Малофеева Е.Л., Халемская Ю.Г. Интерактивные технологии при обучении английскому языку: из опыта работы учителя

  • Печать

Малофеева Елена Леонидовна,
учитель английского языка
Халемская Юлия Геннадьевна,
учитель английского языка

Из опыта работы учителя: Интерактивные технологии при обучении английскому языку


Мы живем в динамичное, сложное и одновременно интересное время. Время цифровизации, время стремительно изменяющейся реальности и цивилизации, время, когда технические новинки опережают привычный уклад и осмысление действительности теми, кого у

же не назовешь молодым поколением, когда дети уже знают то, чего ещё не знают взрослые.Отличительной особенностью нашего времени является то, что технологии развиваются быстрее, чем происходит смена поколений. Если ещё 20-25 лет назад, когда мы начинали свой путь в педагогике, учитель являлся светочем и единственным носителем знания (конечно, не считая учебника), то сейчас всё изменилось. Учитель может учиться у ученика, ученик учить другого ученика, в то время, как учителю достаточно лишь помогать, направлять и поддерживать.

Всё чаще мы понимаем, что работать по имеющимся УМК тяжело, неэффективно, просто не получается. Если в течение достаточно долгого времени мы пользовались своими методическими разработками ежегодно, примерно повторяя материал, который вкладывается в учебную программу каждого класса, то сейчас мы практически постоянно обновляем материал, делая его всё более и более интерактивным и интересным. Проблема активизации познавательной деятельности остается актуальной многие годы. Перед учителем стоит вопрос выбора таких способов работы, которые позволят максимально заинтересовать и вовлечь учащихся в образовательный процесс. Одними из таких инструментов являются интерактивные технологии обучения.

Слово “интерактивный” в переводе с английского языка означает “взаимодействующий” (от английского слова “interact” - взаимодействовать, то есть находиться в режиме диалога). Если мы обратимся к словарю и вспомним, что такое “интерактивная технология”, то вспомним, что это технология, где обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [1]. Каждый вносит свой вклад в получение нового знания, которое рождается и приобретается в общении друг с другом. Задачей учителя при проведении уроков с использованием интерактивных технологий является фасилитация (то есть, помощь и поддержка) в процессе получения и/или обмена информацией [2]. По сути нашей задачей как помощников в этом процессе, является создание условий для появления и развития инициативы учащихся, помощь в использовании их опыта и, как следствие, развитие учебной мотивации.

В настоящее время учебная мотивация это, пожалуй, практически единственное условие для успешной учебы и достижения высоких образовательных результатов. “Знание” существует отдельно от ученика, ведь его всегда можно “добыть”, взяв в руки телефон или открыв ноутбук, и “загуглить” что угодно. Если раньше было само собой разумеющимся пользоваться бумажными многотысячными словарями, в процессе чего так или иначе тренировалась масса “языковых” тем (алфавит, прочтение транскрипций, знание чтения различных буквосочетаний) и регуляционных навыков (терпение, умение сосредоточиться, умение сконцентрировать внимание и т.д.), то сейчас эти тренировки просто теряют смысл, ведь можно нажать кнопку - и вот она, информация.

Итак, с одной стороны, у нас учащиеся, с малых лет технически подкованные, максимально социализированные с помощью многочисленных социальных сетей, чатов и мессенджеров, умеющие найти любую информацию в любом виде и в любой ситуации. С другой - необходимость сделать “знание” тем, что интегрируется в их сознание и становится неотъемлемой частью их опыта. Задача педагога найти ответ на вопрос “КАК?”, “Как это сделать?”.

Единственное решение и помощник в том, чтобы максимально замотивировать учеников, на наш взгляд - это сделать интерактивные технологии частью нашего образовательного процесса. Мы пришли к выводу, что именно интерактивные технологии позволяют развивать коммуникативные, общеучебные умения и навыки, развивают навыки работы в команде, позволяют максимально решать информационные задачи.

В своей работе мы используем технологию мозгового штурма, технологию развития критического мышления, технологию “Броуновское движение”, работаем в парах (тройках, подгруппах, группах), либо проводим ротацию групп во время работы, организуем конференции и дискуссии, устраиваем творческие мастерские, организуем ролевые игры, используем другие обучающие игры. См. [3].

Так, например, излюбленной нашей технологией является технология “Броуновское движение” [4]. Вариации использования могут быть различными. Например, в 8-9 классах при изучении страноведческих тем “Великобритания” или “Соединенные Штаты Америки” будет скучно просто дать учащимся текст и изучать (читать) его вместе фронтально. Можно, конечно, включить фильм и дать задание найти ту или иную информацию, но по сути такая подача тоже уже достаточно академична - ребенку достаточно сидеть и ждать, когда уже готовый материал появится на экране или будет озвучен, и записать его. Мы предлагаем поступить иначе - ребятам выдаётся лист с таблицей, в которой есть названия пунктов (вопросов), и местом для записи различных данных. Мы задействуем все поверхности - стены, двери, межоконные пространства, пустые парты, и прикрепляем множество листов с различной информацией везде, где можем. На листах могут быть предложения, фотографии, карты, схемы, то есть, не только вербальная информация, но и что-то, что можно интерпретировать так, как удобно детям с разными психофизиологическими особенностями. Задача учащихся - используя имеющийся материал, найти то, что необходимо. Мы считаем, что такая интерактивная технология позволяет во всех смыслах выйти за рамки обычного стандартного урока. Во-первых, ребята не сидят, а ходят, что позволяет даже самым гиперактивным детям “занять” себя, не мешая окружающим, с пользой для учебы. Во-вторых, это показывает детям, что границы можно нарушать. Конечно, в хорошем смысле, если это идет на пользу в плане обучения. Показывает, что учиться можно не только за партой и слушая учителя, а непосредственно в процессе деятельности, движения и общения. В-третьих, это позволяет развивать критическое мышление, данная технология нацелена и на это, ведь информация, размещенная в классе, абсолютно разноплановая, она дана не подряд, а как будто раскидана везде, где только можно, и ученик должен понять, что именно и как ему необходимо для того, чтобы собрать этот “пазл” воедино.

В 6 классах при изучении темы “Мой день” мы используем данную технологию, когда просим учащихся составить режим дня школьника. Части текста с указанием времени размещаются по всему кабинету, а ребятам предлагается заполнить таблицу в хронологическом порядке. Мальчики и девочки составляют распорядок дня в зависимости от гендерной принадлежности. Это позволяет повторить личные и притяжательные местоимения, спряжение глаголов в настоящем времени, название времени, поговорить о тайм-менеджменте, об увлечениях и интересах в свободное время мальчиков и девочек. В ходе заполнения таблицы каждый ученик сможет по аналогии составить рассказ о своем дне.

Ещё одна вариация этой технологии может быть использована в 7 классе для изучения темы “Характер”. Ребятам необходимо рассмотреть картинки с лицами разных людей, понять, какие эмоции, черты характера они обозначают и соотнести их с мини-текстами, в которых описан характер разных людей. Кроме того, здесь к развитию критического мышления подключается еще развитие эмоционального интеллекта, ведь нужно не просто прочитать информацию и сообразить, на какой вопрос здесь можно найти ответ, но и понять по фото, какие чувства и эмоции испытывает человек, какие есть варианты, каковы причины того или иного состояния. Например, картинку, на которой изображен грустный мальчик, сидящий на стуле и обнимающая его женщина, разные дети интерпретируют по-разному. Кто-то размышляет об эмоциях мальчика и решает, что он “sad” (грустный), а кто-то замечает, насколько заботлива женщина и решает, что она “helpful” (“готовая помочь”, отзывчивая). При выполнении таких заданий, на наш взгляд, максимально раскрываются возможности ребенка. Тот, кому сложно дается английский язык, почувствует себя успешным, если точно определит, какая эмоция отражена на фото, и правильно соединит слово с картинкой. Тот, кто уже может читать и переводить про себя, легко догадается по тексту, о какой черте характера идет речь. Учащиеся имеют возможность помочь друг другу, поэтому в случае использования такой технологии практически нет возможности не получить желаемый результат. Данная технология развивает то, что сейчас в целом называется soft skills, мягкие навыки - умение организовывать командную и индивидуальную работу, договариваться с одноклассниками, умение адаптироваться под нестандартную новую ситуацию, креативно мыслить, анализировать полученные данные, развивается эмоциональный интеллект.

Как это выглядит на уроке?

7-е классы, урок по теме “Характер”

image8 image24

См. больше Приложение 1. “Броуновское движение”

8-е классы, урок по теме “Великобритания”

image22 image27 image38

image17

9-е классы, урок по теме “США”

image41

Ещё одна наша любимая технология - это “Творческая мастерская”. Казалось бы, ничего нового. Но здесь так же нам помогают мягкие навыки, которые активно развиваются, тренируются и оттачиваются, помогая ребятам постигать английский язык. Здесь важные умения со-трудничества, со-творчества, со-единения умений всех членов группы/команды, со-ответствия индивидуальной работы поставленной задаче для достижения общей цели. В процессе творческой работы учащиеся обмениваются мнениями, опытом, знаниями, методами выполнения той или иной работы. В рамках такой деятельности шанс показать себя есть абсолютно у каждого ребенка. Конечно, творческая часть - это лишь та оболочка, в которой скрывается богатый образовательный потенциал. Для создания творческого продукта мы даём необходимый материал (карандаши, фломастеры, бумагу разных цветов, ножницы, клей), для ребят помладше можем дать необходимые клише, фразы, слова, которые можно использовать для создания продукта. Параллельно с изучением английского учащиеся узнают о том, в какой форме можно представить свою работу. Так, ребята могут создать открытку, коллаж, словарик по теме, дизайн проект комнаты или дома, лэпбук по разным темам [5].

Говоря подробнее о создании лэпбуков, можно сказать, что это очень мощный инструмент изучения и повторения учащимися языкового материала. В зависимости от задач и поставленного задания, учащиеся могут представить свои знания по страноведческим, лексическим, грамматическим темам, могут обобщить свои знания или даже получить новые. Эта технология поможет левополушарным детям обобщить и систематизировать материал, а правополушарным - проявить свою творческую натуру и оформить все со вкусом.

6-е классы, работа в Творческих мастерских, создание ёлочных игрушек

 image13 image15 image16

7-е классы, работа в Творческих мастерских, создание символа нового года

image6

7-е классы, работа в Творческих мастерских, создание лэпбуков

image51

Схема (модель) лэпбука

image30 image49

Готовые лэпбуки

image42       image26

Cм. больше Приложение 2. “Творческая мастерская”

7-8-е классы, работа в Творческих мастерских, создание открытки к Дню матери

image31 image33

10 класс, работа в Творческих мастерских, создание буклетов о школе

image3 

image23


Готовые буклеты по теме “Школа”, 10 класс

image28

Конечно, изучение английского языка невозможно без использования игровых технологий. Самый быстрый способ разрядить обстановку на уроке, снять психоэмоциональное напряжение, привлечь внимание всей аудитории, вызвать желание взаимодействовать - это предложить поиграть на уроке. Игры могут быть абсолютно разные: настольные, ходилки-бродилки, подвижные, ролевые игры. Игры можно как создавать самим исходя из учебной задачи, так и использовать готовые.

Очень популярна среди подростков настольная игра “Мемо”, которая направлена на развитие зрительной и слуховой памяти. Игра состоит из парных карточек, которые надо разложить картинками вниз, чтобы образовался прямоугольник. Задача каждого игрока - найти как можно больше одинаковых пар картинок, перевернуть их, показать остальным, назвать слова на английском языке. Если картинки совпадают, игрок правильно называет слово, то он забирает их себе. Продолжает до тех пор, пока не возьмет две разные карточки. Если картинки не совпадают, игрок кладет их на место. Задача всех играющих запомнить их расположение, название. Ход переходит к следующему. Выигрывает тот игрок, у которого окажется наибольшее количество пар картинок. Данную игру можно использовать на любую лексическую тематику. В готовом виде игра продается на такие темы, как “Christmas”, “Cities”, “Animals” и так далее. Также игру можно сделать самостоятельно на грамматическую тематику.

6-е классы, настольная игра “Мемо”

image19 image37 

Большой популярностью у учеников пользуются Игры в слова. Эти игры не требуют больших затрат - достаточно нарезать карточки и написать на них подходящие слова. Играть можно по принципу “найди лишнее”, “раздели на группы по тому или иному признаку”, “составь предложение” и т.д. Надо отметить, что особую привлекательность имеет тактильное взаимодействие - дети любят перекладывать карточки, менять местами, не боятся ошибаться в игре, стараются помогать друг другу. За время игры учащиеся узнают новое, происходит активизация умственных процессов, что особенно ценно и значимо. Количество карточек со словами можно варьировать в зависимости от тематики, уровня подготовки учащихся. Данная настольная игра позволяет отрабатывать отдельные лексические единицы и составлять словосочетания и целые предложения, знакомит с порядком слов в предложениях в зависимости от цели высказывания.

7-е классы, игра “Составь предложение”

image32

Технология “Ролевой игры” - это такая интерактивная технология, которая моделирует реальные ситуации прямо на уроке. Эта технология мотивирует учащихся говорить, ведь у них нет выбора: не получится отмолчаться за спинами более активных и уверенных в себе одноклассников, приходится всё-таки попробовать что-то сказать. В ситуации, когда у ребенка есть определенная роль, он не может остаться пассивным, ему так или иначе придется её играть и использовать изучаемый язык.
Мы всегда стараемся сделать так, чтобы ребята понимали, зачем они пришли на урок, зачем им знать ту или иную грамматическую тему или лексику по разным темам. Мы представляем себе, что едем в другую страну и знакомимся с разными достопримечательностями, пишем письма и открытки друзьям, идём в магазин, гуляем по городу, делаем заказы в ресторане, узнаём что-то друг о друге, интересуемся модой.
Ролевая игра - это игра во что-то или в кого-то. Эти игры позволяют перемещаться в разные жизненные ситуации, менять локации и социальные роли. Для привлечения внимания и большей заинтересованности очень важно использовать предметы и атрибуты для каждой сюжетной роли. Если вы отправляетесь в магазин за покупками, необходимо принести товары, денежные средства для моделирования ситуации. Для тех детей, которые испытывают трудности в усвоении материала, необходимо заранее продумать клише. Это поможет избежать ситуации неуспеха на уроке.

7-е классы, Ролевая игра “В магазине”

image29

При знакомстве с темой “Одежда” можно разыграть “Показ мод”, предложив учащимся на время урока стать модельерами, моделями и журналистами, которые освещают это событие в СМИ. Данный урок требует большой организационной подготовки - необходимо принести одежду разного стиля, размера, на разное время года, аксессуары к ней. Педагог продумывает текстовый материал для работы (описание стиля одежды, индивидуальных предпочтений, ситуации, связанной с временем года), готовит бланки газет или модного журнала. Любая ролевая игра подразумевает групповую или парную работу, поэтому очень важно распределить роли среди участников группы. Проживая ситуацию, ученик заново пропускает учебный материал через себя, закрепляет пройденный материал. Ролевые игры позволяют проявить творческие способности, испытать положительные эмоции, чувство радости на уроке.

7-е классы, ролевая игра “Показ мод”

image36
image2

 

image44

 

image40

 

image14

 

image45

Больше, см. Приложение 3. Ролевая игра “Показ мод”.

Некоторые итоги


Язык создан для того, чтобы на нём общаться, и это главная цель для изучения любого языка. Как сказал один мудрец, “для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем суровая необходимость” [6]. Очень важно разбудить в ученике эту живую любознательность, истинный интерес, показать ему, что язык - это не только буквы и слова, написанные чёрным по белому, это - реальная жизнь, которую можно прочувствовать лишь сделав свои собственные шаги. Интерактивные технологии - это рабочие инструменты обучения школьников иностранному языку. Сосредотачивая свое внимание на взаимодействии и общении, формальные стороны урока уходят на второй план. Развивая творческие способности, креативное мышление, навыки коммуникации, учащиеся получают эффект мотивационного подкрепления к изучению иностранного языка.

В своей работе мы осветили не все интерактивные технологии, а лишь их незначительную часть. Очень надеемся, что материал будет полезен и интересен для педагогов, для которых поиск мотивационных механизмов и интерактивных технологий является актуальным.


Литература и источники


[1] Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. №6. [Текст] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie
[2] Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. 2006. №3. [Текст] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-fasilitatsiya-osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya
[3] Гурин В.В., Федорова Д.С. Использование интерактивных методов в обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе / Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков // Электронная библиотека. Материалы конференций. Сборники трудов ИГУ. [Текст] Дата обращения 31.03.2023. URL: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/f_l_soderzhanie/P9.pdf
[4] Близнюк И., Капитонова Т. Броуновское движение. Интерактивная технология обучения. [Презентация] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://www.calameo.com/read/005327424bcf5dd3f8aa4
[5] Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И.Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с. Электронная версия [Текст] Дата обращения 31.03.2023. URL: http://yapk87.ru/wp-content/uploads/2019/10/%D0%9B%D1%8D%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA.pdf
[6] Аврелий Августин // Цитаты известных личностей. [Электронный ресурс] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/648941-avrelii-avgustin-dlia-izucheniia-iazyka-gorazdo-vazhnee-svobodnaia-liubozn/


Приложения

Приложение 1. “Броуновское  движение”

 7 класс. Тема “Характер”

image4 image39 image7 image18 image50 image25

 

Приложение 1. “Творческая мастерская”

Создание лэпбуков

 image11

image10

image34

image5 

 

Готовые лэпбуки

image26

image47

 

 image42

image12

6-е классы, работа в Творческих мастерских, создание елочных игрушек

image001 

image002

 

image003

7-8-е классы, работа в Творческих мастерских, создание открытки к Дню матери

image43 

image46

image20

 

Приложение 3. Ролевая игра “Показ мод”

image1

image9

 

image21

 

image35

 

image48

 

 


Ссылка для цитирования:

Малофеева Е.Л., Халемская Ю.Г.  Интерактивные технологии при обучении английскому языку: из опыта работы учителя // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/malofeeva-e-l-khalemskaya-yu-g-interaktivnye-tekhnologii-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-iz-opyta-raboty-uchitelya