Ламыкина В.Б. Формирование коллектива класса

  • Печать

Ламыкина Вера Борисовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга,
классный руководитель


Формирование коллектива класса

Секционный доклад в пространстве класса

 

Теоретическая часть


Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне, всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильную дорогу и не сбиться с пути.

Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе поверили, как организовать их.
А. Н. Лутошкин,
кандидат психологических наук

В моей работе очень важна мысль педагога, кандидата психологических наук Анатолия Николаевича Лутошкина о важности знаний способов и этапов формирования детского коллектива.

Почему это важно?

С момента поступления в школу в жизни ребёнка возникают проблемы, каких не было раньше, при этом детский коллектив является основной базой накопления детьми социального опыта, где формируются важнейшие умения межличностного общения и нравственного поведения. Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

По Льву Семёновичу Выготскому коллектив выступает как фактор развития личности ребенка. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

В своей работе применяю методику А.Н. Лутошкина, которая запомнилась ещё с тех времён, когда в 14 лет я стала пионервожатой. Основана методика на знаково - символической аналогии, поэтому её запомнить не составит труда педагогам. В движении группы от «неколлектива» к «коллективу» условно Анатолий Николаевич выделяет пять основных этапов: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (что соответствует установленным этапам развития группы как коллектива в концепции школы известного психолога Л.И. Уманского, где методологической основой является деятельность).

Первая стадия – «Песчаная россыпь». Ключевые моменты: незнакомые друг с другом ребята, каждый сам по себе, взаимодействия еще нет, они действуют по отдельности.

Вторая стадия – «Мягкая глина». Ключевые моменты: складывается взаимодействие между ребятами, отношения на формальной дисциплине и требованиях учителей, нет общепризнанных лидеров, они только заявляют себя на эту роль.

Третья стадия – «Мерцающий маяк». Ключевые моменты: желание ребят бывать вместе, делать что-то сообща, каждый представляет свое место в ней и функции, лидеры определились, в отношениях часто проявляется взаимоподдержка.

Четвертой стадии – «Алый парус» и пятой – «Горящий факел» достигают далеко не все классы. В процессе формирования развития коллектива очень большую роль играет классный руководитель. Разумеется, он не может заставить ребят дружить, испытывать сочувствие, поддерживать друг друга. Зато в его силах помочь раскрыться каждому ребенку, привлечь к нему доброжелательное внимание одноклассников, создать условия для взаимопонимания ребят.

Моя задача познакомить Вас со своим опытом работы по формированию коллектива. Здесь мы остановимся на 3 составляющих:
● организации воспитательного пространства класса,
● возможность использования такой формы организации коллектива в окружающей воспитательной среде района, города,
● игры для сплочения коллектива.


Первое. Воспитательное пространство класса и зарождающее самоуправление организовано в форме мини-экипажей кораблей, где у каждого “юнги” есть своё поручение (капитан, боцман, врач, сигнальщик, кок, радист). С помощью родителей моих первоклассников мы оформили в “морском” стиле и классный уголок. Выбор морской тематики обусловлен особенностью городской культурно-образовательной среды, широкими возможностями профильного обучения в морском городе, а также интересом детей к морским путешествиям, легендам и морской романтике.
Такая форма организации воспитательного пространства класса позволяет попробовать каждому ребёнку себя в роли лидера, найти своё место в формирующемся коллективе и почувствовать себя значимым, научиться прислушиваться к другим мнениям, взаимодействовать в группе и договариваться.

Второе. Во 2 классе можно ключевыми делами сделать встречи с интересными людьми морских профессий (в т.ч. побывавших в Германии, т.к. школа с немецким языком) и посещение музеев города.
В 3-4 классах можно посетить музеи ледокола Красин, крейсера Аврора, учебный парусник “Юный балтиец” с игровыми обучающими морскому делу программами.

Третье. Анатолий Николаевич говорит о том, что не нужно забывать и о том, что сотрудничество, чувство локтя вырастают там, где люди заняты общим делом. Не формальным, а интересным и важным для них. Какое общее дело может быть интересно первокласснику, где ведущим видом деятельности у многих ребят является игра?.. Совместно с родителями решили, что КТД в этом учебном году у нас будут игровые программы к сезонным Дням именинника. Это будут не просто конкурсные программы с чаепитием, а творческие поздравления от групп-экипажей и обязательно игры для сплочения коллектива.


 

Интерактивная часть

Игра из блока «Шторм»

Игроки заходят в кают-компанию и рассаживаются на стулья в круг.
Ведущий. В штормовую погоду сильный ветер может всё спутать на корабле. Поэтому экипаж должен проявить дружные согласованные действия . Сейчас я вам покажу начало игры. Я обмотаю трос вокруг ладони и передам его (кину, перекачу) другому игроку, называя при этом «морское» слово. Следующий игрок выполняет те же действия: наматывает на ладонь, называет «морское» слово и старается передать клубок тому, у кого он ещё не был. Шторм начинается. (Звучит музыка, игроки перебрасывают клубок друг другу до тех пор, пока он не побывал у последнего игрока).
Ведущий. (Музыка меняется на бодрую, энергичную). Вы превратились в огромного морского зверя. Срочно определите, где у него находится голова, а где хвост. Кто будет головой? Кто – хвостом? Зверь движется вправо (вся «путанка» движется вправо), затем влево, назад и вперёд. На своём пути съедает сундук с сокровищами… Шторм стихает…
Рефлексия. Игроки рассаживаются по своим местам и говорят (распутываясь) свои впечатления: «Мне было просто…», «Самым сложным было…» и т.п.

Результатом такой целенаправленной работы может стать дружный сплочённый коллектив и - как вариант презентации опыта - успешное участие класса в городских проектах “Большая Регата”, “Огонёк Добра” и даже Слётах юных моряков.

ПОДАРОК ИЗ СУНДУКА СОКРОВИЩ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ СЕКЦИИ - Моя коллекция игр морской тематики в приложении к этому материалу.


Литература и источники

Макаренко А.С. Цит. по Коллектив как субъект и объект воспитания. URL: http://psyvision.ru/help/pedagogika/44-teory1/495-ped-vos1
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., Педагогика, 1981. Электронная версия http://www.bht.edukit.kherson.ua/Files/downloads/%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%92%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%20%D0%97%D0%90%20%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%99%20-%20%D0%9B%D0%A3%D0%A2%D0%9E%D0%A8%D0%9A%D0%98%D0%9D%20.doc

 Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме http://goo.gl/forms/vZMkCbRrRv.

 

Вложения:
Скачать этот файл (06-konf-2015-12-01-lamykina-igry.docx)06-konf-2015-12-01-lamykina-igry.docx[ ]12 kB