Ламыкина Вера Борисовна. Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 01.07.2014 14:50
- Автор: Administrator
- Просмотров: 6126
Ламыкина Вера Борисовна
Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе
(Урок состоялся 18 февраля 2014 года)
Тема урока: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко") – 2 часа
Класс: 3 класс
Тип урока: открытия новых знаний и развития читательских умений.
Цели и задачи:
-
Актуализировать знания о взаимоотношении с животными.
-
Актуализировать умение извлекать фактуальную информацию из предложения.
-
Развитие умения работать с толковым словариком.
-
Развитие умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
-
Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
-
Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
-
Развитие умения наблюдать авторскую позицию
-
Высказывать и аргументировать своё отношение к содержанию текста, в том числе к его художественной стороне.
Основное содержание темы: актуализация знаний о взаимоотношении человека и животного, умений обосновывать своё мнение с помощью средств художественного произведения.
Основные термины и понятия: тема; фактуальная информация; лексическое значение слова; осознанное, правильное, выразительное чтение
Планируемые образовательные результаты:
Личностные умения
-
проявлять интерес к изучению темы;
-
проявлять желание помочь Анюте и Илюше в решении проблемной ситуации;
-
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
-
осознавать собственную успешность при изучении данной темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
-
читать текст осознанно, правильно, выразительно;
-
определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
-
определять тему по ситуативному заданию;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);
-
прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;
-
использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.
Регулятивные умения:
-
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
-
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
-
выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
-
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
-
оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
-
делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;
-
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения
-
ориентироваться на развороте учебника;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.
Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Методы: проблемно-диалогический, поисковый.
Технология: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетентности).
Межпредметные связи
Окружающий мир, тема – "Как нам жить в дружбе с природой".
Русский язык, тема - "Текст"
Информационный материал:
Учебник "Литературное чтение. В одном счастливом детстве" 2 часть 3 класс авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Толковый словарик к учебникам "Литературное чтение" 3-4 классы, авторы Н.А. Шестакова Т.В. Кулюкина
Демонстрационный материал: электронная презентация.
Интерактивный материал:
Карточки с учебными заданиями.
Листы-приложения № 1 - 4
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (ход уроков 1, 2)
I этап. Самоопределение к деятельности - Мотивировать учащихся к изучению темы.
Цель деятельности - Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Анюты и Илюши.
Ситуативное задание
Анюта и Илюша (которые вместе с нами путешествуют по страницам учебника "Окружающий мир") гуляя однажды в парке, увидели ёжика.
(Слайд 2)
Он был таким забавным и хорошеньким, что Анюта решила взять его домой и дать ему молочка. Илюша возразил: "Не стоит брать ёжика, ему у нас будет скучно". Анюта: "Пусть живёт у нас! Ему будет всегда тепло, даже зимой, и места он много не займёт! Я попробую его приручить. Ведь люди и раньше приручали животных, и дикие становились домашними!" Илюша задумался, ведь у его одноклассника давно живёт в квартире настоящий енот…
- Как поступить ребятам?
Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, чтобы обосновать своё мнение, нужно актуализировать знания о диких животных и умения работать с текстом.
- Есть ли у Вас желание узнать, как строить свои взаимоотношения с животным и научиться обосновывать своё мнение с помощью литературного произведения, чтобы помочь Анюте и Илюше?
С помощью поставленной задачи и ситуативного задания сформулируйте тему урока (в группах на "Листе самооценки" см. лист-приложение №1)
Выслушиваются версии каждой группы, информация обобщается в виде предложения (Слайд 3)"У каждого – своё место в природе".
Проверка своего предположения и оценивание смайликом этого вида работы в группе.
Планируемые результаты
Личностные умения:
-
проявлять интерес к изучению темы;
-
проявлять желание помочь Анюте и Илюше.
Познавательные умения: определять тему по ситуативному заданию
Регулятивные умения: выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У)
и методы работы с информацией
Блок А. Актуализация знаний о взаимоотношениях человека с животным
(З) Сообщение учителя
Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и пр.
(Слайд 4)
Впервые человек принёс в свой дом дикое животное около 10-15 тысячи лет назад. Тогда каждый вид, на который обращал своё внимание человек, носил хозяйственно – полезное значение. Будущая собака должна была охранять дом, корова – давать молоко и мясо, куры, утки, гуси – яйцо и мясо, кошка обеспечивала защиту от грызунов и т.п.
Одомашнивание каждого вида происходило постепенно в течение нескольких сотен лет.
Рядом с человеком оставались только те представители, которые не испытывали к нему стресса и агрессии. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно гармоничное существование человека и животного.
Задание 2. (П)
- Верно ли, что найденного в парке грачонка можно приручить быстро? Обоснуйте своё мнение.
- Можно ли утверждать, что принесённый из леса маленький лисёнок не будет испытывать в квартире стресс? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3. (У)
- Составьте предложение – совет прохожему, который встретил на прогулке бельчонка, используя слова и словосочетания "не берите…", "не стоит уносить…"
Задание 4. (У)(Слайд 5)
"Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок".
- Вычитайте и расскажите всю фактуальную информацию из этого предложения
Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни.
Планируемые результаты
Познавательные умения:
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);
-
использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнера высказывания,используя термины,в рамках учебного диалога.
Блок Б. Работа с текстом "Медведко" до чтения
Задание 1 (З)
- Нам предстоит знакомство с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком и его рассказом (Слайд 6)
- Прочитайте название рассказа на стр. 77, рассмотрите иллюстрацию.
Задание 2(П)
Можно ли утверждать, что "Медведко" - это имя ребёнка? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3(У)
- Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка "Медведко"? (Высказывания детей.)
Задание 4 (У)
- Прежде, чем мы начнём ознакомительное чтение в группах, выясним лексическое значение некоторых слов (работа в группах, на листах самооценки)
Барин –
Кучер –
Переваливает –
Уездный город –
Не смутился –
Квартирант –
Увалень -
-Запишите слово - синоним или близкое по смыслу словосочетание.
- Какие трудности возникли?
- Узнайте лексическое значение этих слов в толковом словарике стр. 69 - 72, проверьте себя. Оцените смайликом, насколько вам удался этот вид работы в группе (работа продолжается на листе-приложении № 1).
Планируемые результаты
Познавательные умения: прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям.
Регулятивные умения:
-
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
-
выполнять самопроверку, корректировку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнера высказывания, используя термины,в рамках учебного диалога.
Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Блок В. Работа с текстом "Медведко" во время чтения
Задание 1 (З)
- Расскажите о требованиях к чтению текста вслух.
Задание 2 (П)
- Верно ли, что "выразительное" и "громкое" чтение – это одно и то же? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У)
В течение минутки подготовьтесь читать эти предложения из текста выразительно.
1 группа- Барин, хотите вы взять медвежонка?
2 группа- Зачем же соседи отдают, если он славный?
3 группа- Ах, какой он милый! Мы оставим его у нас жить…
4 группа -Что ж, пусть его поживёт.
5 группа -Медведко, хочешь молочка?
- Медведко, вот сухарики.
Задание 3 (У)
- Договоритесь и выберите в группе чтеца, который выразительно, но вполголоса познакомит вас с содержанием 1 части. По ходу чтения ведите диалог с автором (вам помогут фразы - конструкт, выделенные синим цветом)
Лист – приложение № 2 - Работа в группах
Задание 4 (П)
- Можем ли мы после чтения первой части озвучить иллюстрацию стр. 77? Объясните, почему? (Высказывания детей приводят нас к выводу, что мы знаем ещё недостаточно информации)
Задание 5 (У)
- Прочитайте 1-ю часть вслух выразительно, озвучивая диалог с автором.
- Оцените работу группы на этом этапе урока.
Задание 6 (У)
Часть 2 не требует ведения диалога с автором, дети (или учитель читают её вслух), внимание обращается только на троекратный повтор слова "забавно": медвежонок действительно весь день всех развлекал
- Прочитайте 2-ю часть вслух выразительно.
Задание 7 (У)
- Подчеркните в тексте частей 1 и 2 слова, которыми автор называет медвежонка.
Задание 8 (З)
- Расскажите, как меняется отношение автора к медвежонку.
Задание 9 (П)
- Можно ли утверждать, что рассказчику удастся выспаться этой ночью? Обоснуйте своё мнение.
Задание 10 (У)
- Прочитайте выразительно вслух 3 часть рассказа.
Задание 11 (У)
- Послушайте 4-ю часть рассказа (читает учитель с комментариями. Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения). Лист-приложение № 3.
Задание 12 (У)
- Подчеркните в тексте частей 3 и 4 слова, которыми автор называет медвежонка.
Планируемые результаты
Познавательные умения:
-
читать текст осознанно, правильно, выразительно;
-
определять авторскую позицию по отношению к героям произведения.
Регулятивные умения:
-
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
-
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
-
оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
-
делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы.
Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Блок Г. Работа с текстом после чтения
Задание 1 (З)
Познакомьтесь с информацией о Д.Н. Мамине – Сибиряке. (Слайд 7)
Комментарий учителя. Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют "медведко". Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.
Задание 2 (П)
- Объясните, почему автор выбрал такое заглавие – "Медведко", а не "Медвежонок", не "Медведь"?
Задание 3 (П)
- Прочитайте тему урока (Слайд 8)
- Вы согласны с этим утверждением? А писатель? Обоснуйте своё мнение.
Задание 4 (У)
- Озвучьте иллюстрацию словами рассказа.
Планируемые результаты
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Блог Д. Диагностика степени усвоения темы.
Цель – обоснование авторской и своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.
Контрольное задание (Слайд 9)
- Выпишите на индивидуальную карточку (лист-приложение № 4) из текста слова, которыми Д.Н. Мамин – Сибиряк называет медвежонка. Если прочитаете их подряд по содержанию текста, вы увидите, как меняется отношение автора к маленькому зверю.
(Взаимопроверка в парах с помощью слайда)(Слайд 10)
- Подчеркните слова - сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет медвежонка.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения: находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Планируемые результаты деятельности
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания письма о городе.
• Научить школьников:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания;
- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
- представлять результат свой деятельности.
(Слайд 11)
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
-
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
-
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
-
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
- Составьте и запишите информацию, которую необходимо знать ребятам, чтобы принять верное решение.
Одомашнивание каждого вида диких животных происходило ……………………..в течение нескольких …….. ………..лет.
Рядом с человеком останутся только те представители, которые не будут испытывать к нему ……………….. и ……………………………….. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно …………………существование человека и животного.
Слова для справок: сотен, стресса, постепенно, агрессии, гармоничное.
- Определите, кто из ребят оказался прав.
Импровизационный вариант
Напишите несколько советов ребятам, как строить взаимоотношение с диким животным, используя приобретённые знания и умения.
Эвристический вариант
Напишите сочинение о ёжике, которого Анюта и Илюша взяли домой.
Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу решения проблемной ситуации.
Познавательные умения:
-
выбирать вариант выполнения задания.
-
использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• оценивать результат учебной деятельности;
• осознание собственной успешности при изучении данной темы.
Самоанализ и самооценка ученика
(Слайд 12)
I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1. Мне важно определять тему урока , для того чтобы ……
2. Чтобы определять отношение автора к главному герою, нужно ………….
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) советом, рассказом, которые написал сам.
Результаты деятельности
Личностные умения:
-
оценивать результат собственной деятельности;
-
осознание собственной успешности при изучении данной темы.
Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Источники
-
Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 3-ем классе. Методические рекомендации для учителя. - Баласс, 2012
-
Сайт Образовательная система "Школа 2100" - http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1975
Материалы комплексной публикации:
- О технологии информационно-интеллектуальной компетентности
- Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""
- Презентация к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""
- Рабочие листы к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""
- Рекомендации по использованию конспекта урока "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""