Макарова Татьяна Валентиновна. Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
- Подробности
- Категория: Материалы конференции 24 марта 2014
- Опубликовано 11.04.2014 06:17
- Автор: Administrator
- Просмотров: 16290
Макарова Татьяна Валентиновна
Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
(мастер-класс)
Теоретическое и методическое введение в проблему
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин (1).
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. Схематически это можно представить следующим образом:
Аудирование ↔ Чтение
↕ Текст ↕
Говорение ↔ Письмо
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» (2). Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● написание сочинения.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
● нахождение границ предложений в тексте;
● деление текста на абзацы;
● восстановление деформированного текста;
● собирание текста из фрагментов;
● определение темы, главной мысли, идеи;
● озаглавливание;
● дописывание концовки текста;
● создание текстов разных стилей, разных типов речи.
По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться» (3). Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
5. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.
6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Материалы мастер-класса
Отдельные рабочие листы - отдельные документы Google.
Рабочий лист 1. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1todujWeLCAuuX7Yb_2W6au4Pb5YjsxZtzBAqCqHJSiw/edit?usp=sharing
Рабочий лист 2. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1NTElIuTqWxBKtZpKR4ZfQIEqBcdPcpCz8HOUagpGBZo/edit?usp=sharing
Рабочий лист 3. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1wNMq1WDnPxGzKW_PygTM1veTORHvFbFWqvGY7zPy1iA/edit?usp=sharing
Рабочий лист 4. Реконструкция текста. https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing
Рабочий лист 5. Сложение целого текста из частей.https://docs.google.com/document/d/13Kp4ZiYMY8GaKKPxUFBpsQi4lWExR_c-6Z37zYUSKWQ/edit?usp=sharing
Рабочий лист 6. Верные-неверные утверждения. (вариант для распечатки) https://docs.google.com/document/d/1195DRTqEeNejh3-6MgkJotfB7cj2UsiuZEbtKVFcBWw/edit?usp=sharing
Рабочий лист 6. Верные-неверные утверждения. (вариант “форма”)https://docs.google.com/forms/d/1Xy-mDxyTOHUn1QXYaF3JUSmUlZpPa4OOg3lY_yZEiBA/viewform
Рабочий лист 7. Синквейн. https://docs.google.com/document/d/19gFhYB6IFZdvtAH9fHw7gO9dBzOceCQ7oWj2ATyG3rA/edit?usp=sharing
Рабочий лист 8. Поэтическая разминка https://docs.google.com/document/d/1SyFz4jyr8P59p6fH2LV8Q2kgQM26_LBaLSK7pMYNjUo/edit?usp=sharing
Заключение
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:
● экономии времени;;
● глубине погружения в учебный материал;
● повышению мотивации обучения;
● расширению возможностей урока;
● интегративному подходу в преподавании.
● возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
_______________________________
Литература и источники
(1) Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы // Федеральный государственный образовательный стандарт, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
(2) Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic - http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af
(3) Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы - М., Просвещение, 1986
Источники текстов для анализа и заданий
1. Блинова Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2001.
2. Афанасий Фет. Лирика. Цит. по http://books.google.ru/books?id=tTygAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
2. Конституция Российской Федерации.
Дополнительные материалы
1. Орфографический тренажёр для пятиклассников. Авторы проекта: Астахова Ольга,Алексеенко Евгений, Брюханова Анастасия, Солдаткина Анастасия, Трошкина Юлия, обучающиеся 5 «Б» класса, Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Соболева Марина Александровна, учитель информатики Зловедова Ольга Николаевна. Железноводск. 2013 - https://docs.google.com/presentation/d/18hgmL6oVu9Z8prFU5ufV4j9RJYQlt3iGkFgelIwzvZA/edit#slide=id.p9
2. Аникиева Ольга Николаевна. Приемы работы с текстом как развитие коммуникативных компетенций учащихся - https://docs.google.com/document/d/1PWgy1rJsZ1kGY0vwbIrHSfBBHjvRf7lS4SiBdjzWlGs/edit
Презентация к докладу
Фрагменты видеозаписи мастер-класса