Ламыкина Вера Борисовна. Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""

Ламыкина Вера Борисовна

Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе

(Урок состоялся 18  февраля 2014 года)

 

Тема урока: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко") – 2 часа

Класс: 3 класс

Тип урока: открытия новых знаний и развития читательских умений.

Цели и задачи: 

  • Актуализировать знания о взаимоотношении с животными.

  • Актуализировать умение извлекать фактуальную информацию из предложения.

  • Развитие умения работать с толковым словариком.

  • Развитие умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

  • Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

  • Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

  • Развитие умения наблюдать авторскую позицию

  • Высказывать и аргументировать своё отношение к содержанию текста, в том числе к его художественной стороне.

Основное содержание темы: актуализация знаний о взаимоотношении человека и животного, умений обосновывать своё мнение с помощью средств художественного произведения.

Основные термины и  понятия: тема; фактуальная информация; лексическое значение слова; осознанное, правильное, выразительное чтение

Планируемые образовательные результаты:

Личностные умения

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • проявлять  желание помочь Анюте и Илюше в решении проблемной ситуации;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • осознавать собственную успешность при изучении данной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

  • читать текст осознанно, правильно, выразительно;

  • определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

  • определять тему по ситуативному заданию;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);

  • прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;

  • использовать приобретённые знания  для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

  •  выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;

  • адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

  • ориентироваться на развороте учебника;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый.

Технология: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетентности).

Межпредметные связи

Окружающий мир, тема – "Как нам жить в дружбе с природой".

Русский язык, тема - "Текст"

Информационный материал:

Учебник "Литературное чтение. В одном счастливом детстве" 2 часть 3 класс авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Толковый словарик к учебникам "Литературное чтение" 3-4 классы, авторы Н.А. Шестакова Т.В. Кулюкина

Демонстрационный материал: электронная презентация.

Интерактивный  материал:

Карточки с учебными заданиями.

Листы-приложения № 1 - 4


 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (ход уроков 1, 2)

I этап. Самоопределение к деятельности -  Мотивировать учащихся к изучению  темы.

Цель деятельности -  Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Анюты и Илюши.

Ситуативное задание

Анюта и Илюша (которые вместе с нами путешествуют по страницам учебника "Окружающий мир") гуляя однажды в парке, увидели ёжика.

(Слайд 2)

lamykina-ppt-02

Он был таким забавным и хорошеньким, что Анюта решила взять его домой и дать ему молочка. Илюша возразил: "Не стоит брать ёжика, ему у нас будет скучно". Анюта: "Пусть живёт у нас! Ему будет всегда тепло, даже зимой, и места он много не займёт! Я попробую его приручить. Ведь люди и раньше приручали животных, и дикие становились домашними!" Илюша задумался, ведь у его одноклассника давно живёт в квартире настоящий енот…

- Как поступить ребятам?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, чтобы обосновать своё мнение, нужно актуализировать знания о диких животных и умения работать с текстом.

- Есть ли у Вас желание узнать, как строить свои взаимоотношения с животным и научиться  обосновывать своё мнение с помощью литературного произведения, чтобы помочь Анюте и Илюше?

С помощью поставленной задачи и ситуативного задания сформулируйте тему урока (в группах на "Листе самооценки" см. лист-приложение №1)

Выслушиваются версии каждой группы, информация обобщается в виде предложения (Слайд 3)"У каждого – своё место в природе".

lamykina-ppt-03

Проверка своего предположения и оценивание смайликом этого вида работы в группе.

Планируемые результаты

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению  темы;

  • проявлять желание помочь Анюте и Илюше.

Познавательные умения:  определять тему по ситуативному заданию

Регулятивные умения:  выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У)

и методы работы с информацией

Блок А.  Актуализация знаний о взаимоотношениях человека с животным

(З) Сообщение учителя

Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и пр.

(Слайд 4)

lamykina-ppt-04

Впервые человек принёс в свой дом дикое животное около 10-15 тысячи лет назад. Тогда каждый вид, на который обращал своё внимание человек, носил хозяйственно – полезное значение. Будущая собака должна была охранять дом, корова – давать молоко и мясо, куры, утки, гуси – яйцо и мясо, кошка обеспечивала защиту от грызунов и т.п.

Одомашнивание каждого вида происходило постепенно в течение нескольких сотен лет.

Рядом с человеком оставались только те представители, которые не испытывали к нему стресса и агрессии. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно гармоничное существование человека и животного.

Задание 2. (П)   

- Верно ли, что найденного в парке грачонка можно приручить быстро? Обоснуйте своё мнение.

- Можно ли утверждать, что принесённый из леса маленький лисёнок не будет испытывать в квартире стресс? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3. (У)

- Составьте предложение – совет прохожему, который встретил на прогулке бельчонка, используя слова и словосочетания "не берите…", "не стоит уносить…"

Задание 4. (У)(Слайд 5)

lamykina-ppt-05

"Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок".

- Вычитайте и расскажите всю фактуальную информацию из этого предложения

Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни.

Планируемые результаты

Познавательные умения:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);

  • использовать приобретённые знания  для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения: формулировать  понятные для партнера высказывания,используя термины,в рамках учебного диалога.

Блок Б. Работа с текстом "Медведко" до чтения

Задание  1 (З)

-  Нам предстоит знакомство с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком и его рассказом (Слайд 6)

lamykina-ppt-06

- Прочитайте название рассказа на стр. 77, рассмотрите иллюстрацию.

Задание 2(П)  

Можно ли утверждать, что "Медведко" - это имя ребёнка? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3(У)

- Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка "Медведко"? (Высказывания детей.)

Задание 4 (У)

- Прежде, чем мы начнём ознакомительное чтение в группах, выясним лексическое значение некоторых слов (работа в группах, на листах самооценки)

Барин –

Кучер –

Переваливает –

Уездный город –

Не смутился –

Квартирант –

Увалень -

-Запишите слово - синоним или близкое по смыслу словосочетание.

- Какие трудности возникли?

- Узнайте лексическое значение этих слов в толковом словарике стр. 69 - 72, проверьте себя. Оцените смайликом, насколько вам удался этот вид работы в группе (работа продолжается на листе-приложении № 1).

Планируемые результаты

Познавательные умения: прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

  • выполнять самопроверку, корректировку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать  понятные для партнера высказывания, используя термины,в рамках учебного диалога.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блок В.  Работа с текстом "Медведко" во время чтения

Задание 1  (З)

- Расскажите о требованиях к чтению текста вслух.

Задание 2  (П)

- Верно ли, что "выразительное" и "громкое" чтение – это одно и то же? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

В течение минутки подготовьтесь читать эти предложения из текста выразительно.

1 группа- Барин, хотите вы взять медвежонка?

2 группа- Зачем же соседи отдают, если он славный?

3 группа- Ах, какой он милый! Мы оставим его у нас жить…

4 группа -Что ж, пусть его поживёт.

5 группа -Медведко, хочешь молочка?

           - Медведко, вот сухарики.

Задание 3 (У)

- Договоритесь и выберите в группе чтеца, который выразительно, но вполголоса познакомит вас с содержанием 1 части. По ходу чтения ведите диалог с автором (вам помогут фразы - конструкт, выделенные синим цветом)

Лист – приложение № 2 - Работа в группах

Задание 4  (П)

- Можем ли мы после чтения первой части озвучить иллюстрацию стр. 77? Объясните, почему?  (Высказывания детей приводят нас к выводу, что мы знаем ещё недостаточно информации)

Задание 5 (У)

- Прочитайте 1-ю часть вслух выразительно, озвучивая диалог с автором.

- Оцените работу группы на этом этапе урока.

Задание 6 (У)

Часть 2 не требует ведения диалога с автором, дети (или учитель читают её вслух), внимание обращается только на троекратный повтор слова "забавно": медвежонок действительно весь день всех развлекал

- Прочитайте 2-ю часть вслух выразительно.

Задание 7 (У)

- Подчеркните в тексте частей 1 и 2 слова, которыми автор называет медвежонка.

Задание 8 (З)

- Расскажите, как меняется отношение автора к медвежонку.

Задание 9 (П)

- Можно ли утверждать, что рассказчику удастся выспаться этой ночью? Обоснуйте своё мнение.

Задание 10 (У)

- Прочитайте выразительно вслух 3 часть рассказа.

Задание 11 (У)

- Послушайте 4-ю часть рассказа (читает учитель с комментариями. Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения). Лист-приложение № 3.

Задание 12 (У)

- Подчеркните в тексте частей 3 и 4 слова, которыми автор называет медвежонка.

Планируемые результаты

Познавательные умения:

  • читать текст осознанно, правильно, выразительно;

  • определять авторскую позицию по отношению к героям произведения.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блок Г. Работа с текстом после чтения

Задание 1 (З)

Познакомьтесь с информацией о Д.Н. Мамине – Сибиряке. (Слайд 7)

lamykina-ppt-07

Комментарий учителя. Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют "медведко". Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.

Задание 2 (П)

- Объясните, почему автор выбрал такое заглавие – "Медведко", а не "Медвежонок", не "Медведь"?

Задание 3 (П)

- Прочитайте тему урока (Слайд 8)

lamykina-ppt-08

- Вы согласны с этим утверждением? А писатель? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У)

- Озвучьте иллюстрацию словами рассказа.

Планируемые результаты

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блог Д. Диагностика степени усвоения темы.

Цель – обоснование авторской и  своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Контрольное задание (Слайд 9)

lamykina-ppt-09

- Выпишите на индивидуальную карточку (лист-приложение № 4) из текста слова, которыми Д.Н. Мамин – Сибиряк называет медвежонка. Если прочитаете их подряд по содержанию текста, вы увидите, как меняется отношение автора к маленькому зверю.

(Взаимопроверка в парах с помощью слайда)(Слайд 10)

lamykina-ppt-10

- Подчеркните слова - сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет медвежонка.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения: находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Планируемые результаты  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания письма о городе.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретённые знания при  выполнении ситуативного задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.

 (Слайд 11)

lamykina-ppt-11

 Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

- Составьте и запишите информацию, которую необходимо знать ребятам, чтобы принять верное решение.

Одомашнивание каждого вида диких животных происходило ……………………..в течение нескольких …….. ………..лет.

Рядом с человеком останутся только те представители, которые не будут испытывать  к нему ……………….. и ……………………………….. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно …………………существование человека и животного.

Слова для справок: сотен, стресса, постепенно, агрессии, гармоничное.

- Определите, кто из ребят оказался прав.

Импровизационный вариант

Напишите несколько советов ребятам, как строить взаимоотношение с диким животным, используя приобретённые знания и умения.

Эвристический вариант

Напишите сочинение о ёжике, которого Анюта и Илюша взяли домой.

Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу решения проблемной ситуации.

Познавательные умения:

  • выбирать  вариант выполнения задания.

  • использовать приобретённые знания при  выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности;

• осознание собственной успешности при изучении данной темы.

Самоанализ и самооценка ученика

(Слайд 12)

lamykina-ppt-12

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно определять тему урока  , для того чтобы ……

2. Чтобы определять отношение автора к главному герою, нужно ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) советом, рассказом, которые написал сам.

Результаты деятельности

Личностные умения:

  • оценивать результат собственной деятельности;

  • осознание собственной успешности при изучении данной темы.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

 


 Источники

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 3-ем классе. Методические рекомендации для учителя. - Баласс,  2012

  2. Сайт Образовательная система  "Школа 2100" - http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1975


Материалы комплексной публикации:

Дополнительная информация