Мотивация исследовательской деятельности
- Подробности
- Категория: Новиченко Ирина Васильевна. Семинары, конференции
- Опубликовано 20.01.2017 17:22
- Автор: Новиченко Ирина Васильевна
- Просмотров: 1811
Ирина Васильевна Новиченко
Мотивация исследовательской деятельности
Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки нового методического обеспечения. Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу ФГОС школьного образования, определяет основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Личностные и метапредметные результаты учебного процесса составляют систему универсальных учебных действий (УУД), программа формирования которых охватывает все уровни школьного образования.
Большую роль в формировании УУД стандарты отводят организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории по данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога. Оно включает в себя:
- постановку целей и задач;
- определение принципов отбора методик исследования;
- составление плана исследования;
- определение необходимых ресурсов;
- определение ожидаемых результатов;
- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой учителя на передачу, а обучаемых – на усвоение готовых знаний;
- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сообщения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
- отсутствие поисковой деятельности из-за нехватки свободного времени у учителя и учащихся;
- исследовательские умения вырабатываются стихийно, что тормозит развитие творческих способностей учащихся;
- оценку результатов исследования.
Педагогическое проектирование опирается на учет принципа этапности обучения исследовательской деятельности путём решения исследовательских задач, результатом решения которых являются исследовательские умения учащихся, а также открытие ими новых знаний, новых способов деятельности и формирование у них познавательной мотивации.
Основные проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности в школе, следующие:
МОТИВАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивы обучения могут быть подразделены на две группы.
К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Для мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности необходимо: раннее привлечение учащихся к исследовательской и проектной деятельности; игровая деятельность; наглядность при изложении учебного материала на уроке; использование исследовательских методик в урочной деятельности; популяризация опыта работы учащихся; профессиональная направленность в старшей школе.
Ирина Васильевна Новиченко
Мотивация исследовательской деятельности
Семинар ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, 11 января 2017
Конференция "ИКТ в работе учителя-предметника"
- Подробности
- Категория: Новиченко Ирина Васильевна. Семинары, конференции
- Опубликовано 05.04.2015 10:55
- Автор: Новиченко Ирина Васильевна
- Просмотров: 1076
Участие в конференции "ИКТ в работе учителя-предметника", 24 марта 2014
Новиченко Ирина Васильевна. Информационно-коммуникационные технологии урока в условиях перехода к ФГОС второго поколения (Материалы конференции 24 марта 2014)
Новиченко Ирина Васильевна. Использование документ-камеры для повышения эффективности обучения на разных этапах урока (Материалы конференции 24 марта 2014)