Ламыкина Вера Борисовна. О технологии информационно-интеллектуальной компетентности

Ламыкина Вера Борисовна

О технологии информационно-интеллектуальной компетентности

"Опыт - это школа, в которой уроки стоят дорого,
но это - единственная школа, в которой можно научиться"
Бенджамин Франклин

Ламыкина Вера БорисовнаВ условиях внедрения ФГОС основные ожидания в повышении качества образования связаны со способностью выпускников решать реальные жизненные задачи разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе использования приобретённых в школе знаний и умений.

Самостоятельная познавательная деятельность школьника в период обучения направлена на освоение и преобразование учебной информации, что предполагает особым образом организованную информационную и интеллектуальную деятельность, включающую не только сбор и обработку информации, но извлечение и конструирование нового знания в рамках учебной деятельности (1). Поэтому одной из задач ставлю научить школьника продуктивно работать с информацией. Это стало возможным при применении на уроках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). (2)

На основе ТРИИК я составила технологическую карту урока, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса,  условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе "Самоопределение в деятельности" организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно-значимой цели деятельности.

На втором этапе "Учебно-познавательной деятельности" организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне "знания" — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "понимания";
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "умения";
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на "умение", но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на "знание", "понимание", "умение" формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока.

Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе "Интеллектуально-преобразовательной деятельности" для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе "Рефлексивной деятельности" соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Литература и источники

(1) Силина Надежда Владимировна. Методическая разработка урока по технологии ТРИИК по теме :"Правописание тся-ться в глаголах" // ПЕДСОВЕТ.ORG. 14-й Всероссийский интернет-педсовет. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,135982/  (дата обращения: 12.04.2014).

(2) Матвеева Татьяна Евгеньевна КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ // ЧиО . 2011. №1. С.96-101. Научная библиотека КиберЛенинка.  URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-konstruirovaniyu-uchebnyh-zadaniy-dlya-raboty-s-informatsiey#ixzz2yejATltF

 


 

Материалы комплексной публикации:

 

Дополнительная информация