Вместо предисловия. Конкурсное движение: зачем?

  • Печать

Вместо предисловия

Конкурсное движение: зачем?

Мы вполне можем иметь больше, чем имеем, хотя бы потому,
что мы вполне можем в своем развитии
стать на ступеньку выше, чем есть сейчас.
Джим Рон

Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов является сейчас неотъемлемой частью их основной деятельности. Если внимательно изучить новые требования, предъявляемые педагогу в межаттестационный период, и критерии оценки качества труда учителя, которые учитываются при распределении стимулирующей части фонда  доплат и надбавок  по должности "учитель", то можно с уверенностью сказать, что одним из показателей  высокого качества труда учителя является результативность педагога в конкурсном движении.

Отношение самих педагогов к подобной оценке, надо сказать, неоднозначное. Более того, выражу личное мнение, сказав, что многие представители педагогического сообщества с этим не согласны. Доля правды в этом, конечно же, есть! Можно ли утверждать, что те педагоги, которые не принимают активного участия в конкурсах, достигают меньших результатов в профессиональной деятельности, хуже учат детей или они менее удачны в своей карьере. И в то же время, все ли педагоги, которые активно участвуют в конкурсах, являются профессионалами высокого уровня, достигают определенных высот, лучше и качественнее преподают свой предмет? Конечно, все зависит от педагога, его личной позиции и убеждений, мотивов, которые движут им, уровня профессионального мастерства и многих других показателей.

Можно ли осуждать школьника, которым руководит мотив получения положительной оценки, ради которой он с усердием готовится к уроку, выполняет все задания, работает на уроке? Всем нам, педагогам, хочется, чтобы желание узнать новое и интересное, удовлетворить свой познавательный интерес, было лидирующим мотивом для каждого ученика. Но всегда ли так в жизни?

Аналогичная ситуация складывается и с участием педагогов в профессиональном конкурсном движении. Кем-то движет мотив прохождения обязательной аттестации, кто-то стремится к публичности и хочет показать себя, кто-то с удовольствием тиражирует свой опыт, кому-то доверили представлять образовательное учреждение на уровне района или города, и он с честью и достоинством выполняет этот долг, кого-то уговорили попробовать свои силы в новом амплуа.

На мой взгляд, важным моментом является получение бесценного опыта – опыта публичного выступления, опыта преодоления собственных страхов и "не могу", опыта взаимодействия с другими коллегами, опыта работы в команде единомышленников и профессионалов, опыта обобщения собственного передового педагогического опыта, опыта получения новых знаний и навыков, опыта обогащения своих компетенций в различных областях.

Любой опыт, даже отрицательный, важен и полезен человеку. Независимо от результатов конкурса, человек, несомненно, станет богаче, поднимется еще на одну ступеньку вверх, откроет для себя новые возможности и горизонты.  Главное, чтобы педагог видел перспективы своего развития и самообразования. Я когда-то услышала очень точное, на мой взгляд, высказывание об учителе и учёбе: "Учитель, пусть последний день твоей учёбы станет последним днем твоего преподавания".  Только, учась и находясь в вечном поиске смыслов, можно чему-то научить других.

 Малофеева Елена Леонидовна,
заместитель директора по воспитательной работе