Макарова Татьяна Валентиновна. Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Макарова Татьяна Валентиновна

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

(мастер-класс)

Теоретическое и методическое введение в проблему

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин (1). 

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  Схематически это можно представить следующим образом:

 Аудирование     ↔        Чтение

            ↕          Текст         ↕

   Говорение           ↔       Письмо

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» (2). Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

     ответы на вопросы;

     анализ и интерпретация произведения;

     составление  планов;

     характеристика литературного героя;

     написание отзыва о произведении;

     написание сочинения.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

     нахождение границ  предложений в тексте;

     деление текста на абзацы;

     восстановление деформированного текста;

     собирание текста из фрагментов;

     определение темы, главной мысли, идеи;

     озаглавливание;

     дописывание концовки текста;

     создание текстов разных стилей, разных типов речи.

 По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться» (3). Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

5. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.

6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Материалы мастер-класса

Отдельные рабочие листы - отдельные документы Google.

Рабочий лист 1.  Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1todujWeLCAuuX7Yb_2W6au4Pb5YjsxZtzBAqCqHJSiw/edit?usp=sharing

Рабочий лист  2. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1NTElIuTqWxBKtZpKR4ZfQIEqBcdPcpCz8HOUagpGBZo/edit?usp=sharing

Рабочий лист 3. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1wNMq1WDnPxGzKW_PygTM1veTORHvFbFWqvGY7zPy1iA/edit?usp=sharing

Рабочий лист 4. Реконструкция текста. https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing

Рабочий лист 5. Сложение целого текста из частей.https://docs.google.com/document/d/13Kp4ZiYMY8GaKKPxUFBpsQi4lWExR_c-6Z37zYUSKWQ/edit?usp=sharing

Рабочий лист  6. Верные-неверные утверждения.  (вариант для распечатки) https://docs.google.com/document/d/1195DRTqEeNejh3-6MgkJotfB7cj2UsiuZEbtKVFcBWw/edit?usp=sharing

Рабочий лист  6. Верные-неверные утверждения. (вариант “форма”)https://docs.google.com/forms/d/1Xy-mDxyTOHUn1QXYaF3JUSmUlZpPa4OOg3lY_yZEiBA/viewform

Рабочий лист  7. Синквейн. https://docs.google.com/document/d/19gFhYB6IFZdvtAH9fHw7gO9dBzOceCQ7oWj2ATyG3rA/edit?usp=sharing

Рабочий лист  8. Поэтическая разминка https://docs.google.com/document/d/1SyFz4jyr8P59p6fH2LV8Q2kgQM26_LBaLSK7pMYNjUo/edit?usp=sharing

 

Заключение

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

     пополнять речевую память учащегося;

     обогащать словарный запас;

     продуктивно усваивать учебный материал;

     прививать  эстетический вкус;

     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста  главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.

Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:

     экономии времени;;

     глубине погружения в учебный материал;

     повышению мотивации обучения;

     расширению возможностей урока;

     интегративному подходу в преподавании.

     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

_______________________________

Литература и источники

(1) Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы //  Федеральный государственный образовательный стандарт,  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

(2) Бахтин М. М.  Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic - http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af

(3) Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших  классов средней школы - М., Просвещение, 1986

Источники текстов для анализа и заданий

1. Блинова Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2001.

2. Афанасий Фет. Лирика. Цит. по  http://books.google.ru/books?id=tTygAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

2. Конституция Российской Федерации.

Дополнительные материалы

1. Орфографический тренажёр для пятиклассников. Авторы проекта: Астахова Ольга,Алексеенко Евгений, Брюханова Анастасия, Солдаткина Анастасия, Трошкина Юлия, обучающиеся 5 «Б» класса, Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Соболева Марина Александровна, учитель информатики Зловедова Ольга Николаевна. Железноводск. 2013 - https://docs.google.com/presentation/d/18hgmL6oVu9Z8prFU5ufV4j9RJYQlt3iGkFgelIwzvZA/edit#slide=id.p9

2. Аникиева Ольга Николаевна. Приемы работы с текстом как развитие коммуникативных компетенций учащихся - https://docs.google.com/document/d/1PWgy1rJsZ1kGY0vwbIrHSfBBHjvRf7lS4SiBdjzWlGs/edit

 


 

Презентация к докладу

 


 

Фрагменты видеозаписи мастер-класса

 

Дополнительная информация