Осипова Светлана Александровна, Ульяновская Светлана Николаевна. Городской экологический и профориентационный проект «Вода +» для учащихся 8-х классов
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 14:30
- Автор: Administrator
- Просмотров: 889
Осипова Светлана Александровна,
учитель ИЗО,
классный руководитель,
Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог
Городской экологический и профориентационный проект «Вода +» для учащихся 8-х классов
(Социальный партнер - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)
Аннотация
В статье рассказывается о работе образовательного учреждения с социальным партнером ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». На примере профориентационных и исследовательских мероприятий, проведенных в 2017 году с учащимися 8-х классов по методу проектов, показано, как определялись цели проекта социальными партнерами, какие задачи были реализованы участниками, как цели, поставленные в начале проекта взрослыми, воплотились в результаты и продукты исследовательских работ восьмиклассников. Такое взаимодействие позволяет образовательному учреждению своевременно реагировать на изменение требований общества и обеспечить соответствующий уровень социализации школьников
Организация учебно-проектной деятельности для подростков имеет свои особенности. Беззаботное детство почти позади, ребята начинают задумываться о будущем, о жизни и выборе профессии. На этом этапе очень важно продолжить работу по профориентации.
Профориентация включает ряд этапов: желание, анализ своих возможностей, изучение профессии, анализ рынка труда, выбор учебного заведения, получение профессиональных навыков и знаний. Желание (выбор профессии), в идеале, должно быть осознано к 8-9 классу перед принятием решения о поступлении в колледж, лицей или о дальнейшем обучении в школе в 10-11 классах и поступлении в институт. Подросток еще учится самого себя понимать и договариваться с самим собой, а здесь надо делать выбор, определяющий его жизнь на десятилетия. Типичные ошибки при выборе профессии: ориентация на престижность профессии, некорректная информация о профессии, отсутствие возможности приобрести какой-либо профессиональный опыт до осуществления выбора, неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов. При всей погруженности в информационные сети у подростков не развит навык самостоятельного движения в информационных полях, не сформированы представления о рынке труда, ограничена возможность понаблюдать за реальной работой специалиста. Особое значение обретает выход за рамки классной комнаты и школы, расширение кругозора школьников за счет подключения внешних институтов и источников.
Групповой межпредметный профориентационный проект, который был реализован в 2017 году в двух восьмых классах, был нацелен на получение опыта и знаний о ряде профессий связанных с инженерными специальностями, водоподготовкой, водоотведением и экологией. Партнером проекта стал Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» [1].
Что такое социальное партнерство? Что делает социальный партнер?
Эффективное социальное партнерство в сфере образования предполагает наличие общественной потребности, реализацию локальных целей участников этого партнерства, проявление инициативы со стороны образовательного учреждения и поддержка инициативы партнерами. Актуальность участия в проекте для школьников определяется необходимостью познакомить подростков с результатами деятельности Водоканала Санкт-Петербурга, его достижениями в области сохранения и защиты окружающей среды Балтийского региона, а для школы - необходимостью в профориентационном сопровождении обучающихся и стремлении привить детям знания об экологии и здоровом образе жизни.
Для совместной работы был выбран проект «Вода +» [2], с основным ролево-игровым методом, с содержательной точки зрения - проект имитационно деловой, моделирующий профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной. В проекте был предусмотрен блок научно-исследовательской деятельности: интерактивная викторина и подготовка собственного проекта по водоснабжению города. «В работе над проектами обязателен исследовательский метод. Исследовательский метод основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов» [3].
Цель проекта - дать представление школьникам о профессиях, востребованных в Санкт-Петербурге, о крупнейшем в городе работодателе - «Водоканале», об экологических проблемах, которые решаются в городе.
Задачи, реализуемые в проекте
Для взрослых – кураторов проекта - в проекте решались следующие задачи:
- со стороны ДЭЦ: поощрение школьников анализировать свои действия, понимать, какое влияние они оказывают на окружающий мир, и принимать правильные решения, мотивация подростков быть защитниками природы.
- со стороны кураторов команд: организация взаимодействия подростков из разных классов в реальном масштабе времени и виртуально в группе «VODA плюс» [4], организованной для информационного сопровождения, аккумулирования информации и для реализации воспитательных задач; ознакомление обучающихся с работой в программе «АвтоКад»; подготовка ребят к презентации своего проекта во время деловой игры и для выступления на школьной конференции (конструктивность высказываний, эмоциональная рефлексия, формирование позитивного отношения к ровесникам из другого класса в ситуации конкурентной борьбы).
По характеру координации это был открытый, явный вариант сопровождения обучающихся. «Координаторы выступали в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников» [5].
Планируемые результаты проекта «Вода +» - профориентация подростков, развитие метапредметных и личностных УУД, в т.ч.
-
познавательных: работа с информационными источниками, анализ и синтез изученного, прогностическая работа в проекте, работа с профессиональным программным обеспечением «АвтоКад»,
-
регулятивных: развитие навыка контроля и самоконтроля, оценка своих действий и действий членов команды,
-
коммуникативных: формирование навыка сотрудничества, умения общаться в конкурентной ситуации, умения выступать перед незнакомыми людьми».
По мысли Дьюи, роль учителя в процессах обучения и воспитания, сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности, что полность соответствуют духу и замыслу метода проектов[6], а «реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера» [6].
Планирование и реализация проекта
Проект состоял из трех этапов и охватывал всех учащихся двух классов по направлению «экологическое просвещение» и дополнительно две группы по пять человек от каждого класса по направлению «профориентация», предполагалась также общая командная работа и участие в межшкольной деловой игре.
Классы в полном составе посетили мультимедийный комплекс «Подземный мир Санкт-Петербурга» и приняли участие в интерактивной программе «Город у моря». «В петербургском Водоканале убеждены: нельзя изменить экологическую ситуацию к лучшему только с помощью нового оборудования и современных технологий. Нужно менять экологическое сознание людей, формировать культуру водопотребления, прививать навыки бережного отношения к воде. И если взрослым зачастую трудно поменять свои привычки, то дети открыты новым знаниям» [7]
Занятие проходило в мультимедийном комплексе «Подземный мир Санкт-Петербурга» и Детском экологическом центре. Восьмиклассники получили знания о том, как осуществляется работа по водоснабжению и водоотведению города, получили информацию о технологиях очистки питьевой и сточной воды, о том, как влияют географические особенности местности на системы водоснабжения и водоотведения, о способах снижения нагрузки на акваторию Финского залива.
Две команды, приняли участие в межшкольной викторине на базе ДЭЦ по теме водоподготовка и водоотведение (См. Фотоальбом в группе [8]) и получили персональное командное задание – разработка проекта водоснабжения и водоотведения населенного пункта с заданными параметрами (численность населения, наличие водных ресурсов, климатическая зона).
Интерактивная викторина и экскурсия, до начала работы по индивидуальному проекту, были необходимы, так как термины «водоподготовка» и «водоотведение» обучающимся были незнакомы, а знания о способах очистки воды в населенных пунктах поверхностны. После викторины команды получили от социального партера дополнительные материалы (буклеты) с информацией по тематике проекта и параметры для разработки своих проектов. Затем в течение месяца команды самостоятельно работали над проектами водоснабжения и водоотведения заданных городов. В финале проекта в ДЭЦ была проведена межшкольная деловая игра «Вода и города», где участники, команды из разных школ города, защищали свои проекты, согласовывали их в различных инстанциях - в «Комитете по природопользованию», «Центре исследования качества воды», у «Технического директора водоснабжения», «Технического директора водоотведения» и т.д. По итогам игры, команда-победитель награждалась экскурсией на городские очистные сооружения, режимный объект, куда попасть школьнику практически нереально.
Формирование групп, распределение ролей, организация взаимодействия
Две команды по пять человек, выразивших заинтересованность участия в городском проекте, были сформированы из учащихся одной параллели. Нам хотелось сдружить детей из разных классов, но, по факту, это не удалось сделать. Дух соперничества оказался сильнее, участники проекта поддерживают рабочие, ровные взаимоотношения, но предпочитают общаться со своими одноклассниками. Эта проблема – низкий уровень взаимодействия ровесников из разных классов одной параллели - требует дальнейшего исследования, редко удается сдружить обучающихся из разных классов так, чтобы они чувствовали себя коллективом, который соотносит себя с учебным заведением и гордится тем, что учится в нашей школе.
Мотивация к участию в проекте
Основной мотивацией участия в проекте был интерес к тому, как работают люди на таком крупном городском объекте, как ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Все началось с экскурсии и игры, а потом последовало предложение принять участие в городском экологическом конкурсе.
Дополнительным мотивирующим бонусом программы для победителей была возможность побывать на главных очистных сооружениях.
Условия конкурса, конкурсные задания
Задание для команд состояло из нескольких этапных задач:
-
изучить схему города с заданной численностью населения, водными ресурсами и климатической зоной;
-
продумать схему водоснабжения и водоотведения города;
-
составить схему взаимодействия главных объектов города (жилые районы, предприятия, социальные объекты) и системы водоснабжения;
-
распределить основные станции водоочистки, доказать их необходимость и эффективность;
-
привести аргументы, почему именно эта система водоснабжения и очистки должна быть применена в городе
-
продумать мероприятия на случай ЧС с системой водоснабжения.
На подготовку было отведено не очень много времени, так что команды сразу включились в работу, углубляли знания по некоторым предметам, решали какую область изучить с нуля и как это все интегрировать в одном проекте.
Формирование команды и распределение ролей
В 8 «А» был утвержден состав команды, выбран капитан, выбраны главные люди по подбору материала для выступления, те, кто будет выполнять художественную часть работы, кто будет обрабатывать проект в графической программе, кто будет представлять и защищать проект.
В 8 «В» структура команды проявилась во время работы с проектом. Двое юношей в команде претендовали на роль лидера, но не заявляли об ответственности за результат работы, девушки – взяли на себя оформление проекта и основные информационные поиски. В те моменты, когда учащимся было не ясно, что делать дальше, куратор включался в работу.
Ход работы над проектом
Команда 8 «А»
Главные геологи и архитекторы команды 8 «А» изучили местность и разметили на нарисованном плане городскую планировку. Затем последовало долгое и тщательное изучение материала по биологии, химии, физике и экологии. Команда изучала состав воды с примесями, составы фильтрации, вредных и полезных микроорганизмов. Особенно сложно дались знания по изучению конструкций на рыбной ферме, систем подачи воды и утилизации отходов. Это был один из главных стратегических объектов города.
Затем, все разработки нужно было свести к единой схеме. На этом этапе приступили к работе художники, и во главе всей этой системы производства оказалась я (С.А.Осипова) как классный руководитель, художник, архитектор и адвокат по урегулированию споров.
Ребята были вовлечены в проект и каждый раз в процессе подготовки удивляли взрослых и друг друга своими знаниями в какой-либо области. Неожиданно выявились те дети, которые могут увлеченно и грамотно рассказывать об изученном ими материале.
Информации добыли столько, что потом никак не могли решить, что использовать в работе, а что нет. Каждый старался доказать важность его вклада в проект.
На следующем сложном этапе необходимо было придумать что-то необычное, чего не будет ни в одном проекте. 8 «А» решил свою нарисованную схему воссоздать в программе, которой пользуются многие архитекторы, это «АвтоКад» (специально разработанная программа для построения чертежей).
См. схему в группе проекта https://vk.com/club144919205?z=photo-144919205_456239044%2Fwall-144919205_25
Эта программа для ребят была неизвестной, мы вместе изучили ее азы и построили очень удобную для нас схему. Сначала все шло тяжело, так как эта программа имеет множество функций, огромное количество неизвестных нам значков, символов и спецэффектов. Но поработав, ребята оценили возможности программы, схема была получена и ее можно было корректировать в процессе дальнейших обсуждений. С окончательным электронным вариантом мы и отправились на защиту.
См. фотографии с защиты в группе проекта https://vk.com/club144919205?z=photo-144919205_456239019%2Fwall-144919205_2
Команда 8 «В»
В 8 «В» акцент в схеме работы по водоснабжению города был сделан на экологию и безопасность, основное предприятия города занималось выращиванием цветов, городские отходы утилизировались и из них производились удобрения для этого производства. Ребята быстро освоились с терминологией, обсуждали преимущества разных видов канализации и хранения запасов воды.
Продукт проекта
Каждая команда подготовила свой проект водоснабжения города с заданными параметрами. У 8 «В» это был город Эврика.
См. схему в группе проекта https://vk.com/club144919205?z=photo-144919205_456239065%2Fwall-144919205_37
Публичное представление результатов – деловая игра
Во время защиты проекта команды двигались по различным станциям, защищали свой проект, доказывали свое мнение и чувствовали себя настоящим профессионалами своего дела. Самой запоминающейся станцией была «У мэра города», там ребята чувствовали себя особенно напряженно, так как выступали перед заместителем главы администрации Водоканала. Он и играл роль мэра города.
Фотографии деловой игры размещены в альбоме Деловая игра. Защита проекта в профильных Комитетах администрации Санкт-Петербурга https://vk.com/album-144919205_243617164
Вопросы, которые задавали представители «Водоканала», были профессиональные. Например, для команды 8 «В» сложным оказался вопрос представителя «Комитета по финансам» о том, какая сумма им, как администрации их города Эврика, необходима для развития и на какие цели они потратят эту сумму, если она будет выделена.
У команды 8 «А» были сложности с «Комитетом по ресурсам», ребятам сложно было связать численность населения и прогнозы по потреблению воды и отводу стоков в своем городе. «Комитет по ЧС» интересовался как команды будут обеспечивать жизнедеятельность своих городов, если пересохнут водоемы или в них попадут загрязняющие вещества, сломается что-нибудь на станциях водоподготовки или водоочистки и т.д.
По результатам деловой игры команда 8 «А» заняла 1 место в номинации «Самый экологичный город», а команда 8 «В» стала победителем в городском конкурсе.
Итоги проекта
Через несколько месяцев, 22 мая 2017 года, команды 8 «А» и 8 «В» как победителей городского проекта пригласили на экскурсию на Водоканал.
В группе участников проекта (https://vk.com/club144919205?w=wall-144919205_45%2Fall) размещен отзыв об экскурсии Тамары Назаренко (8 «А» класс):
«22 мая мы с группой по проекту "Вода+" посетили экскурсию по очистным сооружениям на Водоканале Санкт-Петербурга. Благодаря экскурсии мы узнали много нового и интересного о том, как и на каких сооружениях очищают воду. Экскурсовод показала нам карту водоканала, а также провела экскурсию по самим очистным сооружениям. Нам рассказали, что технологический процесс водоподготовки включает несколько основных этапов: аммонирование воды,
обеззараживание воды, фильтрация через песчаную загрузку, отстаивание и многое другое. Еще мы узнали, что за состоянием воды в реке Неве следят речные раки. Нам даже показали нескольких раков. Кроме того, во время экскурсии можно было попробовать уже очищенную на водоканале воду.
Мы, ученики 8"А" и 8"В" классов 72 школы, благодарим Водоканал Санкт-Петербурга за полученные знания и прекрасную экскурсию!»
Фотоотчет «Экскурсия на ГВС, май 2017. Экскурсия на первую городскую водоочистительную станцию май 2017» содержит 85 фотографий, которые сделали ребята во время посещения городской станции водоподготовки «Водоканала» (https://vk.com/album-144919205_244335472).
В конце года 28 апреля 2017 года команды 8 «А» и 8 «В» выступили на школьной конференции, где постарались рассказать другим классам об этом проекте. При подготовке к конференции ребята дополнительно провели эксперименты и исследования, связанные с экологией и водой, результаты своих исследований они размещали в группе VK.com «VODA плюс». Проект может иметь продолжение, все результаты исследований сохраняются в VK. Из-за ограниченности времени на выступление во время конференции об этих экспериментах и исследованиях рассказать не удалось, но материалы доступны в виртуальном архиве группы.
Например, здесь (https://vk.com/club144919205?w=wall-144919205_26%2Fall) размещена информация об эксперименте, который провел Вадим Кузнецов (8 «А» класс), он изучил влияние кока-колы на живой белок.
А в посте от 27 апреля 2018 года на стене группы - https://vk.com/club144919205?z=video78852083_456239059%2Fb73f79e83a0bd4288c%2Fpl_post_-144919205_38 - видео подготовленное Анастасией Мининой (8 «А» класс) о том, что из напитков доступно учащимся в школьном буфете и что пьют дети.
В 2017-2018 учебном году в проекте «Вода +» приняли участие учащиеся 8 «В» класса (классный руководитель Шарикова Е.А), они не стали победителями в масштабе города, но узнали много нового о подготовке воды для использования и очистке сточных вод и о профессиях, которые нужны крупнейшему работодателю в Петербурге. Петербург – самый крупный мегаполис, расположенный на берегах Балтийского моря, и поэтому у его жителей особая ответственность и перед Балтикой, и перед будущими поколениями.
Литература и источники
[1] Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». URL: http://www.vodokanal-ecocenter.ru/
[2] Проект «Вода +» https://decvodokanal.timepad.ru/event/643533/
[3] Что такое образовательный проект. Архангельский областной институт открытого образования. http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/222/rekomendatsii_k_konkursnomu_meropriyatiyu_obrazovatelnyy_proekt.pdf
[4] VODA плюс https://vk.com/club144919205
[5] Что такое образовательный проект. Архангельский областной институт открытого образования. http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/222/rekomendatsii_k_konkursnomu_meropriyatiyu_obrazovatelnyy_proekt.pdf
[6] Цит. по Реализация метода проектов и исследовательского метода в процессе обучения труду учащихся с ОВЗ https://studwood.ru/1655122/pedagogika/realizatsiya_metoda_proektov_issledovatelskogo_metoda_protsesse_obucheniya_trudu_uchaschihsya
[7] Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» http://www.vodokanal-ecocenter.ru/uchitelyam/o_centre/
[8] VODA плюс Экологическая викторина "Вода+" https://vk.com/club144919205?z=album-144919205_243617126
Ссылка для цитирования:
Осипова С.А., Ульяновская С.Н. Городской экологический и профориентационный проект «Вода +» для учащихся 8-х классов //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-svetlana-aleksandrovna-ulyanovskaya-svetlana-nikolaevna-voda-vodokanal