Осипова С.А. Дистанционное обучение творчеству. Возможности ВКонтакте как среды обучения и учебной коммуникации

Осипова Светлана Александровна,
 учитель ИЗО и черчения

Дистанционное обучение творчеству. Возможности ВКонтакте как среды обучения и учебной коммуникации

Что такое рисование?
Это умение пробиться сквозь железную стену,
которая стоит между тем, что ты чувствуешь,
и тем, что ты умеешь.
Винсент Ван Гог


В жизни часто возникают ситуации, когда нужно обратить внимание на свои чувства, мечты и желания, выраженные в творчестве. Занятия рисованием способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. См. подробнее в обзоре "Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве" [1].

Тамара Семеновна Комарова в методическом пособии для воспитателей и педагогов акцентирует значимость художественного творчества не только для ребенка, но и для общества в целом: "Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность - это достояние всего общества" [2].

Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок развивает себя постоянно, этот процесс делает ребенка разносторонне развитым.

На уроках изобразительного искусства ученик развивает свои творческие способности, расширяет кругозор, выражает чувства, формирует интересы, развивает эмоциональную сферу, гармонизирует нервную систему, учится перестраиваться и меняться, применять нестандартные методы в различных ситуациях, изучает различные материалы, развивает моторику, дает активное и гармоничное развитие полушариям мозга, может применить на практике креативное мышление. Школе нужен такой предмет, как изобразительное искусство. Сейчас в современном мире творчество играет немаловажную роль. В любой профессии необходим творческий подход и развитое чувство вкуса, уверенные и умелые руки. К сожалению, в школе этот предмет занимает позицию второстепенного. Многие родители и даже учителя считают, что оценка по этому предмету должна быть отменена, так как рисовать умеют не все и не все хотят.Взрослые люди не желают понимать,что всему можно научиться, лишь бы было желание. Все дети на начальном этапе не умеют писать,считать и читать,но на эти области развития родители обращают внимание, а на творчество нет. А ведь творчество может приносить огромное удовольствие от самого процесса и получаемого результата.

Большинство родителей воспринимают ИЗО как пустую трату времени,разведение грязи и бессмысленность. Считают, что рисовать должен только тот, кто хочет поступать в высшее учебное заведение в данном направлении. Этим они тормозят у своих детей процесс развития гармоничной творческой личности, отбивают желание трудиться на уроках.Все же, иногда удается изменить устоявшееся мнение. Это происходит не сразу, а тогда, когда дети начинают приносить домой красивые работы или получают призовые места в конкурсах и олимпиадах.

Вот некоторые из них:

image001

 

image002

image003

image004

Жизнь сама внесла коррективы в учебный процесс и заставила пересмотреть свои взгляды учителей, родителей и самих ребят.

С апреля 2020 года мы вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения и пересмотреть подходы к изучению рисования. Главное - процесс должен был остаться непрерывным. Для получения положительных результатов теоретический и практический процесс обучения должны идти обязательно параллельно. Любая пауза и перерыв в обучении художественной грамотности уничтожают огромное количество накопленных знаний и навыков. У детей это происходит в 2 раза быстрее, чем у взрослых. Около двух недель потребуется для восстановления навыков после недельного каникулярного перерыва.

Для родителей переход на дистанционный формат стал революционным в изменении взглядов на данный предмет. Теперь процесс обучения выстраивал не только учитель, но и сам ученик. Младшим школьникам в этом помогали родители. При организации ДО в учебном процессе появилось обязательное применение новых технологий и ресурсов. Такими ресурсами стали LMS (система управления учебным процессом) Google Classroom и социальная сеть "ВКонтакте". С первым вариантом все ясно, но зачем же ребенку социальная сеть, и можно ли там организовать процесс обучения?

Опыт использования ДОТ при преподавании ИЗО весной 2020 показал, что для меня и моих учеников группа, созданная для уроков под названием "Краски", оказалась более удобной и привлекательной. Она существует уже несколько лет, но ее участниками были только увлеченные рисованием ребята. Там мы обсуждали конкурсы ИЗО и рассказывали о победителях, выкладывали фото лучших работ, интересные видеоуроки художников.

С переходом на дистанционное обучение в эту группу вынуждены были подключиться все ученики школы и многие родители, потому, что на стене группы я еженедельно выкладывала задания по классам. Это стало отправной точкой для пересмотра взглядов родителей. Проанализировав прошлые записи видеоуроков и выставок, активные пользователи стали рекомендовать эту группу другим родителям и знакомым. Задания, теоретический материал и примеры рисунков, картины художников, видеоуроки были доступны всем пользователям, что сделало процесс более простым и доступный. Каждый мог неоднократно перечитать теорию, относящуюся к своему заданию, а также повторить то, что было упущено в прошлые годы обучения.

Примеры работ учеников прошлых лет задавали нужный уровень, к которому должен стремиться новичок. Некоторые из них:

image005

 

image006

В процессе изучения материала возникали вопросы, но уже не по теории, а по вариантам композиции. Ребенок загорался идеями, и ему нужно было помочь выбрать самое интересное и нужное. Доступный и структурированный материал стал удобным для родителей младших школьников, у которых учится несколько детей. Родитель вместе с детьми мог увидеть сразу все необходимые им задания, обсудить с детьми, понять к чему ребенку нужно стремиться.

Размещенный мною теоретический материал и план работы ученика с вариантами выбора сложности был освоен, но проблема возникла там, где необходимо было практическое вмешательство и помощь учителя. Как же ученику пробиться через страх и неопытность, воссоздать на листе то, о чем думаешь и мечтаешь, как сделать это правильно и понятно? Теперь учитель не мог подойти и указать на ошибки в композиции, вложить правильно карандаш или кисть в руку ученика, показать опытным путем, как получить нужный оттенок. Нужно было решаться и действовать самостоятельно.

У ребят 7-8 классов возникли проблемы с применением теоретических знаний по темам: "Законы перспективы", "Построение фигуры человека" "Построение сложных объемов и форм в натюрмортах". При выполнении заданий по этим темам ученикам было предложено посмотреть некоторые видеоуроки, на основе которых можно было понять, как применить теоретические знания на практике.

Тем, кто так и не смог без помощи учителя перевести теорию в практику, было предложено задание в другой форме. Это ребят очень расстраивало, но выхода другого не было. Здесь я опиралась на знания и способности ученика. Одни делали устный рассказ, записывали себя на видео и присылали мне. Другие выполняли презентации или рисовали рисунок в графическом редакторе. Детям до 5 класса по некоторым темам было предложено воплотить свои идеи в аппликации или слепить из пластилина.

По итогам каждого блока заданий я выкладывала лучшие работы учеников, что ещё больше привлекло внимание родителей и заставляло детей еще больше трудиться. Многие хотели, чтобы и их работа стала примером для остальных.

В конце ДО получила несколько отзывов от родителей, что стало приятным подведением итогов обучения. Родители не только поменяли отношение к предмету, но и перенастроили своих детей к урокам. Они стали рисовать вместе с детьми и открыли для себя новую творческую волну с применением различных техник и материалов.

image007

Заинтересованные дети попросили на лето дать им задание и выложить видео и мастер-классы, по которым они смогут заниматься на каникулах. При подведении итогов учебного года были созданы выставки рисунков в новом формате и грамоты за победы в конкурсах по ИЗО. Выставки рисунков в виде мини-роликов очень понравились ребятам и родителям. Такой формат выставки мы запланировали проводить весь 2020-2021 год.

image008

Приближается к концу еще один непростой год, в учебном процессе которого мы продолжаем применять дистанционное обучение и наша рабочая группа "KRASKI" пополняется новыми идеями, уроками и выставками. С каждым учебным периодом в ней становится все больше участников, а значит, работа проведена не зря. Наше творчество совместно живет и развивается.

Литература и источники

[1] Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве. Без автора // [Электронный ресурс]. Дата доступа 05.11.2020. URL: http://www.bestlogoped.com/izo/242-pedagogi-i-psikhologi-o-detskom-izobrazitelnom-tvorchestve
[2] Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов // [Электронный ресурс]. Дата доступа 05.11.2020. URL: https://thelib.ru/books/t_s_komarova/detskoe_hudozhestvennoe_tvorchestvo_dlya_raboty_s_detmi_2_7_let_metodicheskoe_posobie_dlya_vospitateley_i_pedagogov-read.html

 


Ссылка для цитирования:

Осипова С.А.  Дистанционное обучение творчеству. Возможности   ВКонтакте как среды обучения и учебной коммуникации//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-s-a-distantsionnoe-obuchenie-tvorchestvu-vozmozhnosti-vkontakte-kak-sredy-obucheniya-i-uchebnoj-kommunikatsii

 

Дополнительная информация