Макарова Т.В., Малофеева Е.Л. Портрет выпускника 2016 года школы №72 Санкт-Петербурга

Макарова Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
Малофеева Елена Леонидовна,
учитель английского языка,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе


Выпускник 2016 года ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга: какой он?

 

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предъявляет определенные требования к современной российской школе в отношении воспитания подрастающего поколения. Сейча, как никогда, обществом востребован "высокообразованный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России" [1]. Портрет выпускника школы на каждой ступени образования, по замыслу ФГОС, представляет собой некий "идеальный результат".

Так, выпускник полной средней школы - это человек,

  • "любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. " [2], [3].

Какой же он, выпускник 2016 года государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга? Соответствует ли наш выпускник "идеальному результату"? Насколько его жизненные установки согласуются с целями и задачами стратегической концепции государства? Чтобы ответить на эти вопросы, мы опирались на личные наблюдения, беседы с выпускниками, результаты анкетирования (см. текст анкеты в приложенном файле). 

К.Д.Ушинский сказал, что "цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья" [4]. Судя по анкетам, наши выпускники сформулировали для себя определенные жизненные цели, к достижению которых они стремятся. Образование, самоопределение, успешная карьера, престижная и высокооплачиваемая работа, счастливая семья, воспитание детей, познание мира и себя в нем, саморазвитие, помощь другим людям и возможность быть полезным обществу – вот цели, которые ставят перед собой наши выпускники. Приятно сознавать, что юноши и девушки к моменту окончания школы знают, чего хотели бы достичь в жизни.

Выпускники школы №72 - вполне сформировавшиеся в нравственном отношении личности, которые ценят доброту, честность, открытость, верность, дружбу, любовь, взаимоуважение, здоровье и благополучие близких, жизнь в разных её проявлениях. Любому человеку трудно соответствовать "идеалу", но по самооценкам выпускников можно судить об их готовности к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

С большим сожалением надо сказать, что роль школы в формировании знаниевой базы учащихся снижается. Это подтверждают ответы ребят о том, чем для них является школа: "учреждением", "местом, где провожу большую часть дня; куда я должен ходить шесть дней в неделю". Сегодня школа не является единственной возможностью получения знаний, а учитель - главным источником информации. Старая модель "образования на всю жизнь" сменяется новой – "образованием через всю жизнь". В основе идеи непрерывного образования лежит осознание необходимости учиться постоянно, что уже сейчас понимают ученики 11 "А" класса. Отрадно, что многие одиннадцатиклассники школу считают "местом, где они выросли", "где можно общаться с друзьями", "где можно научиться мыслить", "вторым домом", "учебником жизни", "важным этапом жизни", "местом, которое делало из них человека".

Компетентность человека определяется его готовностью к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности. Выбор профессии зависит от сферы интересов, объёма знаний в той или иной научной области, устойчивой мотивации, адекватной самооценки, целеустремленности выпускников. Несмотря на языковой профиль школы, выпускники выбирают самые разные направления для дальнейшего образования: не только филологическое, педагогическое и творческое, но и техническое, медицинское,  военное, юридическое, торговое, строительное, . По какому бы профессиональному пути они ни пошли, мы надеемся, что их личностный выбор будет верным, а поступки будут свидетельствовать об их ответственности перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения. Хочется отметить, что многие видят смысл своей профессиональной деятельности в том, чтобы "помогать людям безвозмездно", "делать чью-то жизнь лучше", "лепить" настоящих людей", "защищать Родину и служить ей", "гордиться страной". 


В наше динамично меняющееся время, когда в обществе быстро происходит смена идеалов, ценностей, когда практически отсутствуют ориентиры для выбора модели социального поведения, именно личные ценностные ориентиры  являются основой поступков и действий человека. У наших детей разные жизненные устремления. Для одних важнее всего профессиональный успех, другие ищут самовыражения в творчестве, для кого-то важно материальное благополучие. В жизни много путей, но все они начинаются из одной точки – семьи. Все выпускники отмечают особую значимость семьи, её главную роль в жизни человека. Ответы  ребят подтверждают готовность в будущем к созданию собственной счастливой семьи.

В заключение хочется сказать, что портрет выпускника школы № 72 не идеален, как не идеален портрет любого из нас. Но за годы школьной жизни, в процессе общения и совместной деятельности, мы не раз убеждались в их креативности и способности к критическому мышлению, а также ответственности, порядочности,  тактичности и  доброжелательности.


Итак, выпускник 2016 года ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга - это целеустремлённый молодой человек с такими жизненными ценностями, как доброта, уважение, дружба, здоровье, семья. Он стремится к самовыражению, совершенствованию и самообразованию для достижения успеха в карьере и высокого материального благополучия. Для него приоритетом является личный успех. Престижность профессии и высокий заработок служат для него мотивирующим фактором. Он планирует в будущем создание семьи как условия для счастливой жизни. Он патриот своей страны, готов служить Родине.

Мы создали собирательный портрет выпускника 2016 года школы №72. Но нынешнему выпускнику предстоит ещё не раз задуматься над деталями своего портрета: что-то изменить, исключить или добавить. И это будет сочинение-рассуждение каждого выпускника на тему: "Моя жизнь".


Литература и сетевые источники

[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения). Цит. по электронному ресурсу // URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 // URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365.
[3] См. также в работах: Ребенкова О.А. Сообщение на педсовет "Портрет выпускника 2016 года" // URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/01/08/soobshchenie-na-pedsovet-portret; Кондаков Александр. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования основа "Нашей новой школы", 2010 // URL: http://www.uzluga.ru/potrb/%D0%9E%........%BBb/main.html
[4] К.Д.Ушинский. Цит. по электронному ресурсу "Цитаты" // URL: http://tsitaty.com/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0/160515

 

Вложения:
Скачать этот файл (anketa.docx)anketa.docx[ ]5 kB

Дополнительная информация