и  международных конкурсах. Как правило, дети занимают призовые места. Родители, ученики и все желающие могут просмотреть эти работы в любое время - страница «Итоги конкурсов» - http://schule72spb.ru/vne-klass/konkursy/konkursy-itogi.html (5) (слайд 18, слайд 19).

Для детей размещение их работ в сети является хорошим стимулом в учебе. Ученики охотно и продуктивно работают. Они с нетерпением ждут появления своей работы в галерее. В книге отзывов, на школьном сайте , родители могут высказать свое мнение об увиденном или оставить какую-то просьбу или предложение. Размещение детских выставок ведется регулярно уже на протяжении нескольких лет.

Для начальной школы особое значение имеет общение и взаимодействие с родителями.

Коммуникация с родителями в сети  интернет происходит по двум направлениям - это отклики в гостевой книге школьного сайта на работы детей в сетевых выставках (слайд 20) и обсуждение дисциплинарных, организационных и творческих аспектов работы. (6) (слайд 21).

 

Я показала Вам, как я работаю с малышами на уроках ИЗО. Разумеется, со старшими школьниками мы используем еще больше мультимедийных и интерактивных методик,  а также значительно больше используем Интернет. Мое мнение -  в  современном уроке просто необходимо использование ИКТ.    

 

Литература и источники

(1) Лещинский В. И. Педагогическая технология личностной ориентации. -  Воронеж:  Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - с.11

(2) Шелтукова Т. Б. Использование современных технологий в образовательном процессе, обеспечивающем личностно-ориентированную направленность // Социальная сеть работников образования nsportal.ru  -http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy-v

(3) Иванова Н. Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" -  http://festival.1september.ru/articles/310931/

(4) Страница “Художественные выставки” // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа” -  http://schule72spb.ru/ucheba/hudozh-vystavki.html

(5) Страница “Итоги конкурсов” // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа”  - http://schule72spb.ru/vne-klass/konkursy/konkursy-itogi.html

(6) Книга отзывов и предложений // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа” - http://schule72spb.ru/guestbook/index.php

 


 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада