Малофеева Елена Леонидовна. Один в поле не воин или успех гарантирован

Малофеева Елена Леонидовна

Один в поле не воин или успех гарантирован

Абсолютной свободы не существует: есть лишь свобода выбора,
а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения.
Пауло Коэльо

malofeeva-photo-02

В 2012-2013 учебном году я как заместитель директора по воспитательной работе принимала участие в конкурсе педагогических достижений Санкт-Петербурга в номинации "Воспитать человека". Честно признаюсь, что решение было сложным, передо мной поставили ответственную задачу представить Калининский район на уровне города. Меня терзали сомнения, смогу ли я это сделать, так как, на мой взгляд, в районе есть много заместителей директоров по воспитательной работе настоящих профессионалов своего дела, более опытных и подготовленных, чем я.

Пришло время готовить конкурсные материалы. У меня был опыт подготовки материалов для конкурсной комиссии, и этот этап не вызвал у меня особых трудностей. Зимние каникулы пронеслись быстро, но в результате папка, содержащая описание опыта работы, аналитические материалы, тексты опубликованных статей в СМИ, характеристику, рекомендации, анкету, копии дипломов и грамот, была собрана. И, тем не менее, я испытывала внутреннее сопротивление и нежелание. Ответ на вопрос, зачем мне это надо или почему именно я должна участвовать в конкурсе, был пока ещё не найден.

Мне предстояли 4 этапа конкурсных испытаний, где требовалось презентовать себя, свой опыт, провести мастер-класс, продемонстрировать личные качества, владение аудиторией, ораторские умения, творческие способности.

Выстраивая для себя план действий, я начала подготовку к первому конкурсному заданию – "Самопрезентация". Первый текст, который получился, оказался очень личным, избыточно откровенным. Когда я апробировала его на своих друзьях и коллегах, стало понятно, что содержание нельзя воспроизводить на большую аудиторию, надо искать другой путь. Первая версия самопрезентации провалилась, поскольку я не понимала, что и зачем я делаю. И тогда для себя я решила, что участие в конкурсе будет профессиональной школой мастерства, некими курсами повышения квалификации, поэтому мне надо добросовестно и с полной отдачей сделать все от меня зависящее для достижения результата. Мне было интересно, смогу ли я научиться чему-то новому, даст ли участие в конкурсе толчок к дальнейшему развитию. Может ли человек, в данном случае, я, почувствовать себя комфортно в конкурентной среде? Мне хотелось проверить, смогу ли я преодолеть свои внутренние страхи и сомнения, а они, конечно же, были. А ещё, вовлекая педагогов в конкурсное движение в школе, я хотела проиграть ситуацию на себе, найти новые аргументы для участия педагогов в профессиональном конкурсном движении.

Итак, для участия в первом туре необходимо было презентовать себя. Говорить о себе всегда сложно, сложно вдвойне потому, что каждый человек проживает примерно одинаковый жизненный цикл: родился, учился в школе, получил образование, пришел работать. Как сделать что-то, что будет отличать тебя от остальных конкурсантов? Еще на первой установочной встрече в АППО, где выступали организаторы конкурса и участники прошлых лет, я поняла, что не буду делать презентацию Power Point или видеоролик, потому что по форме это типичное решение, которым пользуются все, и уж точно никак меня не отличит от остальных. А еще я подумала, что, если бы конкурсантам случайно перепутали презентации, то ничего бы не изменилось в восприятии материала; кроме самих конкурсантов никто из присутствующих в зале не испытал бы дискомфорта и не заметил ошибки. Для меня это значило, что нужно демонстрировать что-то другое, что-то более интересное и привлекательное, что заставило бы всех с интересом следить за событиями на экране. В результате переработанный во второй раз текст о себе сопровождался видеороликом, выполненным в технике "песочное шоу", а образ художника как никогда пришелся мне здесь кстати.

Второй этап состоял из двух конкурсных заданий: "Представление опыта работы" и "Проведение воспитательного мероприятия". Это был один из самых сложных конкурсных дней, потому что помимо собственных выступлений, надо было включиться в работу в качестве участника во время проведения мероприятий другими конкурсантами. Надо сказать, что все с интересом слушали об опыте воспитательной работы нашей школы, задавали вопросы. Мне было приятно и привычно, говорить о том, какая работа ведется в школе, какие проекты и программы реализуются в школе в рамках воспитательного направления. При построении мастер-класса я пошла от тех проблем, сложностей, которые есть в школе. Так, например, в течение последних 3-х лет в школе прекратилось издательство газеты "Наша Schule". Поэтому мастер-класс был посвящен созданию "Пресс-центра". В качестве технологии была выбрана технология "World cafe" ("Мировое кафе"), которая позволяет в неформальной обстановке решать многие важные вопросы и задачи. В процессе двадцатиминутной работы общими усилиями был разработан алгоритм действий, который был воплощен средствами инфографики.

Финальный этап состоял из оценки способности конкурсанта демонстрировать профессиональную компетентность и практический опыт в вопросах решения нестандартных педагогических ситуаций. В рамках 3 и 4 этапов надо было продемонстрировать умение находить решения в спонтанных ситуациях, обосновывать их, аргументировать свою точку зрения. Всегда полезно задуматься об актуальных вопросах образования, сопоставить свои спонтанные решения с теми, над которыми долго думаешь и размышляешь.

Теперь, когда все конкурсные испытания позади, можно сказать, что поставленные внутренние задачи решены, цель достигнута. Но, участие в конкурсе было бы невозможным без команды людей, которые работали со мной в течение трех месяцев. В первую очередь хочется поблагодарить директора школы Инну Васильевну Стрешинскую, которая выступала в качестве советчика, судьи, спонсора. Без создания условий невозможно воплотить в жизнь ни одну идею. Инна Васильевна создала все условия для раскрытия моего творческого потенциала, для воплощения тех идей, которые порой казались немыслимыми и нереальными. Методическое сопровождение при разработке материалов оказали А.Л.Сотникова, руководитель опытно-экспериментальной работы нашей школы, Н.А. Мазурчик и С.В.Калганова, методисты Информационно-методического центра Калининского района Санкт-Петербурга. В роли третейских судей выступили заместители директоров по воспитательной работе школ нашего района – участники творческой группы Ю.В.Малиновская, С.В.Резанова, Ю.Ю.Фролова, Л.А.Голубева, Л.Б.Петрова и Б.М.Скачкова. В конкурсных материалах представлены авторские стихи педагога-организатора Е.Н.Пархомчук. Огромное удовольствие получила от взаимодействия и совместной работы со студенткой 5 курса Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица и сотрудником песочной студии “Sand union” Ольгой Сергеевной Аверьяновой – настоящим профессионалом своего дела. Ольга является создателем видеоролика в технике "песочного шоу". Портрет, который был представлен на мольберте, был создан учителем рисования С.А.Осиповой.

Надо отметить важную роль преподавательского состава Президентской программы "Управление образованием как инновационным ресурсом общества", которые за короткий промежуток времени перевернули моё сознание, вдохновили инновационными идеями, заставили думать "по-другому". Наверно, ничего бы не получилось, если бы в своей жизни я не встретила замечательных педагогов Е.И.Казакову, Н.А.Заиченко, С.Г.Баронене, М.М.Эпштейна и Л.С.Ильюшина.

В большом деле не бывает мелочей, поэтому нельзя не отметить вклад парикмахера-стилиста Ирины Заботкиной, флориста-дизайнера цветочного магазина ОРАНЖ Олеси Шараповой.

Отдельное спасибо моим самым близким и родным людям за понимание, помощь, поддержку и совместную работу, а именно сестре С.Л.Шлоповой, маме Р.А.Антоновой, мужу Д.В.Малофееву и доченьке Оксане Малофеевой.

Создать команду единомышленников всегда нелегко, я благодарна судьбе за возможность работать в команде очень разных, но высокопрофессиональных людей. Истинное удовольствие, которое может испытать человек – это удовольствие от общения и взаимодействия с другими людьми. И если на твоем пути встречаются люди, с которыми тебе по пути, ты идешь верной дорогой.

Подводя итог, хочется сказать, что конкурс для меня стал возможностью многому научиться, повысить свою квалификацию, расширить свои знания и представления, получить новый бесценный опыт, конкурс стал уникальной возможностью придумать что-то и реализовать свои идеи.

По результатам конкурса я стала лауреатом, заняв 2-е место в городе.

Конкурсные материалы:

Дополнительная информация