Кузнецова Н.Г. Расширение словарного запаса в английском языке за пределами учебника

Кузнецова Надежда Геннадиевна,
 учитель английского языка

Расширение словарного запаса в английском языке за пределами учебника

"Границы моего языка означают границы моего мира."
Л.Витгенштейн, философ

"Словарный запас дает нам возможность толковать и выражать.
Если у вас ограниченный лексикон – у вас также
ограниченное видение и ограниченное будущее."
Джим Рон, проповедник


Все языки состоят из слов – это закон. Как с исторической, так и с образовательной точки зрения, язык начинается со слов. Новые слова появляются регулярно за все время существования языка так же, как и человек, использующий язык, узнает новые слова на протяжении всей своей жизни. Даже на своем родном языке мы не перестаем узнавать новые слова или новые значения уже знакомых нам слов. Что касается иностранных языков, они могут содержать понятия, которые в родном языке отсутствуют.

Для того, чтобы выразить мысль, у человека в голове возникает идея. Ему нужно оформить ее подходящими словами. Иногда бывает сложно подобрать слова, которые точно отражали бы замысел говорящего. Это сделать еще сложнее, если ваш словарный запас ограничен.

Есть только два эффективных способа ввести слова в мозг человека - увидеть или услышать их. Формирование словарного запаса начинается с разговоров в семье: ребенок растет в разговорной среде и обучается родному языку из устной речи в первую очередь. Очевидно, что эти беседы будут разниться от дома к дому. Разные разговоры будут формировать разный объём словарного запаса.

В Америке было проведено любопытное исследование. Для анализа словарного запаса детей были отобраны 42 благополучные семьи из разных социальных слоев. Начиная с младенческого возраста детей, исследователи посещали семьи по одному часу один раз в месяц и продолжали свои визиты в течение двух с половиной лет. Во время каждого посещения они записывали на магнитофон или от руки любые разговоры, происходящие в присутствии ребенка. Затем исследователи подсчитали каждое слово и проанализировали результаты [1].

Независимо от социального положения, все семьи производили ряд одинаковых действий по уходу за детьми. Однако помимо сходств, все семьи имели ряд значимых различий. Образованные родители говорили в три раза больше, чем родители в семьях, находящихся на социальном обеспечении. 42 миллиона слов против 13 миллионов. Конечно, речь идет о повторяющихся словах, но это тоже играет свою роль. Количество повторов критически важно для нашей памяти. Оно обогащает наш мозг, развивает словарный запас и делает его более активным. Если человек услышал слово недостаточное для себя количество раз, он не сможет употреблять его в жизни. Также нет гарантии, что человек сможет узнать и понять это слово при чтении или на слух.

Уже в дошкольном возрасте дети, слышавшие меньше речи, имели в активе чуть более 100 слов, в то время как словарный запас других детей превышал 500 слов. В какой-то момент такие разные дети встретятся в одном классе. Очевидно, что на школьном уроке у одного и того же учителя ребенок с большим словарным запасом поймет больше, чем ребенок с маленьким словарным запасом. Один и тот же урок превратится в два совершенно разных урока для этих детей.

Правильно подметил советский педагог-новатор В.Ф.Шаталов: «Подсчитано, что за один только учебный день учащиеся средних и старших классов должны запомнить более 100 новых слов, наименований, дат, определений, чисел. Не этим ли обилием информации, буквально оглушающим сознание школьников, и объясняется их полудрёмное, полусонное состояние, в котором они часто прибывают на уроке» [2]. Такой темп прохождения программы окажется непосильной ношей для ребенка с бедным словарным запасом. Как бы он ни старался, он не сможет идти в ногу с учеником с богатым словарным запасом и с каждым днем будет чувствовать себя все более неуспешным. Иногда родители нанимают репетитора, с которым ребенок выполняет большое количество однотипных упражнений, но это не приводит к результату. Зачастую исправить ситуацию можно только путем радикального увеличения словарного запаса.

Обычная семейная беседа основывается на базовом словарном запасе, который насчитывает примерно пять тысяч наиболее часто употребляемых слов. Слова этой группы покрывают около 80% всех слов, используемых людьми. Существуют еще около пяти тысяч слов, которые используются в остальные 20% времени. Эти десять тысяч слов называются общим лексиконом. За пределами этой отметки находятся редкие слова. Знание именно этих слов играет роль в успешности ученика. И даже после окончания школы качество словарного запаса человека определяется количеством знакомых ему редких слов.

Очевидно, что одними семейными разговорами нарастить словарный запас такого объема невозможно. Пожалуй, единственный способ познакомиться с редкими словами – через чтение. Даже в самой обычной детской книге количество редких слов в три раза превышает количество, которое образованный взрослый использует при разговоре с маленьким ребенком. Это утверждение легко проверить, открыв любую книгу с русскими народными сказками для самых маленьких читателей. Даже знакомая с детства сказка"Колобок" изобилует редкими словами. То же касается и детских книг на иностранном языке. Даже люди, владеющие им на продвинутых уровнях, могут не понять обычной детской книги. Рекордсменами же по использованию редких слов являются газеты. Чтение периодики представляет серьезный вызов не только для изучающих иностранный язык, но и для самих носителей языка. Таким образом, улучшить учебную успеваемость можно лишь включением в жизнь многочасового ежедневного чтения.

Хочется привести пример из жизни, ярко иллюстрирующий утверждение, что чтение - ключ к высокой успеваемости [3]. В 1959 году Бену Карсону было 8 лет, и он был самым отстающим учеником своего класса. У него не было друзей. Ребята из класса смеялись над ним из-за его проблем с успеваемостью и предвзято относились к нему из-за цвета его кожи. Бен и его брат жили без отца с необразованной матерью, которая кое-как сводила концы с концами, зарабатывая уборкой в богатых домах. У нее было много возможностей понаблюдать за тем, как живут обеспеченные и успешные люди, и у нее в голове созрел план, как дать сыновьям образование и вырастить их успешными людьми. Она ввела для них два правила. Первое из них касалось телевизора - мальчикам разрешалось смотреть не более трех передач в неделю. Второе правило было связано с чтением: каждый из братьев должен был прочитывать не менее двух книг в неделю. Парни восприняли нововведения без энтузиазма, но не смогли ослушаться матери. Каждую неделю они покорно брели в ближайшую библиотеку и выбирали себе по две книги на свой вкус. Вскоре чтение так затянуло ребят, что они стали все больше и больше интересоваться окружающим миром. Бен Карсон говорит о том, что благодаря чтению, у него увеличился запас слов, исправилось правописание, он стал лучшим учеником по математике в классе. Его прошлое окончательно было забыто.

Вот что Бен Карсон пишет в своей книге "Золотые руки" о посетившем его на уроке озарении: "Бобби Формер произвел на меня сильное впечатление на уроке истории, когда учительница упомянула о льне, и никто не знал, что это такое. Тогда новичок Бобби поднял руку и рассказал нам о льне все - где и как он растет, как женщины делают из его волокон льняную ткань. Услышав это, я подумал: "Я тоже могу прочесть о льне или о чем-нибудь еще". / … / Я решил все лето читать, и к началу шестого класса без особого труда выучил множество новых слов и запомнил, как они пишутся" [4]. К началу седьмого класса Бен Карсон стал лучшим учеников в классе. Сегодня это доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением детской нейрохирургии в клинике при университете и автор многих бестселлеров. В 2008 году Бен Карсон был награжден Президентской медалью свободы, а в 2018 году баллотировался на пост президента США.

image001

Все виды знаний передаются от человека к человеку с помощью слов, написанных или произнесенных. Никакое обучение невозможно без использования слов. Незнание или неверное понимание слов ведет к нарушению коммуникации или же полностью ей препятствует. Бытовые разговоры внутри семьи или с друзьями никогда не смогут снабдить человека словарным запасом, необходимым для успешного обучения. Ключом ко всем предметам является чтение.

Что значит «знать слово»? Если человек соотносит написание слова с его значением, можно ли считать, что это слово он знает? Можно, если речь идет о пассивном словарном запасе. Этих знаний будет достаточно лишь для чтения и в некоторых случаях восприятия на слух. Это базовые знания: мы обычно понимаем больше, чем можем выразить сами. Но понимание всегда идет впереди самостоятельного использования.
Для того, чтобы начать употреблять слово, нам понадобится намного больше знаний. Необходимая информация не хранится в памяти списком. Скорее, она формирует нечто, похожее на сети. В «ячейках», окружающих нужное нам слово, хранятся данные о его произношении, о том как изменяется слово по временам, числам, родам и т.д. и о его устойчивых сочетаниях (коллокациях), о его стилистической окраске и частотности, о дополнительных оттенках значений и грамматических функциях ( частях речи).

Схема 1.

image002

Возможно, для некоторых станет неожиданным, что не все носители языка могут похвастаться в равной степени глубокими знаниями всех известных им слов. В течение жизни мы не только узнаем новые слова, но и начинаем лучше понимать уже знакомые нам [5]. Процесс освоения языка – это проект длиною в жизнь. Пополнение словарного запаса является настолько масштабным проектом, что работать над ним нужно по всем возможным направлениям одновременно. В идеале этот процесс не должен иметь конца. Сплоченный союз учителей и родителей даст богатые плоды. И нельзя сбрасывать со счетов самообразовательный аспект.

Все сказанное выше о родном языке верно и для иностранного с одной лишь разницей. Нарастить богатый словарный запас первого языка непросто. Запомнить десятки тысяч неродных для себя слов во сто крат сложнее. В нашей школе ученики изучают два иностранных языка, причем английский является дополнительным. Учителю можно было бы сложить руки и смириться с второстепенной ролью своего предмета. Однако, учитывая роль английского языка в мировой экономике, а также достижения современной педагогики, поступить так было бы равносильно преступлению.

Среди всего многообразия типов уроков английского языка встречаются и те, что полностью направлены на изучение и запоминание целых блоков лексических единиц. Редкий урок другого типа пройдет без знакомства хотя бы с парой новых слов. Однако знакомство не равно знанию. Для того, чтобы слово прочно поселилось в памяти и стало активно использоваться, с ним нужно многократно встречаться в различных ситуациях. Программой изучения иностранного языка предусмотрен определенный минимум слов, которыми ученики должны овладеть за конкретный период времени. Учителю приходится творчески использовать небольшое время, имеющееся в его распоряжении, для того, чтобы создать условия для рециркуляции всего объема лексических единиц. Если придерживаться плана учебника, ученики смогут довольно хорошо запомнить требуемый от них минимальный объем слов. Но их абсолютно точно будет недостаточно для свободного использования языка в реальной жизни.

Современный учебник физически не может вместить большое количество заданий на отработку слов, иначе, по чьему-то меткому замечанию, он может разрастись до размеров телефонного справочника Видеть заложенный потенциал в материалах учебника - это и есть умение самого учителя критически мыслить, оценивать и перерабатывать информацию.

Для того, чтобы познакомить учеников с гораздо более разнообразной лексикой, чем предлагает учебник, учитель может прибегнуть к помощи песен и книг. Внутри каждого произведения обычно обеспечивается необходимая рециркуляция слов, а разнообразие "репертуара" помогает охватить различные лексические темы.

На протяжении этого учебного года я брала дополнительный материал на уроках в 7 а классе. Им послужили три книги и одна песня. Для удобства книги были переведены мною в формат презентации со множеством ярких иллюстраций и небольшим количеством текста на каждом слайде. В таком же формате я нашла и песню. Если бы у меня было хорошее аудио без визуального ряда, я бы подготовила его самостоятельно. На уроках очень важно максимально задействовать все органы чувств для обеспечения лучшего усвоения материала, а также для удовлетворения потребностей учеников с различными учебными стилями. Для работы над дополнительным материалом я выделяла по 5 минут в начале или конце каждого урока.

image003
Существует 2 типа чтения: учебное и рекреационное. Учебное чтение включает в себя анализ текста, словарную работу, изучение грамматики, обучение письму. Рекреационное чтение совершается для удовольствия, для расширения кругозора и совершенствования навыков читателя. В рамках работы над внепрограммным материалом мы занимались последним видом чтения.

Я выводила презентацию на экран, читала ребятам текст, мы вместе переводили его, делая акцент на новых интересных словах, затем читали его хором. Я не требовала от своих учеников заучивать слова или сдавать мне чтение вслух на оценку. Это была работа в удовольствие. Им интересно заняться чем-то отличным от привычных упражнений, а также они с увлечением следят за развитием сюжета.

Параллельно с расширением словарного запаса чтение книг развивает и лингвострановедческую компетенцию учеников. Одним из произведений выбранных для чтения в 7 "а" классе, была пьеса "Ромео и Джульетта" в адаптированном варианте. Я с удивлением обнаружила, что ни один из учеников не знает ни имени автора, ни содержания самого произведения. Перипетии сюжета никого не оставили равнодушным - первой знакомство с шедевром состоялось. В будущем я планирую познакомить своих учеников с краткой биографией В.Шекспира, а также другими произведениями великого классика.

image004

В последние годы русский язык существенно обогатился за счет пополнивших его иностранных слов. Большинство из них вошло в компьютерный, игровой или молодежный сленги. Эти пласты языка близки моим ученикам. При работе над книгами я опиралась на имеющийся языковой опыт ребят. К примеру, нам встретилось слово "follow". В контексте книги оно означало "следовать, идти по следу". Современным подросткам знакомо слово "фолловер" от англ. follower - подписчик на чей-либо аккаунт в социальных сетях, который может отслеживать новые посты интересующих его людей [6]. Показав родственные отношения между этими двумя словами, я укоренила новые знания в памяти учеников.

image005

Моя работа над расширением словарного запаса учеников еще не закончилась, поэтому подводить итоги рано. Одно понятно уже сейчас - чтение книг здорово повышает мотивацию не только учеников, но и учителя, и я, однозначно, не собираюсь останавливаться на достигнутом. В мои планы входит продолжать работать с книгами аналогичным образом на начальном уровне изучения английского языка. В классах более высоких ступеней либо для точечной работы с учениками более младших классов, владеющих языком на продвинутом уровне, я планирую применять некоторые идеи Люси Калкинс, профессора детской литературы педагогического колледжа Колумбийского университета, описанные ею в книге "Искусство обучения чтению" [7]. Она говорит о том, что моделирование рекреационного чтения благотворно влияет на читательские привычки детей. Для этого в школах, работающих по ее методике, отводится специальное время для чтения. Любопытно, что в это время учителя не следят за учениками, не работают с документами и не проверяют электронную почту. Они тоже читают. Так как школа не может сделать все семьи читающими, модель поведения увлеченного читателя демонстрируют именно учителя. У меня, как у учителя английского языка, нет возможности собирать свои группы до или после уроков для обязательного чтения книг на иностранном языке. Но я могу использовать для этого время своих уроков. К примеру, в 10 и 11 классах учебным планом предусмотрено большее количество уроков английского языка в неделю по сравнению с основной школой - три вместо двух. Это дает мне возможность использовать появившееся дополнительное время для чтения книг. Я смогу безболезненно уделять этому по 5-10 минут на каждом уроке.

Важным нюансом является то, что ученики в праве выбирать себе книги для чтения по своему желанию. Согласно оригинальной методике дети приносят книги из дома. Поскольку не каждая российская семья может похвастаться богатой домашней библиотекой на иностранных языках, я как учитель должна обеспечить ребятам подборку книг в классе . В данный момент я собираю коллекцию электронных и бумажных книг как в адаптированном варианте, так и в оригинале. Это большой труд, учитывая что коллекция должна быть представлена ассортиментом не только авторов, но и уровней языка.

Заинтересованным ученикам целесообразно предлагать рекреационное чтение не только во время уроков, но и в качестве домашнего задания. Ежедневные несколько минут с книгой в руках способны значительно улучшить читательские навыки. Сложность, с которой мы можем столкнуться, заключается в том, что не каждый ребенок и даже подросток способен найти пусть даже небольшое количество времени в своем графике. Поэтому мне придется заручиться поддержкой родителей. Для того, чтобы не превратить чтение для удовольствия в тяжелую повинность, мне необходимо будет познакомить родителей с основными принципами и идеями домашнего чтения.

Мы начинаем и заканчиваем обращением к семье. Именно там ребенок узнает свои первые слова - те, что лягут в основу его будущего словарного запаса. От родителей зависит, насколько успешным станет малыш в школе и каких высот он сможет добиться во взрослом возрасте. Долгие разговоры обогащают нас, но ничто не сравнится с силой чтения. В иностранном языке богатый словарный запас также важен, как и в родном. Тщательная проработка даже самого лучшего учебника обеспечивает знание минимума. Для успешного общения и доступа к сокровищам мировой литературы понадобится гораздо больший багаж. Он также нарабатывается обильным чтением. На начальных уровнях подойдут адаптированные книги. Для более продвинутых учеников - в оригинале. Учитель в школе может подать пример и создать условия для зарождения любви к чтению на иностранном языке. Семья же поможет этому семени вырасти в большое, крепкое и раскидистое дерево, дающее богатый урожай.


Литература и источники

[1] Krashen S. The power of reading, Libraries Unlimited, 2004. 214 p.
[2] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - Педагогика, 1989. - 340 с.
[3] Карсон Б. Золотые руки. - Заокский: Источник жизни, 2017. - 224 с.
[4] Ibid.
[5] Thornby S. How to teach vocabulary, Harlow, Pearson Education Limited, 2002. 185 p.
[6] Фолловер. // Словарь современного языка. [Электронный ресурс]. Дата доступа 27.03.2021. URL: https://myslang.ru/slovo/follover
[7] Calkins, L. The art of teaching reading, Prentice Hall, 2000. 580 p.

 


Ссылка для цитирования:

Кузнецова Н.Г. Расширение словарного запаса в английском языке за пределами учебника // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuznetsova-n-g-rasshirenie-slovarnogo-zapasa-v-anglijskom-yazyke-za-predelami-uchebnika 

 

Дополнительная информация