Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении

Аннотация 

fruits-vyp9

В девятом выпуске альманаха “Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении” (9/2021) педагоги школы делятся своими размышлениями о том, как  развивается школьное образование в эпоху цифровой экономики и цифрового общества, как  меняются приёмы и форматы в условиях полного или частичного отказа от очных уроков и при сочетании форм обучения.

Авторы выпуска представляют собственный аутентичный опыт организации учебного процесса, проведения уроков, учебной коммуникации, контроля успеваемости учеников и оценивания  их достижений, делятся апробированными авторскими методиками и учебными материалами. 

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Урок или очную школу никто не отменял
Раздел 2. Опыт школы с рабочей средой Google для образования
Раздел 3. Цифровые платформы и сервисы для смешанного обучения и учебной коммуникации

В подготовке выпуска в качестве авторов и экспертов приняли участие 26 педагогов школы - учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня,  учителя-предметники  и представители администрации.

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска:

  • Методическая база выпуска;

  • Сведения об авторах;

  • Содержание.

Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.


Ссылка для цитирования:

Аннотация // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk-9-2021-annotacija  

Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию

Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию 

Тематику данного выпуска определила сама жизнь. Весной 2020 года, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, школа оказалась в сложных условиях: посещение образовательного учреждения было запрещено. Главная задача школы - это учить и воспитывать, передавать знания. Всем было понятно, что учебный процесс не может быть остановлен. Детей надо учить, но как? И тут на помощь пришли дистанционные технологии и цифровые ресурсы. Сложно было всем - и детям, и родителям, и педагогам. Но наше преимущество состояло в том, что на протяжении более 10 лет мы работали над совершенствованием ИКТ-компетенций педагогов, развивали и строили свою цифровую образовательную среду.

О том, что можно обучать детей с применением дистанционных технологий, наши учителя знали, многие использовали облачные технологии и сервисы web 2.0, но не было необходимости последовательно внедрять и использовать дистанционную форму обучения. Весна 2020 изменила наше отношение к электронному обучению и обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Пришлось вспомнить все, чему учились, что знали, возможно, в теории, и начать на практике применять ДОТ.

По прошествии времени стало понятно, что есть много преимуществ данной формы обучения, особенно для работы со слабоуспевающими, отстающими ребятами, а также с детьми, осваивающими образовательную программу по индивидуальному учебному плану, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так можно обеспечить индивидуализацию процесса обучения. Ребенок получает возможность учиться самостоятельно, но под контролем взрослых - учителей, родителей. Важно соблюдать паритет, важно чтобы взрослые помогали развитию у ребенка самоконтроля, а не выступали в роли только контролеров-проверяющих и надзирающих.

Осень 2020 года принесла нам новый опыт - опыт использования модели реализации основных общеобразовательных программ при сочетании очного обучения и семейного образования. Цифровые ресурсы школы позволили организовать обучение на должном уровне. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 17) допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. В период с октября 2020 по март 2021 года данный формат обучения по заявлению родителей (законных представителей) был реализован для 23 обучающихся.

Но я уверена, что учитель останется в школе офлайн, просто роль у него будет другая. О значении урока и роли учителя педагоги школы размышляют в первом разделе выпуска "Урок или очную школу никто не отменял". А онлайн технологии придут на помощь классно-урочному процессу обучения.

О системном использовании цифровых платформ и элементов дистанционного обучения идет речь во втором разделе выпуска "Опыт школы с рабочей средой Google для образования".

И, возможно, будущее школы в сочетании различных форм обучения и получения образования. В разделе "Цифровые платформы и сервисы для смешанного обучения и учебной коммуникации" учителя школы делятся наработанным опытом по применению различных цифровых инструментов и их комбинаций на уроках и во внеурочной деятельности.

Сочетание форм обучения, представленное интеграцией обучения с учителем и онлайн-обучения, позволяет школе найти выход в объективно сложных ситуациях, компенсировать некоторые недостатки классно-урочной системы, дает ребенку больше самостоятельности. А это уже развитие саморегуляции, формирование гибкого склада ума, формирование таких жизненно важных навыков, как "мягкие навыки" ("soft skills"). В этом и стратегическая цель, и глубинный гуманистический смысл современного образования.

Стрешинская Инна Васильевна,
ответственный редактор выпуска


Ссылка для цитирования:

Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. "Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении" [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-kogda-net-gotovykh-reshenij-opiraemsya-na-opyt-i-intuitsiyu

Волкова М.А. Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Волкова Марина Александровна,
 учитель начальных классов

Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

С каждым годом среди учащихся общеобразовательных школ число детей с различными речевыми нарушениями увеличивается, что затрудняет работу по формированию их учебной деятельности. Ряд речевых проблем можно решить только в  специализированных учебных заведениях 5 вида, но большинство незначительных речевых нарушений подлежат коррекции и устранимы и в рамках общеобразовательной школы.

Анализ результатов логопедического обследования на конец первого класса в ГБОУ СОШ №72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района г. Санкт-Петербурга показал, что процент детей с нарушениями письменной речи возрастает с каждым годом. Так, на конец 2016-2017 учебного года выявлено 29% учащихся с диагнозом "дисграфия или элементы дисграфии" от общего количества обучающихся начальной школы, на конец 2017-2018 учебного года – это 30% учащихся, а на конец 2018-2019 – 30% учащихся.

01

Статистика по детям с ОВЗ за 3 года от общего числа учащихся начальной школы ГБОУ СОШ 72.

Всем хорошо известно, что русский язык наиболее сложный предмет для большинства обучающихся. Затруднения при его изучении во многом бывают связаны с логопедическими проблемами учащихся. Так, для успешного усвоения программы первоклассникам необходимы:

  • достаточный словарный запас и речевой опыт;
  • развернутая фразовая речь;
  • умение держать в голове алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях;
  • определенный уровень развития всех компонентов речи для овладения процессами чтения и письма.

У большинства же детей с речевыми нарушениями и у детей с ОВЗ наблюдается несформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), наблюдается недоразвитие функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, у них ограниченный словарный запас, наблюдаются недоразвитие лексико-грамматического строя речи, нарушения зрительных представлений, что в свою очередь и ведет к дисграфии и дислексии.

Дисграфия - частичное специфическое расстройство процессов письма [1].

Дислексия - это нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов центральной нервной системы [2].


Эти нарушения речи проявляются у обучающихся в следующих видах стойких ошибок при овладении процессами письма и чтения:

  • искажение звуко-буквенной структуры слов;
  • затруднения в делении слов на слоги, предложений на слова, трудности в определение количества звуков в слове;
  • пропуски гласных и согласных букв;
  • вставки лишних букв, слогов;
  • перестановки букв и слогов в слове;
  • слитное написание слов (чаще всего предлогов со словами) или раздельное написание приставки в слове;
  • замены букв, сходных по акустическому признаку ( свистящие- шипящие, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, р-л, аффрикаты и компоненты их составляющие) или по их графическому сходству (Например: и-у, в-д, м-л, и-ш, п-т и др.);
  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями, нарушения предложных конструкций и согласования слов. См. об этом [3].

Таким образом, нарушения речи у детей носят системный характер. И в большинстве случаев трудно бывает выделить дисграфию или дислексию в чистом виде, чаще всего это бывают комбинированные нарушения или элементы отдельных видов дисграфий.

Комплексная работа с данной категорией детей требует логопедического сопровождения. При организации учебного процесса я как учитель начальной школы ставлю важную для себя задачу - это и оказание логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи, и выполнение профилактической работы по предупреждению данных нарушений. От опыта и уровня знаний и умений педагога в области логопедии зависит, насколько полноценно учащиеся с нарушениями речи будут усваивать общеобразовательную программу по русскому языку, так как не все общеобразовательные школы имеют в штате специалиста-логопеда.

На уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь применять логопедические технологии на разных этапах урока, делаю это с опорой на ведущие анализаторы - зрительный, кинестетический и тактильный. Считаю, что особенно целесообразно использовать данный материал на уроках обучения грамоте и письму в первом классе. Также данные приёмы я применяю на развивающих занятиях внеурочной деятельности по курсу "Логопедическая мастерская". В данной статье хочу познакомить читателей с опытом применения некоторых из них.

1. Артикуляционная гимнастика 

Цель: развитие мышечной силы органов артикуляции, формирование артикуляционных укладов звуков.

Уроки литературного чтения я начинаю с артикуляционной гимнастики с опорой на наглядный, стихотворный или игровой материал . В продолжение можно добавить работу с чистоговорками.

Первоклассники сопоставляют изучаемый звук с неречевым звуком, например "р"- с рычанием собаки, работой мотора, "ш" - шипением змеи, шуршанием листьев. Ребята наблюдают, как работают органы речи. и осознают особенности артикуляции при произношении звука. Ребенок должен "увидеть" звук, т.е.увидеть характерные особенности положения языка, губ при его произношении.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Всем давно известно, что движения пальцев рук связаны напрямую с корой головного мозга, что способствует умственному развитию ребенка. Пальчиковая разминка на уроке позволяет детям расслабиться, отдохнуть от нагрузки, получить заряд энергии. Упражнения сопровождаются весёлыми, ритмичными стишками, песенками, можно выполнять упражнения под классическую музыку, поэтому с развитием моторики постепенно улучшаются ловкость и точность, мышление и фантазия, память и концентрация внимания, творческие способности.

Я использую пальчиковую разминку на этапе чистописания перед началом письма в тетради или во время динамической паузы. Например: упражнения по самомассажу с использованием карандаша, ручки, массажного мячика.

Игра "Ёжик"

02

 

03

3. Слоговые таблицы

Цель: применение таблиц направлено на развитие слогового и звуко-буквенного анализа, дифференциацию звонких - глухих, твёрдых и мягких согласных, дифференциацию гласных букв, формирование пространственных представлений и на повышение скорости чтения.

СО

РЁ

РО

БЁ

НЁ

ВЁ

СЁ

БО

ЛЁ

ТО

ДО

НО

ТЁ

ЗЁ

ДЁ

ПО


Виды заданий с использованием таблиц

  1. Чтение слогов по горизонтали и по вертикали ( столбики и строки)
  2. Выборочное чтение с твёрдыми и мягкими согласными
  3. Игра "Найди по адресу" ( Например, найди и прочитай слог- 2 строка 3 столбик)
  4. Подбор слов, начинающихся на заданный слог.
  5. Игра "Муха" на внимание и развитие пространственных представлений (перемещение мухи по клеточкам по заданию учителя)

Примерно таким образом можно работать и с буквенными таблицами - отрабатывать названия букв, различать гласные и согласные буквы, составлять слова из заданных букв.

Каждая таблица может существовать в 2 форматах – фронтальном и в виде раздаточных карточек.

Слоговые таблицы можно использовать после уроков или в форме домашнего задания для развития техники чтения у слабочитающих учеников.

4. Логопедические игры на развитие звукового анализа, синтеза и фонематического восприятия

Цель: развивать умение определять место звука в слове, определять количество звуков, слогов в слове, подбирать слова на заданный звук, характеризовать звук.

Эти задания актуальны на уроках обучения грамоте и письму в добукварный и букварный периоды.

"Рыбалка"

Оборудование: коробка, картинки со скрепками, удочка с магнитом.

Описание игры: дети по приглашению учителя магнитной удочкой вылавливают из "аквариума" предметные картинки, произносят слово по слогам, определяют их количество и место ударения в слове.

"Рассели животных"

Оборудование: 3 домика для односложных, двусложных и трехсложных слов, картинки животных, магниты.

Описание: Детям предлагается заселить животных в домики №1,2,3 по количеству слогов.

"Поезд"

Оборудование: картонный поезд из 3 вагонов, предметные картинки.

Описание: 1 вариант - предлагается разместить картинки по вагонам, определив где в слове находится изучаемый звук (в начале, середине, в конце).

2 вариант – предлагается распределить картинки в вагоны №1, 2, 3 по количеству слогов.

"Собери слово"

Описание: учитель последовательно называет звуки слова {у}, {т} ,{к}, {а}. , дети называют слово целиком, роль учителя может выполнять ученик.

Широко применяю использование "Буквенных сказок" на разных этапах урока при изучении новой буквы.

04

5. Применение проектных заданий при изучении букв

Особенно полезен такой вид работы для закрепления зрительного образа буквы, а также на этапе дифференциации сходных по написанию букв или их звуков у детей с дисграфией.

1 класс, проект "Весёлая азбука"

05

06

07

Таким образом, перед учителем стоит важная задача - это оказание помощи детям, относящимся к "группе риска", с использованием неспецифических приёмов обучения. Совместные систематические усилия учителя, ученика, логопеда и родителей по преодолению нарушений письма обязательно будут эффективными, они повысят познавательный интерес к предмету, помогут сформировать учебную мотивацию и обязательно принесут желаемые результаты.


Литература и источники

[1] Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи). Без автора // Выше радуги. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/disgrafiya-narusheniya-pocherka-i-pismennoj-rechi/
[2] Терминологический словарь // Центр развития и абилитации ребенка. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://www.logopedprofi.ru/terminologicheskij-slovar
[3] Школьный логопед. Сайт для оказания профессиональной помощи родителям детей нуждающихся в логопедической помощи. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: http://logoped18.ru/

Дополнительная литература

1. Буквенные сказки / Ю.М. Козлова - Ростов-на-Дону. Феникс, 2014
2. Дефектология - словарь-справочник / Б.П. Пузанова - Москва ,1996
3. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. Москва.ТЦ Сфера, 2005
4. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимук - Москва. Вако, 2004
5. Коррекционная работа со школьниками с ЗПР / П.Д. Лебедева- С-Пб, КАРО, 2004
6. Логопедические занятия со школьниками / Е. В. Меттус, А.В. Литвина, Е. Д. Бурина - С-Пб, КАРО, 2006
7. Речевое развитие младших школьников / И.В. Прищепова - С-Пб. КАРО, 2008
8. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР / Ю. Т. Матасов - С-Пб, 2000
9. Чтение. 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия / Л.И. Рудченко - Волгоград. Учитель,,2007
10. Школьный логопункт / Е. В. Мазанова - Москва, 2009 


Ссылка для цитирования:


Волкова М.А.  Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/volkova-m-a-ispolzovanie-prijomov-logopedicheskoj-raboty-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole 

Гусейнова З.А. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: специфика предмета и методические подходы к изучению

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
 учитель начальных классов 

Модуль "Основы мировых религиозных культур": специфика и методические подходы к изучению


В перечне дисциплин, изучаемых в четвертом классе, появляется предмет с загадочным названием "ОРКСЭ". Первоначально дети даже запомнить не могут это название. ОРКСЭ - предмет, который состоит из шести направлений или модулей. Годом ранее, родители детей судорожно выбирают модуль, который, по их мнению, будет полезен и интересен их чаду.

Сама аббревиатура предмета (ОРКСЭ) уже вводит детей в некое недоумение и вызывает сложности в понимании смысла каждого слова, выраженного определенной буквой. Затем начинается знакомство детей с названием модуля "Основы мировых религиозных культур". Учащиеся понимают, что знакомство с миром новых понятий только начинается. Предмет требует этого от своих подопечных. Мы погружаемся с детьми в новый мир основ религий, религиозных культур, обычаев и традиций, религиозного искусства и ритуалов, нравственных заповедей и семейных устоев… Все, одновременно, очень интересно и сложно. Но обо всем по порядку.

Предмет необыкновенно сложен и тонок для взрослых. Что уж говорить о восприятии его детьми начальной школы… Предмет затрагивает глубокие и потаенные сферы психики как учителя, так и ученика. Предмет очень субъективен. Воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения.Предмет нацелен на воспитание толерантной, гармоничной личности, успешно строящей свою жизнь и межличностно-культурные взаимоотношения с представителями всех религий и конфессий. И это нелегкая задача.

Не созданы стандарты и критерии оценки знаний в данной области. Знания учащихся не оцениваются по привычной пятибалльной шкале.

Модуль, который я веду в начальной школе, называется "Основы мировых религиозных культур". Модуль сложный. Необходимо отметить, что важнейшие проблемы нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений.

Основные особенности изучения комплексного курса ОРКСЭ на этом этапе:

  1. Ввести учащихся в курс предмета и модуля "Основы мировых религиозных культур";
  2. Акцентировать внимание учащихся на культурно-исторических особенностях нашей страны, Санкт – Петербурга и области.
  3. Делать упор на нравственные ценности, ценности семейной жизни;
  4. Акцентировать тему Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству как в историческом, так и в современном контексте [1].

Из пояснительной записки курса:

Основными задачами, стоящими перед учителем ОРКСЭ в начальной школе, являются следующие:
а) доступно и интересно донести каждую тему детям и дать понимание сложных терминов;
б) не уходить "слишком" глубоко в сакральные религиозные термины и понятия, оставляя ученикам возможность "дойти" до них самостоятельно в более осознанном возрасте;
в) достичь активности учеников на уроках, независимо от стимулирования их подготовки системой оценивания.

Основные методические подходы к изучению модуля "Основы мировых религиозных культур" ориентированы на практическую деятельность учителя. На протяжении всех уроков учитель повторяет многие приемы и методы, формы работы с детьми (работа с текстами, основными понятиями и терминами, иллюстративным материалом; по организации работы с родителями и внеклассной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и др.)

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. "Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния" (по В.М. Шепелю) [2]. "Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучении" (по И.П.Волкову ) [3]. На уроках модуля "Основы мировых религиозных культур" мы используем следующие методы и педагогические технологии:

  • дидактические игры;
  • действия по инструкции;
  • технологии сотрудничества;
  • доказательства и аргументация точек зрения;
  • работа с иллюстративным материалом;
  • разработка проектов;
  • работа с притчами.

Несмотря на относительную "молодость" предмета, на таких образовательных педагогических порталах и сайтах как infourok, nsportal можно найти много интересных наработок коллег. Это и дидактические игры, притчи, материалы по разработке проектов и многое другое...В современных условиях, при сочетании очного и дистанционного обучения - это возможность интегрировать наработанный и ценный учебный материал педагогов на платформе Google Classroom, дать ссылки на проверенный и безопасный ресурс для учеников. Педагогические образовательные сайты позволяют педагогу создавать собственный ресурс - банк заданий (авторских,чужих), которые адаптируются учителем или даются с корректной ссылкой на источник. Это,в свою очередь, обеспечивает вариативность и индивидуализацию в преподавании предмета.

Рассмотрим вышеперечисленные технологии более детально, соответственно предметным темам некоторых уроков.

Дидактические игры. Роль дидактических игр в процессе обучения и воспитания и младших школьников хорошо исследована ведущими педагогами и психологами. Специалисты выделяют уникальные возможности игровых технологий, синтезирующие эмоциональное и рациональное начало учебной деятельности [4]. Кроссворды, ребусы, загадки и блиц-викторины прекрасно работают как на мотивационном этапе, так и при подготовке к изучению нового материала и закреплении изученного. При изучении темы урока "Священные сооружения" уместно предложить детям возможность закончить и разгадать слово - загадку:

image9

К теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели" детям также предлагается разгадать слово-загадку:

image3

Хорошо работают игры для закрепления изученного материала и усвоения новых понятий, например, в теме "Священные книги религий мира".

image5

На доске записаны слова (термины, понятия), в которых буквы переставлены и к каждому слову добавлено по одной лишней букве. Задача учащихся – расшифровать слова и составить из лишних букв – слово:

image1

 

 

Действия по инструкции. Этот принцип хорошо использовать в работе над докладами. Тематика докладов может быть самой разнообразной, например, "Мировые религии". См. Приложение 1. Инструкция для учащихся по созданию доклада с помощью интернет-ресурсов.

Технологии сотрудничества способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков. Их много и все они широко используются в образовательном процессе, на уроках ОРКСЭ, в том числе. В качестве примера приведу изучении тему "Любовь и уважение к Отечеству". При ее изучении можно обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение о своих предках, которые принимали участие в Великой отечественной войне, затем все доклады и сообщения оформить в единую "Книгу памяти" к 9 мая.

Доказательства и аргументация точек зрения. Главной целью образования является саморазвитие ученика как личности. В качестве наиболее эффективного способа развития таких способностей выделяют диалогические формы обучения, а именно – диспут и дискуссию [5].

Приведем пример урока с применением таких форм обучения по теме "Добро и зло".

image12

Задачи урока:

  • формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках;
  • умение правильно оценивать себя и других;
  • учить видеть положительные и отрицательные качества;
  • воспитывать такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим;
  • развивать коммуникативные умения.

Содержательные фрагменты урока

Работа со стихотворением

Ключевой вопрос: "Быть легче добрым или злым?" Вероятный ответ: "Наверное, легче злым". Подготовка к дискуссии.

image4

Вопросы после прочтения стихотворения

  • А вы как считаете? Быть легче добрым или злым? Обоснуйте свою точку зрения.
  • Ребята, а как вы думаете, что такое добро?
  • Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках).
  • Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Алёнушка и т.д.).
  • А только ли добрыми бывают сказочные герои? Давайте вспомним злых сказочных персонажей. (Мачеха, Кощей Бессмертный…).

Рассуждения детей

Одно добро – сокровище, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек - и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрая душа, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "добрый человек".

Работа со сказкой

Сказка - это уникальная форма общения взрослых с детьми, дающая возможность "открыть" ребенка, расположить его к обсуждению проблемной ситуации с последующими рассуждениями и выводами. В сказках есть герои - добрые и злые. Ребенок находит их самостоятельно и получает массу впечатлений и эмоций, слушая или читая их.

Понятно, что в жизни все обстоит совсем иначе, но детям сказка дает веру в добро,справедливость, милосердие, любовь и счастье. А это важно для формирования личностного развития маленького человечка. Ученикам предлагается для обсуждения сказка про девочку, которая была избалована чрезмерным вниманием со стороны родных, которые одаривали ее множеством игрушек, выполняли любой ее каприз.

Девочка довольно быстро теряла к ним интерес, затем ломала их и отправляла в кладовку, зная, что ей подарят новую игрушку. Однажды новые игрушки поняли,что их ждет такая же участь и отправились на поиски новой и доброй хозяйки.

В одно прекрасное утро девочка не нашла своих игрушек. Разозлилась, стала громко кричать и требовать у мамы новые игрушки. А мама ей сказала, что новых игрушек больше у нее не будет, так как она не умеет любить и беречь свои игрушки.

Обидевшись на маму и своих кукол, девочка решила спрятаться в кладовке. И каково же было ее удивление, когда она увидела там всех своих кукол и зверей, потрепанных и грустных… Она так обрадовалась! Взяла их в руки, прижала к груди. Побежала в свою комнату и стала приводить их в порядок: умывать и причесывать куклу, пришивать оторванное ухо зайцу. А затем, долго сидела, задумавшись.


После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Как вы думаете, какой была девочка, когда обижала свои игрушки? (Недоброй, злой, капризной)
  • Что почувствовала девочка,когда утром не нашла своих игрушек? (Испугалась, расстроилась).
  • Что произошло с девочкой,когда она оказалась в кладовке вместе с поломанными игрушками?( Она задумалась над своим поведением; стала добрее).
  • Что помогло девочке стать добрее? (Внимание, любовь, забота, сочувствие).
  • Что победило в этой сказке: добро или зло? Почему так решили?

Работа с видеоматериалом

Ученикам предлагается к просмотру видеосюжет "Уроки бабочки" [6].

image10 image2 image6 

image8  image11   image13 

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Правильно ли поступил человек, наблюдавший за процессом выхода бабочки из кокона? (Выслушать мнения).
  • К каким последствиям это привело?

Дискуссионный вопрос: И всё-таки плохое или хорошее действие совершил человек? Добро или зло? (Разворачивается дискуссия по всем правилам вышесказанного).

Делаем вывод, отвечая на вопрос: "Всегда ли добро оправдано?"

Тематическое рисование: А теперь каждый из вас на листе изобразит, как выглядит для вас добро и зло.

Работа с притчами

На уроках ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом. Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте. Одной из важнейших форм текстовой работы является работа с притчами.
Можно предложить детям притчу с проблемной ситуацией, которую необходимо самостоятельно завершить [7].

image7

Структура работы с притчей включает в себя следующие задания:

  • Прочитайте притчу.
  • Проанализируйте и подчеркните основные предложения:
      • О чем притча?
      • Кто герои?
      • В чем проблемная ситуация?
      • Как находится выход из ситуации?
  • Озаглавьте притчу в рабочей тетради.
  • Проанализируйте иллюстрацию в рабочей тетради ( или нарисуйте сами). Почему именно такой рисунок представлен? Раскрасьте.
  • Найдите и выделите главную мысль.
  • Сформулируйте и запишите вывод.
  • Определите, какими качествами души должен обладать человек, желающий следовать мудрости данной притчи. Запишите.
  • Подготовьтесь к представлению притчи классу.

См. подробнее об этом в презентации "Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ" [8].

По результатам рефлексии выносим следующие критерии успешности урока:

  • Рациональная аргументация своей точки зрения, приведение логических доводов при оценке добра и зла;
  • Способность дифференцировать эталоны добра и зла и рассуждать в рамках каждой из категорий.
  • Логическое построение смысловой законченной фразы,
  • Усвоение моральных норм, одобряемых моделей поведения.
  • Способность к переживание различных эмоциональных состояний.
  • Изображение в рисунках добра и зла как категорий, связанных с людьми, поступками, действиями.
  • Активность, заинтересованность, эмоциональная вовлеченность в дискуссию.

По данным последних исследований, проведенных специалистами Российской академии наук, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение [9]. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом. См. Приложение 2. Рекомендации по работе с иллюстрациями.

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ также является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. См. Приложение 3. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ.

Таким образом, мы видим, что для реализации образовательного модуля "Основы мировых религиозных культур" уместно и возможно сочетание разнообразных методик и педагогических технологий. Каждая методика найдет свое место в определенной теме урока. А подборка дидактических материалов педагогов станет великолепным подспорьем для интересных и полезных уроков.


Литература и источники

[1] Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику"Основы мировых религиозных культур" / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А .А. Ярлыкапов. Санкт-Петербург: Просвещение, 2011
[2] Основы мировых религиозных культур /А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А .А. Ярлыкапов. Санкт-Петербург: Просвещение, 2011
[3] Педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. - Санкт-Петербург: Каро, 2018
[4] Методические рекомендации для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр.Синягина И.А.// nsportal.ru. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/03/10/igrovye-tehnologii-na-urokah-osnov-religioznyh-kultur-i-svetskoy
[5] Использование дискуссии и диспутов на уроках ОРКСЭ.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-diskussii-i-disputov-na-urokah-orkse-1516014.html
[6]."Уроки бабочки" // Видеохостинг YouTube. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uDZFclLQ3Ao
[7] Притчи на уроках ОРКСЭ.Усок Е.В..//.nsportal.ru. [Электронный ресурc] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/30/pritchi-dlya-urokov-orkse
[8] Учебно-методический комплекс "Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ" / Пушкарская И. В. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://mroc.pravobraz.ru/wp-content/uploads/2018/02/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%A7%D0%98.pdf
[9] Работа с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: httfps://infourok.ru/rabota-s-illyustrativnim-materialom-na-urokah-orkse-1959543.html
[10] Разработка урока на тему "Мировые религии. Без автора. // Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-mirovie-religii-1167118.html
[11] Проектно-исследовательская деятельность при организации урочной и внеурочной деятельности.Без автора.//Инфоурок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://infourok.ru/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pri-organizacii-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-4536780.html
[12] Темы проектов по ОРКСЭ. Без автора. // Обучонок. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://obuchonok.ru/node/5837
[13] Притчи на уроках ОРКСЭ. Усок Е.В.// nsportal.ru. [Электронный ресурc] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/30/pritchi-dlya-urokov-orkse


Приложения

Приложение 1. Пошаговая инструкция для учащихся по созданию доклада с помощью интернет-ресурсов

Инструкция по написанию доклада по теме "Мировые религии"

1. Создайте документ Microsoft Word (вариант - Создайте на своем Google Диске текстовый документ) .
2. Назовите документ "Доклад по основам мировых религиозных культур". Первый лист доклада оформите как титульный по образцу (Образец 1 - ссылка).
3. На верхней строчке второго листа напишите название первого параграфа: Христианство
4. Зайдите в интернет через браузер Google Chrome
5. В верхнюю строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_13_khristianstvo/154-1-0-2433
6. Скопируйте текст из пункта 1 "Возникновение христианства" в свой документ.
7. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку http://www.insai.ru/foto/iisus-khristos
8. Выберите изображение Иисуса Христа и скопируйте его в ваш доклад. Подпишите картинку: "Иисус Христос".
10. на том же сайте в интернете скопируйте текст об Иисусе Христе.
11. На верхней строчке следующего листа доклада напишите название второго параграфа: Ислам
12. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_14_islam/154-1-0-2434
13. Скопируйте текст из пункта 1 "Происхождение ислама" в свой документ В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.trip-guide.ru/page_16664_1.htm
14. Выберите изображение мечети и скопируйте его в ваш доклад Подпишите картинку: "Мечеть Кул Шариф в Казани"
15. На верхней строчке следующего листа доклада напишите название третьего параграфа: Буддизм
16. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_15_buddizm/154-1-0-2435
17. Скопируйте текст из пункта 1 "Четыре благородные истины буддизма" в свой документ
18. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://ru.freepik.com/free-photos-vectors/buddha
19. Выберите изображение Будды и скопируйте его в ваш доклад Подпишите картинку: "Будда".
20. В интернете в строку "Поиск" введите ссылку: http://www.std72.ru/dir/gumanitarnye_nauki/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcij_filin_s_p/lekcija_15_buddizm/154-1-0-2435
21. Скопируйте текст из пункта 2 "Будда" в свой документ Оформите список литературы по образцу (всего 6 источников) (Образец 2 - ссылка):
22. Закройте ваш доклад, сохраните его. Отправьте доклад преподавателю на проверку по электронной почте на адрес (uchitel@schule72spb.ru) или распечатайте.


Адаптация материала "Разработка урока на тему "Мировые религии". Автор не указан   [10].


Приложение 2. Рекомендации по работе с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который "проговаривается про себя", озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.

Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.


Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями

  1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.
  2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
  3. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.
  4. Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?
  5. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен герой?
  6. Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.
  7. Какие художественные детали и подробности отображены художником? Как вы думаете, почему именно эти детали и подробности художник счел значимыми для раскрытия смысла явления?

План анализа иллюстрации

  1. Какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?
  2. На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?
  3. Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?
  4. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.
  5. Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?
  6. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ.
  7. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему?

Включение в материал урока по ОРКСЭ живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

Виды деятельности при работе с картиной на уроке

1. Краткая справка о художнике и его картине.
2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету. На уроке по теме "Возникновение религий" при работе с иллюстрацией В.М. Васнецова "Крещение Руси" можно использовать следующие вопросы и задания:

    • Что вы видите на картине В.М. Васнецова?
    • Что происходит на картине?
    • Что позволяет Вам сделать такой вывод?
    • Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что происходит на картине - частое или единичное явление?
    • Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему?
    • Как изображены действующие лица?
    • Рассмотрите портрет главного героя картины. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?
    • Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?
    • Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
    • Как бы вы назвали эту картину?
    • В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение живописи?

Адаптация материала "Проектно-исследовательская деятельность при организации урочной и внеурочной деятельности". Автор не указан   [11]


Приложение 3. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Особое значение в работе над проектами имеют межпредметные связи: ОРКСЭ и "Литературное чтение", ОРКСЭ и "Окружающий мир".

Примерный список тем проектов по предмету "Основы мировых религиозных культур":

  1. Библия — священная книга христиан.
  2. Буддизм: избавление от страданий.
  3. Буддистские священные сооружения на территории России.
  4. Верования древних славян.
  5. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях.
  6. Взаимосвязи мифологии и религии.
  7. Возникновение основных мировых религий.
  8. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
  9. Долг, свобода и достоинство в разных религиях.
  10. Древние верования и религиозные культы.
  11. Духовные наставники и священные сооружения буддизма.
  12. Духовный мир человека.
  13. Жизнь Будды.
  14. Иерусалим - город трех религий.
  15. Иисус Христос и его учения.
  16. Искусство в религиозной культуре.
  17. Искусство в религиях народов мира.
  18. Ислам: нет бога, кроме Аллаха.
  19. История и развитие обрядов и ритуалов.
  20. История формирования веры в Единого Бога.
  21. Иудейские праздники, обычаи, обряды.
  22. Как появились религии.
  23. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм.
  24. Календари религий мира.
  25. Католицизм в нашей стране.
  26. Коран и Сунна.
  27. Культура и религия.
  28. Культурные традиции в религии.
  29. Материальная и духовная культура.
  30. Милосердие и взаимопомощь в разных религиях.
  31. Милосердие и сострадание в религиозных культурах мира.
  32. Мир и человек в иудаизме.
  33. Многобожие и пантеон богов в древней культуре.
  34. Молитва. Намаз. Мантра. Таинство.
  35. Мусульманские праздники, обычаи, обряды.


Адаптация материалов Темы проектов по ОРКСЭ. Автор не указан  [12Притчи на уроках ОРКСЭ. Усок Е.В.  [13] 


Ссылка для цитирования:

Гусейнова З.А. Модуль "Основы мировых религиозных культур": специфика предмета и методические подходы к изучению // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-z-a-modul-osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur-spetsifika-predmeta-i-metodicheskie-podkhody-k-izucheniyu

Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии

Кузьминых Лариса Игоревна,
 учитель химии и ОБЖ

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии

Как ни печально, но к урокам ОБЖ зачастую относятся несерьезно, считают предметом "третьего сорта" - ЕГЭ же не сдавать. На мой взгляд, это несправедливо. Контрольную работу можно переписать, выучить стихотворение, рассказать его и забыть навсегда, а вот в жизни так не бывает. "Перезаблудиться" в лесу не получится, второй раз безопасно дорогу не перейдешь, пожар легче предотвратить, чем потушить и т.д. Поэтому и отношусь к своему курсу очень серьёзно, но с большой любовью. Все мы знаем, что знания могут со временем позабыться, а вот умения действовать в определенных условиях и ситуациях останутся надолго. Такое же отношение у меня и к химии. Сложный предмет, не спорю. Запустившие его сначала скучают, потом боятся и начинают ненавидеть меня, науку и Дмитрия Ивановича. 

Чтобы уроки были не скучными, а главное продуктивными, нужно чтобы ребята были скорее не слушателями, а активными участниками учебного процесса. Поэтому я стараюсь применять   такие приемы, методы и технологии или их элементы, которые не только разнообразят урок, но и подтолкнут (ненавязчиво) учеников размышлять, систематизировать, думать критически. Кто-то скажет, что наши дети и так "критически мыслят" и "все в штыки принимают".  "Критическое" конечно ассоциируется с неприятием, отторжением или спором. Но есть другое определение: "критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения" [1]. Люблю эту технологию потому, что она позволяет развивать интеллектуальные умения учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Это и умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, а главное учиться самостоятельно. 

Основу технологии ТРКМ составляет базовая модель трех стадий "вызов - реализация смысла - рефлексия", которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Первая стадия - стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшем работы.

Вторая стадия - стадия осмысления. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии РКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным

Третья стадия - стадия рефлексии. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. См. об этом [2], [3].

Как же применяется технология ТРКМ и её элементы на уроках ОБЖ и химии?

Урок на тему "Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов".

Цель урока: формирование системы знаний о положение металлов в Периодической системе и их общих свойствах.

Задачи урока:

Обучающая - рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева, познакомить обучающихся с основными свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены, познакомить с понятием коррозия металлов.

Развивающая – уметь находить в таблице ПСХЭ металлы, уметь сравнивать металлы и неметаллы, объяснять причины химических и физических свойств металлов, развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства металлов на основе их строения.

Воспитывающая - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ученики научатся характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения в ПСХЭ, смогут прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Данный урок состоит из трех основных этапов, на каждом из которых максимально создается ситуация активного вовлечения подростка в учебный процесс.

Этап "Вызова":  "Верите ли вы, что…?"

Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу 1.                               

Таблица 1: Верите ли Вы что…? (Адаптация материала [4].) 

№п/п Утверждения Дочтения Послечтения
1. Из 110 известны хим. элементов 88 являются металлами    
2. Металлы расположены во всех периодах ПСХЭ    
3. Все элементы побочных подгрупп - металлы    
4. Металлы обладают сравнительно маленьким радиусом атомов.    
5. У металлов небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3);    
6. Металлы легко присоединяют электроны, т.е являются окислителями    
7 У всех металлов практически одинаковые физические свойства    

Этап актуализации знаний с помощью вопросов готовит учащихся к прогнозированию недостающих знаний по теме урока.

Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу (Таблица 2).

Таблица 2: Знаю - не знаю 

З – что я знаю Х – что я хочу узнать У – что я узнал
Запись известной информации по изучаемому вопросу Поставленные вопросы к изучаемой теме до ее изучения Дополнение графы "Категории информации" новыми данными, полученными на стадии осмысления
План / главные слова, которыми мы намерены пользоваться Источники информации
А. Элементы - металлы
Б. Положение металлов в ПСХЭ
В. Строение атомов металлов и их особенности
Г. Физические свойства металлов
Д. Применение металлов
Перечисление источников информации
1. Учебник химии
2. Раздаточный материал
3. Интернет-ресурсы

Дальше класс делится на группы. Каждая группа заполняет свою часть таблицы 3, используя различные источники информации. 

Таблица 3. Металлы

Металлы
А Б В Г Д
Элементы - металлы Положение металлов в ПСХЭ Строение атомов металлов и их особенности Физические свойства металлов Применение металлов
         

На этапе "Осмысление" происходит:

  • постановка учебной цели (учащиеся заполняют таблицу "Категории информации", осознавая недостаточность знаний по данной теме, формулируют учебную цель урока);
  • открытие нового знания (работа в группах по поиску необходимой информации в учебнике; обсуждение результатов опытов; заполнение таблицы);
  • первичное закрепление (первичное фиксирование нового знания – самостоятельное заполнение таблицы по новой теме, осознание учащимися своей деятельности и ее оценка). Учащимся предлагается ответить на вопросы теста.

Проверим?

 1. Сколько электронов на внешнем уровне содержат металлы первой группы? А. 1.   
В. 2.   
С. 3. 
2. Какова максимальная степень окисления металлов третьей группы главной подгруппы? А. +1   
В. +2   
С. +3
3. Как изменяются атомные радиусы по периоду слева направо? А. Увеличиваются
В. Уменьшаются.
С. Не изменяются
4. Сколько валентных электронов у металлов 2 группы? А. 1.  
В. 2.  
С. 3.
5. Как называются металлы первой группы? А. Щелочные.     
В. Щелочно-земельные.
С. Щелочи
6. Как называются металлы второй группы? А. Щелочи.
В. Щелочно-земельные.  
С. Амфотерные
7. Какой из приведенных ниже металлов обладает амфотерными свойствами? А. Алюминий.  
В. Бор.
С. Барий
9. Какое свойство не характерно для металлов? А. Электропроводность.
В. Теплопроводность.
С. Окислительные свойства
10. Какой металл самый пластичный? А. Алюминий.  
В. Медь.
С. Золото.

Этап урока "Рефлексия" состоит из вторичного закрепления материала (самостоятельная работа и взаимоконтроль). При вторичном закреплении актуально использовать такую форму, как "Работа экспертов" (способствует развитию критического мышления): детям предлагается проверить тест напарника, то есть найти ошибки и оценить работу одноклассника.

Возвращаемся к таблице, заполненной в начале урока "Верите ли вы, что…?"

Проверить освоения материала, понимание темы, домашнего задания можно с помощью группового задания, основанного на РКМ.

Игра "Металлы - неметаллы"

Домашняя заготовка - карточки, содержащие вопросы и ответы (адаптация материала [5]).

*** 22 элемента

Вопрос: Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов МЕ
1-3 электрона

Вопрос: Положение неМЕ в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Выше диагонали В-At.Элементы Главных подгрупп.

Вопрос: Каковы физические свойства неметаллов?
… хрупкие, не проводят электрический ток (кроме кремния – Si), не имеют блеска (кроме йода – I 2)

Вопрос: Что такое аллотропия?
…способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ

Вопрос: Какая связь образуется между неметаллами?
... образуется ковалентная химическая связь

Вопрос: Каково количество внешних электронов у элементов неметаллов?
4-8 электронов

Вопрос: Каковы свойства озона О3?
Бледно-фиолетовый цвет, имеет запах "свежести", бактерициден,не поддерживает дыхание, защищает планету от УФ-излучения

Вопрос: Какой металл самый пластичный?
Золото

Вопрос: Положениеметаллов вПСХЭ?
…ниже диагонали В-Аt и элементы побочных подгрупп

Вопрос: Каких элементов больше металлов или неметаллов?
…металлов

Вопрос:   Какой металл самый тугоплавкий?
…вольфрам W

Вопрос: Что такое пластичность и ковкость?
…способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, фольгу, вытягиваться в проволоку

Вопрос: Какие свойства проявляет кислород О2 ?
Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, поддерживает дыхание и горение

Вопрос:   У каких элементов Ме или Неме больше радиус атома?
… у металлов.

Вопрос: какой неметалл при нормальных условиях находится в жидком агрегатном состоянии
Бром Br2

Вопрос:   Сколько неметаллов известно?

Карточки разрезаны и содержат ответ на предыдущий вопрос и следующий вопрос.

Класс делится на группы. Для экономии времени я объединяю по две парты, т.е. по 4 человека. Выбирается ведущий, который перемешивает и раздает всем участникам карточки. Игру начинает тот участник кому достались три звездочки (***). Он выкладывает свою карточку на стол и зачитывает вопрос. Участники игры ищут ответ в своих карточка. Найдя - кладут под первую карточку, снова зачитывают вопрос. Побеждает та команда, кто быстрее выложит все карточки. "Фишечка" в том, что первая карточка начинается с ответа на вопрос последней.

image001

Правильный ответ найден!

image002

Команда первая справилась с заданием.

Еще один пример использования ТРКМ - Игра "Как вы думаете?"

Но для начала необходима подготовка:

1. Игровые поля (формат А-2).

2021-05-04 112447

2. Набор карточек с текстами (для основной школы до 20 шт.).

3. Класс делится по группам по 5-6 человек в группе.

4. Доска для фиксации всех результатов.

Итак, начинаем играть.

Стадия "Вызов":

1.1. Каждая группа получает набор карточек (пока не смотрим, что в них), игровое поле, выбираем капитана команды.

1.2. Капитан перемешивает карточки и, не выбирая, раздает все карточки участникам группы.

1.3. Ребята, не переговариваясь, читают тексты своих карточек и кладут их в ту часть поля, которую считают нужной (ВСЕГДА, ИНОГДА или НИКОГДА)

Группа определяет тему урока.

1.4. Группа обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные   - откладываются… Учителю необходимо следить за временем - 30 секунд  на карточку. 

1.5. Капитаны команд объявляют результат своей группы, т.е. номера каких карточек попали в поля ВСЕГДА, ИНОГДА и НИКОГДА.

Стадия "Осмысление"

2.1. Работа с основным источником информации (исходный текст я распечатываю для каждого ученика, но это может быть и текст учебника). Примерно 10 минут. Читая, ребята видят фразы, которые упоминались в карточках.

2.2. Группа снова обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные   - находят свое место.

Стадия "Рефлексия"

Подводятся итоги игры. Капитан объявляет результаты.

image003

Идет работа!!!

image004

Когда в класс вхожу с игровыми полями ребята очень радуются. При рефлексии ученики говорят, что им понравилось (имена ребят изменены):

  • сегодня все работали и не надо было "вытягивать" команду (Таня, 8-Б);
  • ничего не писали тетрадях (Петя, 10 -Б);
  • хорошо работать в группе (Оля, 8-Б);
  • хочешь - не хочешь, а материал запомнился, мы ведь 4 раза текст читали (про игру "Как вы думаете?" Максим, 10-А);
  •  очень необычные уроки, интересно (Владимир, 8-А).

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия и понимания. Почему мне так нравится применение этой технологии? У учеников развиваются все виды УУД:

  • познавательны (текст читается несколько раз)
  • коммуникативные (сочетаются индивидуальные и групповые виды работы)
  • регулятивные (ребята сами определяют тему урока, ставят цель, оценивают себя).

На таких уроках работают все ученики - отсидеться не получится. Моя роль только направлять. И это большой плюс. Есть, конечно, и минусы - это огромная предварительная подготовка к уроку. Но это не так страшно, если последний лодырь и бездельник уходит с урока с чувством удовлетворения.


Литература и источники

[1] Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. Без автора // Инфоурок. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/priyomi-ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-905376.html
[2] Критическое мышление. Приёмы. //Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://pedsovet.su/publ/42
[3] Черкасова В.Н. Технология развития критического мышления // Сайт учителя английского языка Черкасовой Веры Николаевны. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://cherkasova2011.jimdofree.com/самообразование/технология-критического-мышления/
[4] Адаптация матриала Конспект урока по химии "Химические свойства металлов" (9 класс). [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-himicheskie-svoystva-metallov-klass-3287060.html
[5] Адаптация материала "Урок химии "Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"". [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/531763

 


Ссылка для цитирования:

Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-l-i-ispolzovanie-prijomov-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-obzh-i-khimii 

 

Посадская О.В. Развитие памяти и мышления на уроках математики, или Повторение - мать учения

Посадская Ольга Владимировна,
 учитель математики

Развитие памяти и мышления на уроках математики, или Повторение - мать учения


Есть множество суждений о значимости математики для развития личности. Одно из таких высказываний приписывается М.В.Ломоносову: "Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит" [1]. Математика учит мыслить логически, развивает аналитические способности, тренирует интеллект. В математике каждое следующее правило вытекает из предыдущих и складывается в единую систему. Систематическое повторение и закрепление изученного материала способствует продолжительному сохранению информации в памяти человека.

Работая в школе учителем математики, я убедилась в важности и значимости правильной организации этапа повторения и закрепления знаний на уроках. В методической литературе, в сети есть множество научных и популярных статей о структуре классического урока, урока по ФГОС, формах и методах работы на уроках. Практически везде встречается словосочетание "актуализация опорных знаний", в народе – повторение. Насколько важна эта часть урока? При высокой плотности учебной программы, при реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся, при необходимости подготовить урок, задания для детей, различающихся по уровню и скорости усвоения материала - может ли повторение быть в фокусе?

С одной стороны, повторение учебного материала занимает не более 15 процентов от всей продолжительности урока и не является центральным компонентом урока. Но с другой стороны, именно этот этап определяет успешность всего урока в целом. От того, насколько хорошо и качественно учащиеся усвоили изученный материал предыдущего урока, зависит успех следующего урока. Я принципиально избегаю понятия "пройденный материал", хотя данное словосочетание часто встречается в педагогическом тезаурусе. На мой взгляд, словно его прошли и двинулись вперед. Понятие "изученный материал" подразумевает неоднократное знакомство с той или иной информацией, темой, понятием, правилом, теоремой. Все дети разные: одним достаточно однократного объяснения и тренировки на пяти разных примерах для освоения материала, другим надо больше примеров, тренировок, повторения. В настоящее время немало детей, для которых задания должны быть "растянуты по времени".

Актуализация опорных знаний может быть началом урока и плотно связана с новой темой, которая в плане урока идёт следом. Увлечь, заинтересовать, обеспечить зону успеха каждому ученику, подвести к пониманию новой темы помогает повторение в начале урока. Повторение и закрепление, реализованное по принципу "от простого к сложному", или движение по спирали, уместно в конце урока. Многократное повторение - один из способов запоминания. Учителю важно организовать повторение таким образом, чтобы оно было разнообразным, активным, продуктивным и осознанным.

Многие из вас встречались с таким понятием, как "мышечная память". Психологи, физиологи, врачи долгое время занимались ее изучением. По их мнению, это "Долгосрочные структурные изменения (перестройка) мышечных и нервных клеток, которые развиваются под влиянием физических тренировок и обеспечивают быстрое восстановление спортивной формы после длительного отдыха" - цитата из справочника [2].

image001

Основные процессы, касающиеся мышечной памяти, происходят в мозге, а не в мышцах. При выполнении какого-либо упражнения мозг обрабатывает информацию, приходящую из мышц, а затем создает новые связи. Основной путь формирования мышечной памяти - это количество тренировок и увеличение объема выполняемых заданий. Хочу привести пример из области математических вычислений. Отвечая на вопрос "Сколько будет четыре умножить на пять?", вряд ли кто-то рассуждает, что "это сумма пяти слагаемых, каждое из которых есть четыре". Мозг, обработав информацию, выдал моментальный ответ "двадцать", основываясь на знания таблицы умножения.

В своей статье я хочу поделиться с коллегами опытом организации повторения на уроках математики в 5-6 классах. Темп современного урока и объем материала велики, но за очень редким исключением, я не начинаю свой урок с актуализации опорных знаний. Повторение в 5-6 классах я организовываю по принципу "умственных тренировок" по трем направлениям: автоматизация вычислительных навыков, формирование элементов алгебры, решение текстовых задач.

У меня есть убеждение, что только усердная цикличность и чёткое долгосрочное планирование повторения (зачем, как много) совершенно необходимы для достижения результата. Дети привыкают, и им ясно, что если каждый урок на текущей неделе начинался с перевода из одних единиц измерения в другие (повторяем основные единицы измерения, десятичные дроби, обыкновенные дроби, перевод из одного вида в другой, сравнение дробей), то в ближайшей письменной работе по основной теме учебника "Умножение десятичных дробей" будет задание из блока "Повторение". На следующем уроке будем искать объем параллелепипеда, ребра которого выражены десятичной дробью, и перевод единиц - не случайное задание. Главными принципами являются цикличность и системность. Нельзя повторять хаотично, бессистемно, любой материал, который не связан с тем, что изучается на уроках математики в актуальный момент времени. Совсем "лишних" тем в учебно-методических комплексах нет, но лично я, например, в рамках курса "Математика. 6 класс" тему "Окружность, длина окружности и площадь круга" на повторение не выношу. Безусловно, элементы геометрии в курсе Математика готовят детей к новому предмету. Следующий раз тема "Окружность" будет более глубоко изучаться почти через год, в курсе "Геометрия 7". "Удерживать" знания и понятия на такой долгий период, наверное, нецелесообразно. Опытные учителя согласятся, "всё будет, как в первый раз", и не видят в этом проблемы.

В одном классе одновременно обучаются дети с разными математическими способностями. Нельзя не отметить общей тенденции снижения уровня математической грамотности. Но вместе с тем, есть дети с олимпиадным острым умом, они кожей чувствуют подводки к верному выводу, не боятся экспериментировать с новыми способами решения, дерзкие, в хорошем смысле слова. Но даже они, умнички, мучаются и спотыкаются, на элементарных заданиях, в простейшем материале. Если в положенное время до автоматизма не выучена таблица умножения, то эта проблема дает о себе знать и в старших классах. Приведу еще один пример: есть дети, которые с трудом, не быстро решают текстовые задачи, но при этом великолепно считают устно, делают это быстро, уверенно. Данный автоматизированный навык сохранится на всю жизнь, так как заложена программа "мышечной памяти". Тренировки для ума должны быть соизмеримы возрасту и соответствовать учебной программе. Это будет отличным стержнем для нанизывания более сложного материала.

Чтобы первым новым словом в курсе алгебры 7 класса для учащихся была "функция", предлагаю следующие персональные разработки - 4 тренажерных работы (базовый уровень):

Приложение 1. Противоположные числа. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Модуль числа.

image002

Приложение 2. Действия с рациональными числами. Модуль числа. Переместительный и сочетательный законы умножения. Решение уравнений, сводящихся к линейным.

image003

Приложение 3. Действия с рациональными числами. Применение законов для упрощения буквенных выражений. Решение уравнений. Умножение.

image004

Приложение 4. Действия с рациональными числами. Решение уравнений. Распределительный закон умножения. Порядок действий в числовом выражении.

image005

Когда я работала с одним классом из параллели, то приготовить заранее копии на два варианта было под силу. Сегодня - при наличии проекторов в классе и возможностей Google Classroom - донести информацию еще легче. Но надо планировать время и на переписывание учеником условия в тетрадь.

Предлагаемые работы рационально проводить в конце урока. Каждая работа рассчитана в среднем на 15 минут. Выполняя последовательно одну работу за другой, ученик последовательно повторит материал, нанизывая новое на старое: не более 1/3 сегодня-вчера изученного, остальное - на узнавание темы и её применение в конкретном задании. Например, не бросая блок "Вычислительные навыки", он двигается к наращиванию материала из раздела "Элементы алгебры".

Еще пример: ученики заполняли таблицу (приложения 1 и 2), из буквенного выражения получают числовое, затем вычисляют и получают ответ. Таких таблиц две, в разных листах, и отрабатываются этим заданием темы "Модуль", "Вычитание рациональных чисел", "Алгебраическая сумма". На ближайшем же уроке закрепленные навыки помогают разобрать тему "Решение простейших уравнений с модулем". Новая тема в тематическом планировании при таком построении повторения, новой практически не является; природа понятия "модуль" рядом. Учитель поясняет оформление, важность союзов "и", "или" при решении уравнений и т.д. В ближайшей работе тема "Решение уравнений с модулем" будет новой, а через 6 уроков - повторением. Комбинировать задания по такому принципу – интересная работа для педагога, сродни тренерской.

image006

В моих разработках предлагаемые четыре листа идут друг за другом, этим интересен этот пример. Они "выдернуты" из полной нумерации, но четыре последовательные работы показывают коллегам, какие задания прибавились и какие задания цикличны.

С высоты старшей школы предложенные тренажёрные работы - "мелкие дела". Но не будет верного ответа при решении, например, квадратных уравнений, если есть сложности с открытием скобок, учётом знаков, выносом общего множителя. Предполагается, что перечисленные преобразования учащийся 8 класса делает бегло, быстро, предугадывает результат. Отсутствие навыков решений квадратных уравнений сильно затрудняет решение более сложных уравнений, например, тригонометрических (замена); эта проблема проявляется в 10 классе.

Нельзя игнорировать простое, получается, что незначительного или простого в нашем предмете нет. Без "мелких дел" не справиться с более серьёзными вещами: либо не поймёшь, либо не сможешь сосредоточиться. При изучении смежных наук, где уже как инструмент нужны вычислительные навыки (+ пропорция, проценты, единицы измерения и пр.), математика - надёжная опора.


Литература и источники

[1] Говорил ли Михаил Васильевич Ломоносов, что математика "ум в порядок приводит"? // provereno.media [Электронный ресурс]. Дата доступа 06.04.2021. URL: https://provereno.media/2021/01/29/govoril-li-mihail-vasilevich-lomonosov-pro-matematiku-chto-ona-um-v-porjadok-privodit/
[2]. Мышечная память. Без автора // Sport-in. [Электронный ресурс]. Дата доступа 06.04.2021. URL: https://sport-in.ru/article/physiology/5524-myshechnaja-pamjat.html

Приложения

Приложение 1. Противоположные числа. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Модуль числа. (Вложение 1.pdf)
Приложение 2. Действия с рациональными числами. Модуль числа. Переместительный и сочетательный законы умножения. Решение уравнений, сводящихся к линейным. (Вложение 2.pdf)
Приложение 3. Действия с рациональными числами. Применение законов для упрощения буквенных выражений. Решение уравнений. Умножение. (Вложение 3.pdf)
Приложение 4. Действия с рациональными числами. Решение уравнений. Распределительный закон умножения. Порядок действий в числовом выражении. (Вложение 4.pdf)

 


 

Ссылка для цитирования:

Посадская О.В. Развитие памяти и мышления на уроках математики, или Повторение - мать учения // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/posadskaya-o-v-razvitie-pamyati-i-myshleniya-na-urokakh-matematiki-ili-povtorenie-mat-ucheniya

 

Вложения:
Скачать этот файл (1.pdf)1.pdf[ ]398 kB
Скачать этот файл (2.pdf)2.pdf[ ]308 kB
Скачать этот файл (3.pdf)3.pdf[ ]333 kB
Скачать этот файл (4.pdf)4.pdf[ ]248 kB

Еще статьи...

  1. Емалетдинова Т.В., Зимина П.В. Обучение иностранному языку детей с нарушениями речи: обзор подходов и практические рекомендации
  2. Кузнецова Н.Г. Расширение словарного запаса в английском языке за пределами учебника
  3. Стрешинская И.В., Новиченко И.В. Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе
  4. Сотникова А.Л. Курс-справочник для педагогов “Использование элементов ДО в школе: Google Класс”
  5. Сидоренко И.А. Дистанционные образовательные технологии в школе: курс биологии в Google Classroom
  6. Андреев К.В., Кубарева А.А. “Технология” на дистанте - перспективная возможность или пустая трата времени?
  7. Шмакова С.В. Урок физической культуры с применением дистанционных образовательных технологий
  8. Андреева В.В., Белоусова О.В. "Онлайн-продлёнка" в период пандемии
  9. Рыкова Д.В. Работа с LearningApps как с цифровой платформой для организации дистанционной работы класса
  10. Воробьева С.А. Смешанное обучение на уроках математики: использование инструментов цифровой платформы Учи.ру

Дополнительная информация