Осипова Светлана Александровна. Сценарий мероприятия “ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА”

Осипова Светлана Александровна

Сценарий мероприятия "ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА"
(март 2013 г., класс 4 "а")


ЦЕЛЬ:
Дать понятие семьи и семейного очага.

ЗАДАЧИ:
- Воспитать у детей чувства долга, доброты, уважения, ответственности;
- Воспитать чувство любви к родному очагу и близким;
- Дать представление о культуре общения в семье и классном коллективе;
- Дать представление о семейных ценностях;
- Привить чувство сплоченности в коллективе;
- Приобщить к культуре своего народа и народов разных национальностей.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор, аудио-система, микрофон, плеер.

МАТЕРИАЛЫ:
● Листы с рассказами о семье, альбом для сочинений и фото;
● Макет костра, шкуры животных, корзина с бананами, корзиночки с конфетами, ёлка с игрушками, карточки с заданиями, буквы для заголовка;
● Фонограммы песен и танцев ”Бабушка рядышком с дедушкой”, мелодии племени, ”Школьная семья”;
● Костюмы для детей.

ДЕКОРАЦИЯ:
Надпись на занавесе ”Тепло родного очага”, все действия сопровождаются слайдами, фотографии семей на занавесе, в центре пола для выступающих макет костра, вокруг разложены шкуры, на сцене за занавесом наряженная елка с подарками.

Участники:
Ученик 1 - Ведущий (Никита)
Ученики 2, 3, 4, 5, 6, 7 (Надя, Ира, Аня, Вадик, Юсеф, Настя)
Учитель - Светлана Александровна Осипова
Родители
Мама 1
Мама 2
Племя
Вождь


Ученик 1: Добрый день, дорогие ребята, любимые родители и уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем семейном празднике "Тепло родного очага", посвящённому всем нам и тому, что объединяет нас друг с другом – семье или семейному очагу.

Учитель: Наш очаг еще только разгорается, но к концу нашего праздника очень хочется, чтобы стало всем теплее.

(Слайд № 1. Пламя)

osip-teplo-01

(звучит музыка племени, звуки барабана)

Забегают участницы племени Надя и Ира, движения

Племя: Ой, куда это мы попали? Что это они делают?

Ученик 1: Кто вы такие?

Племя: Мы жители племени “Черный дракон “. А вы кто ?

Ученик 1: А мы ученики одного класса и собрались здесь, чтобы узнать друг о друге, о наших семьях и разобраться в том, что для нас семья и как её сохранить и сделать счастливой.

Племя : Но зачем это надо? Мы не знаем, что такое семья, и нами руководит вождь , мы все ему подчиняемся, а иногда мы делаем, что хотим: кувыркаемся, скачем, отнимаем еду, которая нам нравиться, охотимся (бросают шкуры к огню), и это наша добыча!

Ученик 1: Но мы ведь живем в цивилизованном обществе и не можем позволить себе жить, где и как хочу. У нас есть чувства к другим родственникам, мы их любим и должны уважать их и окружающих. Поэтому хотим узнать больше о своих одноклассниках и что для них значит семья.
(Снова звучит музыка племени и входит вождь с 2 дочками и сыном, выносят корзину с бананами и тигра.)

(Слайд № 2. Изображение племени)

 osip-teplo-02


Вождь: Я вождь племени! Это мой очаг, и я его буду сохранять и никому не отдам нашу добычу. Мы живем по своим законам, законам нашего племени и нашей семьи.
(ставит корзину с бананами в сторону)

Племя: (слайд с людьми племени) Чтобы разжечь очаг, нужно было научиться добывать огонь. Мы терли сухие крепкие палочки друг о друга ,сначала появлялся дымок и искры, а потом долгожданный огонь. С помощью него мы смогли развести костер, на котором начали жарить мясо, так оно становилось вкуснее. С помощью огня мы охраняем свое жилище от врагов, греемся, собираемся всем племенем и многое другое, поэтому сохранение нашего очага это ответственное и важное дело.

Учитель: Уважаемый вождь и жители племени, мы очень рады, что вы сохраняете свой очаг и традиции. Посидите с нами, и вы узнаете, как живут наши семьи и что мы делаем , чтобы наша семья была счастливой , что значит для нас наш домашний Очаг. Ребята, а как вы можете объяснить слова домашний очаг?

Ученик 1: Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире выражение “родной очаг” стало обозначать семью, дом.
Что еще может означать слово очаг?

Дети: источник огня,семью

Учитель: Давайте посмотрим, какое понятие дает нам толковый словарь Ожегова.

Аня (читает): Очаг - это
1. Устройство для разведения и поддержания огня.
2. Домашний (семейный) очаг - родной дом, семья.
Что же такое семья?

(Ответы детей....)

Когда люди живут вместе, ведут одно хозяйство и воспитывают детей.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе.

Посмотрим, что написано в словаре Ожегова: Семья - группа живущих вместе близких родственников.

Ученик 1: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Учитель: Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Для создания хорошей семьи необходимо многое знать и уметь.
Сейчас вы немного поработаете в группах, это будет ваша семья. Таких семей будет две.
Посмотрите на слайд. Здесь написаны понятия, которые помогают создавать семью, а какие разрушают ее. Первая семья должна выбрать понятие сохраняющих семью,а вторая-разрушающие. Понятие нужно выбрать и дать объяснение, какое действие оно оказывает на семью. Объяснение вы даете от лица члена семьи, который у вас написан на карточке. На выполнение задания у вас 2 минуты.

(Слайд №3. Как сохранить семью)

osip-teplo-03

Первая семья должна выбрать (Уют и порядок - мама. спокойствие - бабушка, здоровье - дедушка, любовь - папа, добро - дочка, чистота - младший сын, счастье - старшая сестра, дружба - младшая дочка, согласие - прабабушка, мир - брат и сестра)

Вторая семья должна выбрать( грубость - сын, ссора - дочь, ненависть - отец, болезнь - мать, вражда - брат с сестрой)

Ученик 1: Замечательно, если семья большая. Однако семья может быть и из 2 человек: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Учитель: Посмотрите на слайд.

(Слайд №4. Звериная семья)

osip-teplo-04


На нем есть подсказка, на какие группы можно разделить семьи? - На большие, средние и маленькие.

Ученик 1: В каждой семье есть свои памятные даты и события, которые вы фотографируете и собираете в свой семейный альбом.

Учитель: Что же такое семейный альбом?
(Ответы детей......)

Учитель: А теперь давайте послушаем, как это понятие объясняет толковый словарь.

Аня: (читает из словаря) Семейный альбом – тематическое собрание фотографий близких родственников.

Учитель: Вы сегодня принесли по одному листочку из вашего семейного альбома, на котором нарисован герб вашей семьи, есть любимые фотографии и сочинение о своей семье . Эти листочки мы соберем в один общий классный альбом. Ведь у всех вас есть еще и школьная семья. Как вы считаете ,кого можно отнести к вашей школьной семье?

Ответы детей: (Одноклассники, учитель, родители).

Ученик 1: Да, все мы живем общими интересами, решаем общие проблемы и радуемся успехам одноклассников.

Учитель: Давайте послушаем сначала тех, кто живет в небольшой семье, что они включают в понятие семьи и домашнего очага.

Ученик 1: Вот и собран наш классный альбом, его мы будем пополнять и другими фотографиями с семейных праздников.

Учитель: Какая бы ни была семья, большая или маленькая, все равно членов семьи объединяет что-то, что создает семью и помогает поддерживать тепло семейного очага.
Как вы считаете, что же это?

Ответы детей: (Любовь, взаимопонимание…..)

Ученик 1: Веками люди наблюдали за укладом семьи, за поведением членов семьи и создавали песни, пословицы и поговорки. Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого или в честь кого-либо из членов семьи.

Учитель: Когда, кто и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее узнает, что означает имя, а кто-то дает имя потому, что оно просто нравится.

Ученик 1: Наблюдается традиция: например, наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее.

Учитель: Иногда, бывает, что в обычной жизни происходит настоящее чудо при обращении к святым, тогда благодарные родители могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери увековечить свое отношение к небесному покровителю. Посмотрите на слайд. Там вы увидите лики некоторых святых, в честь которых особенно часто дают имена или которых почитают в семье.

(Слайд № 5. Святые)

osip-teplo-05

А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников или святых.

Учитель: Вот видите, большинство из вас имя получили не случайно, а выбиралось оно с глубоким смыслом.

Ученик 1: Не только об имени говорилось в исторических книгах, но и о быте людей. По долгим наблюдениям за жизнью людей сложились пословицы, которые несут глубокий смысл.

Учитель: Давайте снова поработаем в группах-семьях, но теперь вам поможет кто-нибудь из родителей и вождь племени. У вас на столах лежат карточки, разрезанные пополам, надо найти вторую половинку пословицы и объяснить смысл высказывания.

Карточки:

Семья вместе, так и душа на месте.
В семье и каша гуще.
Семьей и горох молят.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья в куче – не страшна и туча.
Семья без детей, что цветок без запаха.

Учитель: Мы уже часто говорили о тот, как вести себя в школе, на улице, но ведь в семье тоже нужно знать, как себя вести, чтобы никого не обидеть. Давайте посмотрим на слайды, на фотографиях показаны ситуации , попробуйте назвать правило поведения в семье. Вождя мы попросим помочь одной части классной семьи, а другой половинке классной семьи маму 1.
Давайте выведем правила поведения в семье.

(Слайд № 6)

osip-teplo-06

(Дети высказывают свои мысли и все вместе приходят к правилам семейного поведения):
1. Уважать старших.
2. Понимать друг друга.
3. Помогать по дому.
4. Не жадничать.
5. Делать работу вместе.
6. Не обманывать.
7. Дружить и не обижать.
8. Ухаживать за животными.
9. Заботиться о младших.

Учитель: А как вы относитесь друг к другу дома, чем помогаете своим родным?
Что нам скажет вождь, как обязанности распределяются в племени?

(Ответы вождя .....................................)

Учитель: Вот видите, в каждой семье тепло домашнего очага поддерживается по-разному.
В семье есть свои правила и традиции, а также семейные праздники. Какие праздники вы отмечаете в семье?

Ответы детей: (…..)

Но в одной семье праздник получился таким. Давайте посмотрим сценку по рассказу М.Зощенко "Ёлка".

(Слайд № 8)

osip-teplo-08

"Ёлка" (Рассказы для детей. М.М. Зощенко)
(Слова автора произносят от 3 -его лица, выпущены слова автора, сопоставимые с действиями героев)
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем. И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко. И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Леля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех. Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю:
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки. Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату. Леля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями. И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка. Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко? Леля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лелька научила.
Мама говорит:
— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется. И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите. И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться. И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой. И моя сестрёнка Леля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется. И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся. И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошёл наш папа. Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

(Слайд № 9)

osip-teplo-09

Учитель: Как вы считаете, почему не получился праздник, и кто повел себя не правильно?

Ответы детей: (…..)

Учитель: В семье есть еще один очень важный праздник, но он бывает, к сожалению, редко. Это "золотая" свадьба. Кто знает, что это за дата?

Вадик: Это праздник, который позволяет почувствовать сплоченность и единство семьи, традиции, в ней сложившиеся. Именно золотая свадьба во многом говорит о том, что в семье любовь и счастье передаются по наследству, являются признаком этой семьи. Рядом с юбилярами оказывается плод их многолетней совместной жизни - радостные дети, внуки, правнуки.
Золотую свадьбу отмечают почти так же пышно, как и самую первую. Вот где по-настоящему чувствуется тепло родного домашнего очага.
Отмечает это событие вся семья, все родственники, давайте пригласим родителей и вместе споем об этом радостном событии.

(Слайд № 10)

osip-teplo-10

Танец. “Бабушка рядышком с дедушкой”
( на втором припеве родителей провожают на место)

Ученик 1: Мы сегодня много говорили о домашнем очаге, о семье, о том, как нужно вести себя, чтобы в семье люди были счастливы. Что поддерживает семейный очаг и тепло в нем, а что все это может разрушить.

Учитель: Давайте повторим, из чего складывается семья.

(Стихотворение) (Юсеф, мама 2) Что значит для меня моя семья?

(Слайд № 11)

osip-teplo-11

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.

Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива я полностью.


Вождь: Я тоже поняла, что такое семья, что в семейном очаге нужно поддерживать не только огонь, но и чувства. Домашний очаг - это люди, между которыми царит любовь и уважение. Мы тоже сегодня стали немного ближе к вашей семье, поэтому мы свою добычу хотим разделить на всех.

(Слайд № 12)

osip-teplo-12

(Угощение бананами. Настя переодевает костюм и готовиться к танцу.)

Учитель: С каждым годом очень бы хотелось, чтобы наша школьная семья укреплялась, и в ней больше становилось тепла и взаимопонимания.
А что нужно делать для того, чтобы наша школьная семья укреплялась, чтобы вы не ссорились? Как вы считаете, могут ли помочь в этом нам ваши родители?

Ответы детей: (…..)

Наш семейный праздник мы закончим совместной песней о школе.

(Слайд № 13)

osip-teplo-13

(Школьная семья. Песня)

Заключительное слово

Ученик 1: Уважаемые гости и дорогие наши родители! Мы рады были сегодня подарить всем вам чуточку нашего тепла. Любовь и уважение помогут вам жить счастливо.
Поэтому от всей души мы желаем вам любви, счастья здоровья и взаимопонимания в ваших семьях.

 


 

Материал и источники:

1. Стихотворение “Что значит для меня моя семья?”, автор неизвестен, Цит. по: Вафина Виктория Юрьевна. Внеклассное мероприятие "Семейная круговерть", http://festival.1september.ru/articles/512246/
2. Зощенко М.М. Ёлка. Цит. с сайта “Раннее развитие детей” http://www.razumniki.ru/elka_zoschinko_rasskaz.html
3. Песня “Бабушка рядышком с дедушкой”
4. Песня “Школьная семья”

Дополнительная информация