Малофеева Е.Л., Голубева Т.В. Семья и Школа: новые вызовы

  • Печать

Малофеева Елена Леонидовна, 
учитель английского языка,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе 

Голубева Татьяна Викторовна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГБДОУ №120 Выборгского района,
 семейный психолог-консультант

 

Семья и Школа: новые вызовы

Уважаемый читатель, мы решили начать свои размышления с рассказа о ситуации, случайным свидетелем которой мог бы стать каждый из вас, находясь в детской поликлинике, а стал один из авторов.

Февраль. Понедельник. 9 часов утра. Несколько мамочек  ожидали своей очереди в регистратуру за медицинскими карточками и талонами, чтобы пойти на приём к врачу со своими детьми.  Сотрудница регистратуры, женщина зрелого возраста, обслуживала посетителей. Наконец очередь подошла к мамочке с ребёнком, на которую все стоящие в регистратуру обратили внимание. Она попросила распечатать ей талон и выдать карточку ребёнка. Работник медицинского учреждения вежливо уточнила данные специалиста, к которому собиралась мама с ребёнком. Услышав ответ мамы, сотрудник регистратуры сообщила, что врач в этот день ведет плановый приём в другом филиале и не может принять её с ребенком. В продолжение добавила, что данное расписание было известно давно и её ребёнок не мог быть записан на этот день и время. Возмущению и негодованию мамы не было предела! Она громко заявила, что давно через Интернет записала своего ребёнка на приём к врачу именно на этот день и это время, что специально под это построила свой день и расписание. Затем добавила, что в поликлинике, в системе здравоохранения и во всей стране творится полное безобразие! Тут же достала свой телефон, где была сохранена запись к врачу, и стала показывать сотруднику. Свои эмоции она не сдерживала, выражала громко, привлекая внимание окружающих. Неоднократно повторяла свой вопрос "Кому жаловаться?". Сотрудник регистратуры, пытаясь разрешить конфликтную ситуацию, очень сдержанно и вежливо очередной раз уточнила имя ребёнка, дату рождения, чтобы проверить все записи в приёмной базе врачей. Когда она ввела данные, выяснилось, что эта мама действительно записала своего ребёнка на приём к педиатру, но только дата записи была не на этот день, а через неделю - на следующий понедельник.

Наблюдать за ситуацией, точнее за её развязкой, было непросто - в ней многое сходно с происходящим в системе образования. Каждый человек может совершить ошибку - это нормально, надо только уметь её признавать, а значит и исправлять. Мама ребёнка  по невнимательности ошиблась в дате визита, и по всем этическим нормам общения ей следовало бы принести извинения сотруднику регистратуры, который выслушал целую кучу упреков и обвинений не только в свой адрес, но и в адрес всей медицинской системы в целом. Но, к сожалению, этого не произошло. Фразы "прошу прощения" или "извините" из уст мамы не прозвучало. Она продолжила упорно настаивать на том, чтобы её ребёнка принял другой педиатр, раз она пришла в поликлинику.

Какой можно сделать вывод из всей этой истории? Ребёнок, который наблюдал данную ситуацию, получил свой жизненный урок от самого значимого взрослого человека, можно сказать, он усвоил определенную модель поведения: извиняться не надо, даже если ты не прав; если ты чего-то хочешь, настаивай и требуй любыми доступными способами. Главное, быть уверенным в своей правоте и знать "Кому жаловаться?". 

Почему мы привели этот пример? История в поликлинике очень сильно напоминает ситуацию взаимоотношений Семьи и Школы. Правда в школе чаще не задается вопрос "Кому жаловаться?", а с той же интенцией - выразить негодование и обиду -  сообщается  "Мы будем жаловаться!".

Семья и Школа, с одной стороны,  два социально значимых института в жизни человека, с другой – это две системы, каждая из которых имеет свою структуру, свои традиции и стили взаимодействия, свой функционал [1]. Одной из главных функций Семьи является воспроизведение потомства - рождение и воспитание детей.   В то же время главной миссией Школы является организация и реализация учебно-воспитательного процесса, направленного на социализацию и разностороннее развитие личности ребенка. Говорить о том, кто в большей, а кто в  меньшей степени влияет на становление личности, равноценно рассуждению о том, что важнее: генетика или социальные факторы. На наш взгляд, гораздо важнее найти общие точки соприкосновения и выработать единые принципы воспитания подрастающего поколения, поскольку Ребёнок является частью обеих систем, и от единства взглядов и стиля взаимодействия между этими системами зависит очень многое в формировании его личности. 

Это стало особенно актуально  сейчас, когда все оказались в необычных условиях - в режиме самоизоляции. 

Каждая из систем сейчас переживает адаптацию к новым условиям функционирования, как известно, это всегда стресс.  Важно отметить, что скрытые конфликты или слабые стороны в функционировании любой системы в ситуации адаптации становятся явными и могут препятствовать её успешному и эффективному завершению и, как следствие, выходу на гармоничный уровень функционирования в новых условиях. Не случайно в семейной психологии включение детей во внешние социальные структуры или институты является нормативным семейным кризисом, имеющим свои особенности [2. Семья испытывает повышение уровня тревожности перед внешней оценкой качества её функционирования, в норме, постепенно адаптируясь к этой оценке. См. об этом подробнее   [3]. Сегодня Школа пришла в каждый дом, и в таком объёме мы раньше никогда не сталкивались с подобными условиями взаимодействия.

? Семья и Школа: есть ли согласие между ними сегодня? 

? Как складываются отношения между участниками образовательного процесса в условиях нынешнего времени? 

? Готовы ли они быть гибкими и функциональными в разных условиях?

2019-2020 учебный год начался традиционно, как любой другой учебный год: с линейки в День знаний, составления расписания уроков и кружков, распределения ответственных за различные направления работы, родительских собраний, праздников, выездов, педсоветов и многих других значимых в школьной жизни дел. В конце каждой четверти учителя выставляли четвертные оценки, с которыми ученики уходили на каникулы. Мы ездили на экскурсии, вместе отмечали праздники, радовались успехам, огорчались поражениям. В конфликтных ситуациях искали выходы, проводили педагогические расследования, исправляли ошибки, старались помочь тем, кто попадал в трудную ситуацию. И ничто не предвещало, что в конце учебного года все мы: учителя, дети, родители - окажемся в абсолютно незнакомых для нас условиях существования и взаимодействия.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) каждый из нас находится сейчас на самоизоляции у себя дома. Дом стал не только местом отдыха и общения, но одновременно и рабочим местом для родителей, и учебным кабинетом для школьников и студентов, и детским садом для дошкольников. Насколько проста и органична эта ситуация? Дом - это место комфорта и уюта. Именно семья обеспечивает эмоциональную поддержку и формирует эмоциональное благополучие ребёнка. Хотя, безусловно, есть семьи, которые находятся в  различных трудных жизненных ситуациях, и не у всех детей дом является тёплым очагом. Поэтому сейчас, когда все члены семьи вынуждены все время находится дома вместе, мы не всегда  наблюдаем гармонию, покой и благополучие. С апреля в школе еженедельно выявляются проблемные семьи, которые нуждаются в помощи, поддержке специалистами службы сопровождения потому, что многие родители потеряли работу, и у них отсутствуют средства к существованию, возможность оплатить жилье. Также в этой ситуации с особой очевидностью выявляются деструктивные семьи, которые ввиду сложных внутрисемейных отношений теперь совсем не справляются с воспитательными функциями родителей.

Если говорить о дистанционном обучении, на которое перешли все образовательные учреждения в апреле-мае 2020 года, то здесь надо честно признаться, что все участники образовательного процесса испытывают трудности. Во-первых, не в каждой семье есть необходимые технические условия для полноценного обучения. В отдельных семьях технические средства есть, но навыки и умения использования их для обучения недостаточно сформированы. Ко всему вышеперечисленному нужно добавить, что многие ресурсы не выдерживают такой нагрузки и зависают, что делает нормальную работу с ними невозможной. Во-вторых, во многих семьях взрослые и дети вынуждены одновременно пользоваться одним гаджетом, что сильно усложняет рабочий и учебный процессы. Приходится устанавливать чёткий график и разграничивать приоритеты в семье. Определённые трудности испытывают семьи, в которых есть маленькие дети, требующие постоянного внимания и контроля со стороны родителей. Работать таким родителям в удалённом режиме в полном объёме крайне тяжело. Многие родители также обеспокоены здоровьем своих детей, так как дети много времени проводят перед экранами компьютеров и планшетов, мало двигаются, не бывают на свежем воздухе. Большие трудности в период дистанционного обучения испытали многодетные семьи. Именно они первыми заявили о досрочном окончании учебного года. В качестве основных проблем обучения своих детей в режиме электронного обучения  родители называли отсутствие достаточного количества технических средств для всех детей, недостаток помощи со стороны школы, дефицит объяснения материала и, как следствие - невозможность  самостоятельного  выполнения  задания ребёнком.

Учителя тоже столкнулись со значительными трудностями. Наибольшую сложность вызвала проверка заданий. Именно эта работа является очень трудоёмкой, отнимает много времени и сил. Проверяя  несколько часов за компьютером детские работы, многие учителя жалуются на боли в спине, ухудшение зрения, снижение психоэмоционального настроя. При переходе на дистанционный режим работы каждый учитель имел право выбора образовательной платформы для подготовки своих уроков. В то время, как перед учеником встала задача освоить все платформы, на которых были предложены задания для выполнения разными учителями-предметниками, часть учителей продолжила работать в системе переноса классно-урочной модели обучения в систему дистанционного образования (дал задание - проверил), что в свою очередь создало сложности учителю при проверке больших объёмов домашних заданий. Данная система взаимодействия не позволяет качественно объяснить материал, она требует от ученика самостоятельного изучения материала. Не все педагоги используют способы автоматизированной проверки, которые есть на разных платформах, не в достаточной мере развивают навыки самоконтроля у школьников.

В этот период произошел качественный скачок - учителя, родители и дети действительно многому научились в техническом плане, много узнали и активно используют новые навыки в режиме дистанционного взаимодействия. Несмотря на стрессовые условия, происходят качественные изменения не только в части дидактики и методики преподавания, но и в отношениях,  во взаимодействии семьи и школы как двух социальных институтов.

Можем ли мы говорить о каких-то положительных сторонах для развития обучающихся кроме совершенствования навыков работы с электронными ресурсами? В период дистанционного образования у детей в большинстве случаев была возможность самостоятельно распределять нагрузку в течение рабочего дня, прислушиваясь к индивидуальным особенностям организма. При наличии примера со стороны родителей и их помощи на начальных этапах многие дети начали развивать способность к планированию своей деятельности. Многие сейчас отмечают как положительный эффект тот факт, что большинство детей увидели явные преимущества живого преподавания и очного общения с учителем, тем самым есть вероятность повышения мотивации посещения школы в начале следующего учебного года. Необходимость длительного использования различных технических средств в больших объёмах и длительное отсутствие живого общения со сверстниками могут  послужить профилактикой формирования экранной зависимости и повысить ценность непосредственного общения для всех участников образовательного процесса.

Приходится признать, что наша система образования построена на фиксации ошибок. В школе ребёнку не забывают указать на то, что он сделал не так. Не будем забывать, что родители росли в такой же модели, и многие родители тоже ругают детей за те же ошибки дома. Нам известно, что только очень небольшой процент детей воспринимает порицание как руководство к действию и может с этим жестким правилом справиться. По мнению К.Д.Ушинского, только успех поддерживает интерес ребенка к учению, а интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями [4]. Только используя новые интересные технологии обучения, раскрывая творческий потенциал, ребёнок может открыть дверь в мир знаний.

Не просто в ситуации вызова складывается и сотрудничество между взрослыми участниками образовательных отношений.  Очень важно сегодня в диалоге учителя и родителя сохранять позиции общения "взрослый - взрослый" [5]. Основной сложностью является уход одной из сторон в позицию контролирующего “родителя”. В этом случае эффективность взаимодействия практически невозможна. 

У участников образовательных отношений в этих условиях есть на выбор всего три стратегии: 

1. Стратегия "ребёнка".  В этом случае вся ответственность за происходящее будет лежать на противоположной стороне. Если именно такую стратегию выбирает родитель, то обучение его ребенка будет неэффективным, родитель продемонстрирует свою некомпетентность и попытается всю ответственность переложить на школу. Если эту стратегию выбирает учитель, что встречается крайне редко, родители начинают диктовать свои правила, принимая контролирующую роль.

2. Стратегия "родителя". Как ответ на вызов такая стратегия порождает конфликт, который обязательно негативным образом скажется на результативности обучения и отразится на воспитании и становлении личности ребенка. Понятие контролирующий  "родитель" здесь отражает позицию в общении и применяется не только в отношении родителей учеников, но и в отношении любых партнёров в общении. Данную позицию могут занимать как родители, так и учителя. 

3. Стратегия "взрослого". Единственная эффективная стратегия, от которой выигрывают все. Именно этой стратегии старался придерживаться сотрудник регистратуры в истории, рассказанной в начале статьи. Не всегда можно разрешить ситуацию сразу, даже если одной из сторон, несмотря на давление, удаётся сохранить зрелую позицию ответственного взрослого, предлагающего общение на равных. Однако, если мы хотим наладить эффективное сотрудничество, оно будет возможно только с позиции "взрослого".

Довольно часто педагогам, стоящим на страже результатов образования и интересов ребенка, свойственно занимать позицию "адвоката" по отношению к ребенку и "обвинителя" в отношении родителя. Такая позиция не может быть эффективной в выстраивании отношений сотрудничества, так же, как и постоянная критика и фиксация на ошибках по отношению к ребенку. Это, как и позиция родителя ребёнка как "заказчика услуг", готового жаловаться при любой спорной ситуации, недопустимо. Родитель может и должен защищать интересы своего ребёнка – это его непосредственная функция. Но каким способом? Не будем забывать, что при любом исходе конфликта между родителем и учителем, ребёнок всегда остаётся в проигрыше, поскольку так он не научится эффективному способу разрешения конфликтов, выстраиванию партнерских отношений.

Многие трудности можно преодолеть в открытом диалоге. Это возможно, если не стремиться решать волнующие вас проблемы по горячим следам. Все правильные решения принимаются с холодной головой. 

Когда нет больше аргументов,
И мечется душа в бессильной злобе,
Мы часто выдаем свои пороки,
Мозг объективно мыслить не способен.

Остыть, не стоит горячиться  
И на людей кидаться с бранью,
Не лучше ль на себя оборотиться,
Понизив градус, говорить нормально.

Способы саморегуляции – это те необходимые средства, которые должны быть в арсенале каждого взрослого человека, только так мы можем быть примером для детей и сохранять своё здоровье, обеспечивая нормальный уровень функционирования любой системы, в которую входим, в любых внешних условиях. Это актуально особенно сейчас, когда в обществе возрос уровень тревожности и агрессии  как естественная реакция на обострение социальных проблем и непривычные для жизни условия. 

Взаимоотношения Семьи и Школы порой складываются очень индивидуально. Во многом это зависит от жизненных обстоятельств, опыта, установок и ценностей учителей и родителей. Для детей пример общения, взаимодействия, выстраивания отношений значимых взрослых в любой ситуации является действительно важным уроком.

Как бы нам, взрослым, хотелось, чтобы наш ребенок будучи взрослым повел себя в жизненной ситуации, понаблюдав историю в поликлинике? Спокойно? Достойно? Рационально? Пассивно-агрессивно? Экспрессивно? С каким намерением? С каким планируемым результатом? С каким успехом или ущербом для себя и окружающих? Выбор всегда остается за нами.

Четвертая четверть 2019-2020 учебного года останется в истории школы, запомнится всем, кто имел прямое отношение к учебно-воспитательному процессу в режиме дистанционного обучения, не только как ответ на профессиональный вызов, но и как ситуацию теста на коммуникативную компетентность, проверки на прочность.

События и эпизоды, размышления и оценки, сомнения и благодарности мы обобщили в графическом материале.

Итак, как же мы прожили эти два месяца?

Опыт дистанционного обучения (апрель-май 2020)

otzyvy-01

Часть 1

Часть 2

 

Уважаемые учителя, родители, ученики, не забывайте находить добрые слова для поддержки друг друга в простые и непростые времена - всегда!

 

Литература и источники

 

[1] Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Под редакцией К. Бейкер, А. Я Варги. М.: Когнито-Центр; 2015

[2] Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. Издательство: Речь, 2006.  [Электронная версия текста]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   http://elib.bspu.by/bitstream/doc/12842/1/44%20%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%9D.%D0%98.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB.%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf

[3] Яковлев Д.Л. Нормативные и ненормативные кризисы в жизни семьи. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL: http://psycenter-babin.ru/obuchenie/stati-i-perevody/normativnye-i-nenormativnye-krizisy-v-zhizni-semi-avtor-yakovlev-d-l

[4] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974 - с. 569 [Электронная версия текста]. Дата обращения 17.05.2020.  URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom02_1948_text.pdf

[5] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. [Электронная версия]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://modernproblems.org.ru/attachments/article/291/transl_v2_Berne.pdf

 

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/022/73022/51243?p_page=3  

  2. Как влияет на ребенка повышенная тревожность родителей. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/kak-vliyaet-na-rebenka-povyshennaya-trevozhnost-roditeley/

  3. Кожамжарова К.О., Кудайбергенова А.Ж., Жаканова Т.А. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-3. – С. 427-431 [Электронная версия]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8497

  4. Мелькова Н.В. Детская тревожность. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://admmegion.ru/news/textdet.php?elem_id=299634

  5. Сурженко Л. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. Издательство: Питер, 2011. [Электронная версия]. Дата обращения 17.05.2020.  URL: https://www.litres.ru/leonid-surzhenko/kak-vyrastit-lichnost-vospitanie-bez-krika-i-isterik/

  6. Трансактный анализ Эрика Берна. Взаимодействия. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/transaktniy-analiz-erika-berna

  7. Три состояния человека по теории Э. Берна. Ролевые позиции в педагогическом общении. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://gigabaza.ru/doc/67568.html

  8. Чканикова А. Родительская тревожность — наш враг или союзник? [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:   https://family3.ru/articles/trevozhnost_interview_kizino

  9. Шавринова Е. Н., Гусакова В. О., Думчева А. Г. Воспитание и социализация учащихся (5-9 классы). Учебно-методическое пособие.   ФГОС. Издательство: Каро, 2015. [Электронная версия]. Дата обращения 17.05.2020.  URL: https://www.labirint.ru/books/504902/

  10. Шопен Т. Профилактика тревожности родителей. [Электронный ресурс]. Дата обращения 17.05.2020.  URL:  https://family3.ru/articles/profilaktika_travozhnosti

 


Ссылка для цитирования:


Малофеева Е.Л.,  Голубева Т.В. Семья и Школа: новые вызовы//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/malofeeva-e-l-golubeva-t-v-novyje-vyzovy