Осипова С.А. “Старший младшему” в школе 72. Особенности работы с двумя классными коллективами
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 70
Осипова Светлана Александровна,
учитель изобразительного искусства, черчения (технологии), МХК,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
“Старший младшему” в школе 72. Особенности работы с двумя классными коллективами
В этом году ситуация сложилась так, что мне пришлось взять два классных руководства в довольно непростых классах. В каждом из них множество проблем с обучением и поведением. Работа с двумя классами начального и общего образования представляет собой необычный и достаточно тяжелый опыт.
В Калининском районе разработана и реализуется профилактическая программа "Старший младшему", в задачи которой входит “формирование убежденности в выборе здорового образа жизни, а также формирование активной жизненной позиции, ответственного поведения и навыков, которые помогут подростку в будущем” [1].
Что пробую я: нормализовать поведение и успеваемость 4б и 8а класса, поделиться опытом и интересными событиями, которые были в 8а ранее, чтобы попробовать привлечь активистов 4б к подобным мероприятиям, научить общаться внутри коллектива, сделать друг другу больше полезных и добрых дел, минимизировать конфликты, развить способности и таланты закомплексованных и зажатых детей, пострадавших ранее в конфликтах класса.
Портрет 8а. До 6 класса это был устоявшийся коллектив, но очень проблемный в поведении. В связи с возрастающей учебной нагрузкой начали появляться проблемы с успеваемостью, наложился переходный возраст и появились проблемы общения детей и родителей, что породило новые проблемы.
К 7-му классу некоторые дети уже начали полностью управлять родителями, что ещё больше сказалось на успеваемости и посещении школы. После работы с родителями стало понятно, что некоторых проблемных детей надо переводить на семейное обучение, кому-то просто сменить школу на ту, где меньше нагрузка. К сожалению, семейные обстоятельства двух девочек, которые были почти отличницы, сложились так, что они ушли в другие школы. В коллективе стало меньше детей с высокой успеваемостью и больше трудных.
Через год наш уже 8-й класс пополнился пятью новенькими, но здесь тоже были свои сложности. К счастью, они достаточно быстро влились в коллектив, успеваемость пытаемся поднять хотя бы немного. Периодически это удается, дети растут, начинают осознавать необходимость получения новых знаний. В этом году работаем над тем, что у них теперь есть младшие друзья, которым нужно подавать пример не только хорошего поведения, но и высокой успеваемости. В классе есть несколько лидеров: две девочки и два мальчика. Они стали главной опорой и помощниками в совместных делах. Ребята 4 класса их обожают, прибегают к ним на переменах пообщаться, иногда совместно выполняют задания, которые даются сложно. Спасибо старшим, они никогда не отказывают.
Есть ребята, которые не любят возиться с мелкими, считают, что им это не нужно, но иногда комментируют их неправильное поведение, делают замечания, если видят, что те шалят. Получается, что хоть и косвенно, но участвуют в воспитании младших.
Портрет 4б. Класс объективно сложный. Я начала их учить со 2, но уже было видно, что будут проблемы с обучением и поведением. Большая часть коллектива - мальчики с очень сложным характером, привыкли делать то, что нравится, могли делать замечания учителю, высказывать некрасивые замечания на уроке своим одноклассникам, смеялись над неудачами, часто дрались. Их интересует только беготня и разрушение. Им, как мне казалось, не интересно всё, что направлено на созидание, на что-то доброе, где нужна ответственность. Увлечь удавалось на 10-15 минут, потом всё возвращалось в прежнее состояние.
К сожалению, это происходит потому, что некоторые родители считают, что их детей не нужно ни к чему привлекать, кроме как к учебе. Остальное дети делать не обязаны, а их шалости - это нормально.
У некоторых родителей позиция - дети должны учиться сами, поэтому я не подписываю дневник, не проверяю задание и мне все равно, что лежит в портфеле. Пусть приучается к самостоятельности, а я работаю. И писать, жаловаться на них не нужно. Не надо родителей отвлекать по пустякам. Учить и воспитывать дело учителя.
К счастью, к середине 1 четверти стали проявляться активные и позитивно настроенные родители. Они увидели изменения в детях и стали помогать мне в решении проблем. Сейчас это большинство родителей класса. Мы общаемся и пытаемся решить ещё имеющиеся проблемы. Они видят положительный опыт общения 4 и 8 класса, дети стали чаще рассказывать дома, чем они занимались в школе, свои планы, как им помогали восьмиклассники.
Немного есть прогресс и в учебе. Дети 4 класса стали активнее работать на уроках, пусть не все верно отвечают, но они пытаются и работают активно, почти никто уже не балуется, а слушает объяснения. Есть ещё несколько человек, кто не может высидеть весь урок и ищет приключений, но другие дети делают им замечания, что нормализует дисциплину.
Хотя все ещё остаётся много проблем, которые мешают учиться ещё лучше. Пока их успеваемость самая низкая в параллели. Это было озвучено родителям, но большинство это не взволновало.
Тем самым, родители - это и проблема, и решение. Решение некоторых проблем произошло благодаря понимающим родителям. Их дети стали менее закомплексованными. На уроках стали давать все больше правильных ответов, появился интерес расти в разных направлениях. Видимо, разговоры этих родителей с детьми дома были успешными потому, что дети стали активно мне помогать, прислушиваться к моим советам, увидели в себе изменения к лучшему. Маленькие помощники на переменах постоянно со мной. Они уловили мой совет, что нужно иногда подойти и спросить, чем помочь однокласснику или учителю, если ты чувствуешь силы и желание это сделать. Теперь ежедневно от них слышу: ”Чем Вам помочь? Дайте ещё поручение!” Это очень радует, потому что я вижу, они делают от души. Появилась мысль, в двух классах завести Книгу добрых дел, которую заполняю я и также могут это делать ученики, если им кто-то помог. Это так называемый лист благодарности, который висит на стенде. В конце 2 четверти мы подвели итоги, посчитав, кто из детей сделал больше всего добрых дел. Эти ребята получили небольшие подарочки от меня и Деда Мороза. Ребята так прыгали от счастья, что я решила обязательно продолжить эту традицию в 4б и 8а. Понимающие родители тоже отметили этот положительный эффект и по итогам 2 четверти написали много приятных слов и рассказали, какими счастливыми их дети сегодня пришли домой.
На родительском собрании мы определили несколько совместных дел с родителями и детьми. Это стали мастер-классы и совместные экскурсии. Несколько уже прошло и они удались. Об этом чуть позднее.
Взаимодействие и события
8-й класс настороженно отнесся к 4-му, который я подхватила в этом году. В сентябре и октябре они достаточно много общались, ребята 8 класса развлекали их на перемене, помогали делать уроки. 8-й воспринимал 4-й, как маленьких и послушных, а оказалось, что они совсем не такие, каждый раз старшие ребята удивлялись поведению младших, несмотря на то, что в их возрасте были очень непростыми.
Начались наши совместные дела. Начали, как нам казалось, с самого простого. Мы решили вместе пойти в кино! Только благодаря старшим мы дошли до кинотеатра. Выйдя на улицу, четвероклассники разбежались в разные стороны и забыли о всех правилах дорожного движения и безопасности, которые были им рассказаны в школе. Старшие активные ребята постоянно возвращали в строй младших, брали их за руку и следили за поведением на дороге. В самом кинотеатре восьмиклассники следили за младшими, помогали им купить вкусняшки и играли, пока мы ждали фильм. На обратном пути было уже намного лучше. Первый совместный выход все же случился и все целы.
Следующим совместным делом стала экскурсия по школе для 1 класса.
Была набрана группа активистов из 8а и 4б. Определили наиболее интересный маршрут по школе с показом кабинетов и интересных моментов из истории школы. Все это нужно было рассказать первоклассникам, показать кабинеты, которые в дальнейшем им могут понадобиться.
Сложность состояла в том, что весь процесс путешествия по школе должен был проходить во время урока, поэтому нужно было создать идеальную тишину среди учеников 1, 4 и 8 классов. Причем ответственность за это была возложена на восьмой. Текст был составлен и выучен. Во время 1 репетиции стало понятно, что 1 класс нужно делить на 2 группы и соответственно создавать группу дублёров-экскурсоводов. Добавили ещё несколько человек из 4 и 8. Отрепетировали маршруты, чтобы группы в процессе экскурсии не пересекались.
Провели, ура, получилось!
Четвероклассники почувствовали себя взрослыми и очень умными, так как смогли ответить на все вопросы первоклашек. Восьмиклассники были горды собой, что смогли контролировать этот процесс в 1 и 4 классе.
Еженедельные классные часы ”Разговоры о важном” - тоже интересный опыт, так как тема одна, а вот возраст разный и материал нужно преподнести так, чтобы интересно было всем.
Игра - вот что объединяет любой возраст! Классный час чаще всего переходит в руки активных. Отгадываем, решаем, играем и смотрим интересные сюжеты, высказываем свое мнение, мотивируемся к учебе, развиваем патриотизм, чувство уважения. Вместе поем гимн, звучит очень необычно.
Перед новогодними праздниками и зимними каникулами было задумано несколько совместных дел: изготовление новогодних игрушек, мастер-класс с родителями и детьми, показ сказки для начальной школы. В процессе подготовки класса к Новому году возникла идея сделать камин, что стало крупным совместным делом и лучшей для нас фотозоной.
Подготовку шаблонов игрушек начали ещё на уроке труда. Тема была определена школой, поэтому выбора не было. Все должны были нарядить ёлку в классе в соответствии со сказкой ”Щелкунчик. Проведя родительское собрание в декабре, мы продолжили делать игрушки, но теперь не только с детьми, а и с их активными родителями, которые пожелали остаться на мастер-класс. Это их очень заинтересовало. На собрании возникли нестандартные моменты, но решив их частично мы перешли к мастер-классу.
Некоторые дети уговорили родителей делать игрушки почти всей семьёй. Были мамы, папы, дети. Столько необычных эмоций, главное - дети были счастливы и очень гордились тем, что делают с родителями. Некоторые дети стали учить мам и пап правильно закрашивать, стали соревноваться по количеству и сложности сделанных игрушек. Так как время было ограничено, некоторые семьи часть заготовок забрали домой, чтобы доделать уже дома вместе с ребенком.
У всех отлично получилось и игрушки заняли почетные места на классной ёлке. Эта ёлка стала нашим музейным экспонатом, которую дети охраняли все перемены и следили за тем, чтобы некоторые нарушители класса не испортили игрушки.
Дети с нетерпением ждали конкурса на лучшую школьную ёлку, так как были уверены в том, что наша получилась просто шикарной. Особенно их охватывала гордость, когда в класс заглядывали дети других классов и удивлялись тому, что получилось у 4б. Ещё один положительный опыт в копилочку классов.
8а свои игрушки сделал на открытом уроке внеурочной деятельности и часть подарил 4б.
Подготовка к новогодним выступлениям и репетиции стали для нас следующим опытом.
На некоторых больших переменах репетировали песню для совместного выступления в Новогоднем школьном празднике. Активисты восьмого смогли собрать маленьких для репетиции, но сил хватало только, чтобы все делать сидя на полу. Да и под ёлочкой с совместно изготовленными игрушками им было комфортно.
Следующее дело - изготовление камина - возникло неожиданно. Дети увидели купленный камин на 4 этаже и стали это обсуждать. Я в шутку предложила им такой сделать самим и они захлопали, так обрадовались этой идее. Я очень удивилась, потому что пока им удавалось только все ломать. Решили рискнуть и попробовать сделать. Самую сложную часть конструкции мы собрали с 8 классом, а затем подключились и четвероклассники. Все дела после уроков отошли на 2 план. Дети стали звонить родителям, чтобы те их не звали домой, что они заняты очень важным делом. Работали почти все, кто что мог. Им это показалось очень увлекательным.
К новогоднему празднику репетировали сказку, это дело ответственное. В прошлом году сценарий был написан мной, и в сказке участвовали почти все. Этот опыт был успешным, дети были довольны собой. В этом году сказку ставили совместно с детьми из параллельных классов, и сценарий был представлен педагогом-организатором, но обсудив его, я попробовала в сказку добавить несколько человек из 4б. Удалось! Девочки охотно согласились разучивать танец и выступать с 8 классом. Они очень старались, получилось мило.
После выступления уставшие, но довольные мы отправились все вместе в класс. Наш Дед Мороз (ученик 8а) и другие артисты сказки раздавали подарки, вместе фотографировались в нашей фотозоне. Праздник удался! Ещё одна маленькая победа над ленью и комплексами.
10 февраля 2024 я провела мастер-класс для 4б и родительские собрания. Так мы открыли “Год семьи”. Пришло мало родителей, часть болели, некоторые не посчитали нужным тратить на это субботу. Кто пришел, получил удовольствие от процесса и общения с ребенком. За это им огромное спасибо.
Некоторые итоги и выводы
В общем, эксперименты, нервы и дела - всё вместе, но я пока не сдаюсь. Пробуем, ищем в надежде на то, что взаимное уважение, добро и оптимизм позволят нам добиться успеха.
Литература и источники
[1] Профилактическая программа "Старший младшему" // ГБУ ЦППМСП КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://cppmsp.kalin.gov.spb.ru/index/starshij-mladshemu/0-58
Ссылка для цитирования:
Осипова С.А. “Старший младшему” в школе 72. Особенности работы с двумя классными коллективами // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-s-a-starshij-mladshemu-v-shkole-72-osobennosti-raboty-s-dvumya-klassnymi-kollektivami