Орлов Антон Александрович, Скворцова Маргарита Олеговна, специалисты Службы медиации СПб ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ" Профилактика нездорового образа жизни подростков: применение процедуры медиации с участием несовершеннолетних

Орлов Антон Александрович,
Скворцова Маргарита Олеговна,
специалисты Службы медиации СПб ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ"

Профилактика нездорового образа жизни подростков: применение процедуры медиации с участием несовершеннолетних

kontaktСоциальное, психическое и соматическое здоровье не могут существовать одно без другого. Сбалансированное сочетание этих составляющих является залогом здоровой личности.

Направленность на здоровьесозидание и здоровый образ жизни в целом становится одной из актуальных тенденций в жизни современной молодежи.

Конфликтные ситуации как между взрослыми и детьми, так и между сверстниками, часто возникают на фоне обстоятельств, требующих педагогического внимания и психологической помощи, однако многие из них возможно урегулировать с помощью переговоров.

Поведение подростка в конфликте может принимать различные формы, в том числе избегающего и девиантного поведения. Результатом такого отклоняющегося поведения может стать выработка определенных нездоровых привычек и зависимостей.

Технология медиации используется для выявления причин конфликта и урегулирования конфликтных ситуаций, а также может выступать в качестве эффективного инструмента профилактики и как превентивная мера по предотвращению отклоняющегося поведения.

Процедура медиации основывается на четырех основных принципах:

Добровольность – добровольное участие всех сторон в процедуре, а также добровольный выход из нее. Данный принцип в полной мере распространяется и на медиатора.

Равноправие – стороны обладают равными правами высказываться, выдвигать предложения, задавать вопросы в процессе медиации.

Нейтральность – данный принцип относится к медиатору и подразумевает под собой отсутствие оценок высказываний или действий сторон. Медиатор не может давать советы или присоединяться к точке зрения одной из сторон.

Конфиденциальность – вся информация, полученная медиатором от сторон в рамках процедуры, является конфиденциальной и не разглашается. Разглашение конфиденциальной информации самими сторонами может быть обсуждено ими в рамках процедуры.

Категории случаев в работе с несовершеннолетними в практике Службы медиации:

- конфликты, связанные с нарушением детско-родительских отношений;

- между родителями при разводе и определении порядка общения с детьми;

- между опекунами и опекаемыми.

- школьные (конфликты между учащимися, конфликт с педагогом, администрацией школы);

- административные и уголовные дела с участием несовершеннолетних (кража, грабеж и др. с возможным примирением);

В каких случаях медиация невозможна?

1. Если нет возможности соблюсти 4 принципа медиации

2. Наличие психиатрических заболеваний

3. Наличие хотя бы у одной стороны игровой, наркотической, алкогольной или иной зависимости

Данная процедура позволяет проводить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних. В большинстве случаев употребление алкоголя, ПАВ, табачной продукции и иные проявления асоциального поведения подростков связаны с внутренним напряжением, которое может быть вызвано конфликтами в семье, школе и в ближайшем окружении. Процедура медиации помогает в разрешении данных конфликтов.

Медиативные технологии могут стать одной из здоровьесозидающих функций образовательного процесса.


Подробнее о работе центра и медиации:

на официальном сайте СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ»: https://profcenter.spb.ru/медиация/
и в группе ВКонтакте: https://vk.com/mediationkontakt

Дополнительная информация