Новиченко Ирина Васильевна. Конспект урока по предмету "Химия" в 9 классе "Свойства азотной кислоты"

 

Новиченко Ирина Васильевна

Конспект урока по предмету "Химия" в 9 классе

Тема урока: "Строение и свойства азотной кислоты"

Класс: 9 класс

Тип урока: открытия нового знания.

Цель и задачи урока:

1. Изучение строения и свойств азотной кислоты на основе ранее полученных знаний о кислотах, окислительно-восстановительных процессах, теории электролитической диссоциации.

2. Формирование умений характеризовать свойства веществ, составлять уравнения изучаемых реакций, проводить учебный эксперимент.

Планируемые результаты:

В результате урока учащиеся должны знать:

- состав и строение молекулы азотной кислоты;

- физические свойства азотной кислоты;

- химические свойства азотной кислоты, общие со всеми кислотами, и особенности её взаимодействия с металлами.

В ходе урока у учащихся формируются  умения:

- составлять уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты в растворах, в молекулярном и ионном виде;

- составлять уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами при помощи метода электронного баланса;

- проводить учебный эксперимент по изучению свойств веществ и объяснять результаты наблюдений.

Методы обучения:

- беседа;

- самостоятельная работа

- учебный эксперимент;

- составление опорного конспекта.

Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальная;

- работа в парах;

- фронтальная.

Оборудование урока:

- наборы реактивов на столах учащихся;

- прибор и реактивы для демонстрации взаимодействия азотной кислоты с медью;

- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка "Mimio";

- программа для интерактивной доски "Наглядная химия";

- документ-камера.

Методическое обеспечение:

1. Учебник "Химия-9" Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М., Просвещение, 2010

2. Интерактивное учебное пособие "Наглядная химия" - ООО "Экзамен-Медиа", 2011

3. Приложения


План урока

1. Актуализация ранее полученных  знаний, необходимых для изучения нового учебного материала.

2. Совместное изучение учебного материала темы с использованием учебного эксперимента.

3. Первичная проверка усвоения новых знаний.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

 


Ход урока

1. Этап актуализации опорных знаний (фронтальная беседа)

Учитель: Мы продолжаем изучать соединения азота. Вспомните, о каких  соединениях азота шла речь на прошлом уроке. Какой из оксидов азота является его высшим оксидом? Каков его характер? Какое вещество является высшим гидроксидом азота?

Тема нашего урока "Строение и свойства азотной кислоты". Сформулируйте цель урока.

Какого плана нужно придерживаться при изучении вещества?

(Учащиеся вспоминают план изучения веществ: строение молекулы, физические свойства, нахождение в природе, химические свойства, получение и применение).

2. Этап изучения новых знаний

Учитель: рассмотрим состав и строение молекулы азотной кислоты.

Работа с интерактивной программой "Наглядная химия" - строение азотной кислоты и её физические свойства (Приложение 1).

Учитель: познакомимся с физическими свойствами азотной кислоты (демонстрирует концентрированную азотную кислоту, растворяет её в воде)

Чистая азотная кислота – бесцветная, "дымящая" на воздухе жидкость с резким запахом, что говорит о её летучести. При длительном хранении окрашивается в жёлтый цвет – его придаёт оксид азота(IV), образующийся при частичном разложении азотной кислоты.

Вспомните, как ещё называют оксид азота(IV) за его окраску? (бурый газ).О каком свойстве азотной кислоты говорит возможность её разложения при обычных условиях? (нестойкость).

Азотная кислота очень хорошо растворяется в воде.

(Учащиеся делают краткую запись о физических свойствах азотной кислоты в опорный конспект).

Учитель:  для изучения химических свойств азотной кислоты дадим её характеристику с позиции теории электролитической диссоциации.

(Учащиеся характеризуют азотную кислоту как сильную одноосновную кислоту, диссоциирующую в водном растворе с образованием катионов водорода и нитрат-ионов и вступающую во взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями более слабых и летучих кислот).

Учитель: у вас на столах наборы реактивов для изучения свойств азотной кислоты. Пользуясь краткой инструкцией (Приложение 2), проведите лабораторные опыты и составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

(Учащиеся проводят опыты, записывают наблюдения и уравнения реакций)

Учитель: какие из выданных вам веществ взаимодействуют с раствором азотной кислоты? Что вы наблюдали при этом?

(наблюдали растворение в азотной кислоте оксида меди (II) при нагревании, обесцвечивание окрашенного фенолфталеином раствора гидроксида натрия при добавлении к нему раствора азотной кислоты , выделение газа при взаимодействии с азотной кислотой карбоната кальция)

Учащиеся делают вывод о том, что азотная кислота обладает общими свойствами кислот.

Проверка выполнения письменного задания проводится на экране при помощи документ-камеры (Приложение 3).

Учитель: с каким свойством кислот мы не встретились в ходе эксперимента?

(взаимодействие кислот с металлами).

Азотная кислота по-особому взаимодействует с металлами. Давайте откроем эту особенность.

Какие металлы способны взаимодействовать с растворами других кислот?

(Металлы, расположенные в ряду активности металлов левее водорода).

Может ли “растворяться” в кислотах медь? (нет, она расположена правее водорода). Проверим в ходе эксперимента, может ли взаимодействовать медь с азотной кислотой. (Учитель проводит демонстрационный эксперимент взаимодействия медного порошка с концентрированной азотной кислотой).

Что вы наблюдали в процессе эксперимента? ("растворение" меди, образование раствора голубого цвета, выделение бурого газа).

Учитель записывает на доске схему реакции:

Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O + NO2

Учитель: в чём отличие данной реакции от ранее изученных реакций взаимодействия металлов с кислотами? (образуются три продукта, не выделяется водород). В азотной кислоте окислителем является не ион водорода, как в растворах других кислот, а атом азота в высшей степени окисления (+5), поэтому азотная кислота взаимодействует и с неактивными металлами тоже, а вот водород при этом не выделяется. Расставьте коэффициенты в этом уравнении методом электронного баланса (один из учащихся работает у доски).

Учитель: как определить продукты реакции взаимодействия азотной кислоты с металлами? В результате всегда образуются соль, вода и продукт восстановления кислоты, который зависит от активности металла и степени концентрации кислоты. Рассмотрим схему.

(Работа с интерактивной доской - приложение 4: в ходе беседы выясняют зависимость продуктов реакции от активности металла и концентрации кислоты, учащиеся записывают схему в опорный конспект).

3. Этап проверки первичного усвоения новых знаний.

Учитель предлагает составить уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом электронного баланса:

1 вариант:    Mg  +  HNO3 (конц) =                Mg + HNO3(разб) =

2 вариант:    Ag + HNO3(конц) =                  Ag + HNO3(разб) =

Проверка работы осуществляется на экране с помощью документ-камеры.. (Ученики осуществляют взаимопроверку выполненного задания в парах и оценивают друг друга по определённым учителем критериям).

В ходе беседы выясняются затруднения в выполнении задания, количество учащихся, справившихся с заданием. На основании беседы подводятся итоги урока.

4. Подведение итогов урока (фронтальная беседа)

Учитель: что нового мы узнали сегодня о свойствах кислот? В чем отличие химических свойств азотной кислоты от других кислот? В чём сходство?

Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?

Какие пункты плана изучения вещества мы не затронули на уроке?

(получение и применение азотной кислоты).

Ответы на эти вопросы вы подготовите самостоятельно к следующему уроку.

5. Домашнее задание:

Учебник  п.19 стр.53 , упр.1,4 стр.59

Подготовить сообщения:

1 вариант: "Получение азотной кислоты в лаборатории и промышленности"

2 вариант: "Применение азотной кислоты". 


Литература и источники

1. Настольная книга учителя химии. Химия 9 класс. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – М.:Дрофа,2002г.

2. Интерактивное учебное пособие "Наглядная химия" - ООО "Экзамен-Медиа", 2011г.


Материалы комплексной публикации

Дополнительная информация