Малофеева Елена Леонидовна. Социальное партнерство в образовании. Взаимодействие с AIESEC в рамках образовательных проектов.

Малофеева Елена Леонидовна

Социальное партнерство в образовании. Взаимодействие с AIESEC в рамках образовательных проектов

image001Одной из главных задач школы с углубленным изучением иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции школьников. Главным образом, учитель должен научить ученика общаться посредством иностранного языка, то есть осуществлять иноязычное общение с носителями языка.

Как это сделать в рамках школьного обучения? Учитель всегда находится в поиске оптимального способа обучения школьника новому языку. Погружение в языковую среду – бесспорно один из эффективных способов обучения иностранному языку. Но есть ли у школы  возможность реализовать это в рамках образовательного процесса? Каждый ли родитель может себе это позволить?

image003 image005

Наша школа имеет многолетний опыт в области организации школьного языкового обмена школьников, участия в международных проектах и программах на немецком языке [1].  В течение последних двух лет в школе были реализованы международные образовательные проекты "Я меняю" ("iСhange") и "Молодые и перспективные" ("Young and Perspective") на английском языке в рамках сотрудничества с Международной студенческой организацией AIESEC [2].

В рамках этих проектов в течение шести недель были организованы встречи, занятия, мастер-классы, семинары, игры для школьников с участием волонтеров из разных стран мира. Вся коммуникация  между учащимися и иностранными волонтерами осуществлялась на английском языке. Именно английский язык стал единым средством коммуникации между всеми участниками проекта. Вовлечение школьников в мультикультурную среду способствует как развитию интеллектуальных и творческих способностей, расширению кругозора и знаний о России и мире, так и преодолению языкового барьера, развитию их коммуникативной компетенции.

Участие школьников в международных образовательных проектах позволяет повысить уровень знаний и навыков английского языка, способствует воспитанию толерантности у подрастающего поколения и уважения к другим культурам, заставляет обратить внимание на проблемы современности и формирование жизненных ценностей с помощью привлечения иностранных волонтеров из разных стран.

image007

Прямое взаимодействие школьников с иностранными волонтерами способствует разрушению стереотипов и формированию объективного представления об иностранных культурах, ведет к открытому диалогу молодежи различных национальностей.

image009

В 2012-2013 учебном году в рамках проекта "Я меняю" наши школьники 9-10-х классов работали с волонтерами из Бразилии, Словении, Болгарии и Италии. Ребята узнали много нового об этих странах, их культуре и традициях, рассказали о своей стране, вместе посетили Музей современного искусства "Эрарта" и Музей религии. Также темами обсуждения на занятиях стали проблемы образования в разных странах, вопросы толерантности и проблемы молодежи. На заключительном занятии школьники каждому иностранному гостю презентовали небольшой подарок - Дневник, в котором они делали заметки о тех мероприятиях, проблемах, событиях, которые их волнуют, а так же они отразили в нем свои впечатления и чувства об участии в проекте.

В 2013-2014 учебном году в рамках проекта ученики 9-10-х классов с удовольствием рассказывали волонтерам о своей стране, ее обычаях, традициях, культуре [3]. Чтобы лучше узнать о традициях  празднования Нового года и Рождества, мы посетили креативное пространство "Ткачи", где состоялось мероприятие под названием "Международный Новый год".

image011

 

На сайте школы - страница 10 января 2014 года - Международный Новый год / International New Year - http://www.schule72spb.ru/kalendar/2014-01-10.html.

image013

Ребята приняли участие в  мастер-классе по бразильским и индийским танцам, дегустировали индийские сладости,  приняли участие в конкурсах, пели караоке и новогодние песни, обменялись подарками.

Говорят, чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. А для того, чтобы поближе познакомиться с культурой той или иной страны, надо познакомиться с ее национальной кухней.

image015

 

Впервые старшеклассники освоились на школьной кухне и под чутким руководством гостей из Турции и Бразилии приготовили несколько национальных блюд.

image017

 

На сайте школы см. страницу 31 января 2014 года - Проект "I Change"- Мастер-класс на кухне - http://www.schule72spb.ru/kalendar/2014-01-31.html.

image019

Финальным завершением проекта стала "Русская вечеринка", на которой мы пели русские народные песни, танцевали, разыгрывали сценки, не только рассказали, но и дали всем гостям попробовать блюда нашей национальной кухни.

14 февраля 2014 прошла "Русская вечеринка". В рамках международного культурно-образовательного проекта состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню Святого Валентина. Правда, надо сказать, праздновали мы его по-русски со своими зарубежными друзьями из разных стран. Ребята показали несколько зарисовок на тему дружбы и любви, пели, танцевали.

image020  image022

 

А самое главное, устроили настоящий пир! Они не только рассказали о национальной русской кухне, но у всех участников мероприятия была уникальная возможность продегустировать эти блюда.

image023 image024

 

Едва ли найдется в мире человек, который бы мог абсолютно искренне сказать, что не любит путешествия. Вот такое путешествие в мир культур нам удалось совершить в рамках образовательного проекта.

image027

image026

 

На сайте школы см. страницу 14 февраля 2014 года - Русская вечеринка - http://www.schule72spb.ru/kalendar/2014-02-14.html

Все участники проекта получили сертификаты, удостоверяющие участие в проекте.

image028

 

А главное – приобрели бесценный опыт и знания о мире, других культурах, непосредственно общаясь с представителями разных стран на английском языке. В условиях прямого диалога с гражданами иных стран школьникам представилась уникальная возможность общения и культурного обмена. Школьники, у которых нет возможностей путешествовать, оказались в мультикультурной среде, способствующей развитию коммуникативной компетенции. Каждый для себя узнал  что-то новое как о своей культуре и традициях, так и  культуре и традициях других стран. Участие в данном проекте способствовало расширению  кругозора и развитию интеллектуальных  и творческих способностей.

Приобщение к русской культуре, общенациональной и мировой культурам во многом способствует развитию толерантного сознания подрастающего поколения и формированию умения жить в поликультурной среде.  А это одна из важных и значимых воспитательных задач школы. Я искренне надеюсь, что данный проект продолжит свое существование в стенах нашего образовательного учреждения и у ребят будет возможность еще не раз встретиться с волонтерами разных стран.  

 


 

Литература и источники

[1] Немецкий язык – первый иностранный язык, который изучают школьники в ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга - см. http://schule72spb.ru/deutsch/start.html

[2] AIESEC – Региональная общественная организация "Ассоциация студентов, изучающих экономику и право" - http://www.aiesec.ru

[3]    Сайт "Живая школа", рубрика "Календарь",  мероприятия проекта:

Дополнительная информация