Мотивация исследовательской деятельности

Ирина Васильевна Новиченко

Мотивация исследовательской деятельности

Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки нового методического обеспечения. Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу ФГОС школьного образования, определяет основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Личностные и метапредметные результаты учебного процесса составляют систему универсальных учебных действий (УУД), программа формирования которых охватывает все уровни школьного образования.

Большую роль в формировании УУД стандарты отводят организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории по данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности  является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога. Оно включает в себя:

  • постановку целей и задач;
  • определение принципов отбора методик исследования;
  • составление плана исследования;
  • определение необходимых ресурсов;
  • определение ожидаемых результатов;
    • развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой учителя на передачу, а обучаемых – на усвоение готовых знаний;
    • основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сообщения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
    • отсутствие поисковой деятельности из-за нехватки свободного времени у учителя и учащихся;
    • исследовательские умения вырабатываются стихийно, что тормозит развитие творческих способностей учащихся;
  • оценку результатов исследования.

Педагогическое проектирование опирается на учет принципа этапности обучения исследовательской деятельности путём решения исследовательских задач, результатом решения которых являются исследовательские умения учащихся, а также открытие ими новых знаний, новых способов деятельности и формирование у них познавательной мотивации.

Основные проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности в школе, следующие:

МОТИВАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивы обучения могут быть подразделены на две группы.

К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся  мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Для мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности необходимо: раннее привлечение учащихся к исследовательской и проектной деятельности; игровая деятельность; наглядность при изложении учебного материала на уроке; использование исследовательских методик в урочной деятельности; популяризация опыта работы учащихся; профессиональная направленность в старшей школе.



Ирина Васильевна Новиченко

Мотивация исследовательской деятельности

Семинар ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, 11 января 2017

Дополнительная информация