Кузнецова Н.Г., Халемская Ю.Г. Помощь семье в образовании ребенка. Второй иностранный язык: как мотивировать?

  • Печать

Кузнецова Надежда Геннадиевна,
учитель английского языка,

Халемская Юлия Геннадьевна,
учитель английского языка 

 

Второй иностранный язык: Сложности, пути решения, мотивация. Как помочь?

 

Основной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им. Иностранный язык - ещё и максимально практический школьный предмет. Цель учителей так подготовить ребят, чтобы в большом мире они могли разговаривать и переписываться с  людьми, живущими в других странах, читать литературу в оригинале и смотреть фильмы и передачи без перевода.  Иными словами, учащийся овладевает всеми необходимыми универсальными учебными действиями для того, чтобы уметь общаться с носителями языка посредством устной или письменной речи, учится самостоятельно использовать свои языковые навыки и оперировать ими, применять на практике социокультурные знания, а также компенсаторные умения для свободного общения на иностранном языке. 

Также важно дать понять учащимся, что иностранный язык - это проект длиною в жизнь, реализуемый лишь при высоком уровне мотивации и самоорганизации. Вне стен класса каждому придется справляться своими силами, и к этому нужно быть готовым.  

В нашей школе английский язык - второй иностранный язык: два часа в неделю по учебному плану с седьмого класса. Казалось бы, для многих учащихся уроки английского языка - это дополнительное обременение, ведь те, кто действительно заинтересован в изучении этого языка, выбирают другие школы. Кроме того, мы поставлены в весьма сложное положение. Учащиеся нашей школы наравне с другими школами имеют право выбрать ОГЭ или ЕГЭ по английскому языку, а мы, учителя английского, обязаны их подготовить. Однако несложные математические подсчеты показывают следующее. В средней школе, где английский начинается со 2-го класса и дети изучают его 3 раза в неделю при 34-х недельном учебном году, к концу 9-го класса у детей проходит 816 уроков (3*34*8). У нас же при двух часах с 7-го класса - 204 (2*34*3).  

Отсюда вопросы:

? Возможно ли подготовиться к экзамену и получить базовые основные знания английского в таких условиях или это возможно лишь при условии дополнительных внешкольных занятий? 

? Насколько мотивированы наши дети, и что можем сделать мы для того, чтобы учащиеся захотели изучать английский?  

Ведь семиклассники - это тринадцатилетние подростки. Пожалуй, самый сложный возраст - переходный, что объясняется их психофизиологическими особенностями и становлением характера. Поэтому трудности, очевидно, есть. Ребятам практически невозможно участвовать в олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в районе и в городе, детям, которые любят "соревнования", сложно попробовать свои силы и почувствовать гордость за проделанную учебную работу. Ребята расстраиваются из-за низких результатов, и мотивация падает. Остается лишь наша, "внутришкольная”, мотивация, то, что можем сделать мы, учителя, сами учащиеся и их родители.

Для того, чтобы не быть голословными и не опираться лишь на то, что кажется верным нам, мы решили провести анкетирование учащихся, чтобы получить информацию о том, понимают ли учащиеся необходимость изучения языка, в чём видят его возможное использование, нужен ли им и их родителям английский, рады ли изучению английского языка в школе и т.д. (см. Приложение 1. Анкета). 

Пилотное анкетирование (10 вопросов) было проведено и прошло успешно в 10 А классе, после чего мы решили добавить еще 1 вопрос, о том, планируют ли учащиеся сдавать ОГЭ и/или ЕГЭ, и провели его в 9 В классе, а также в 8-х и 11-х классах. Всего мы опросили около 110 учащихся нашей школы.

image1

Итак, какие же результаты мы получили?

1. Для чего тебе лично может пригодиться английский язык в будущем?

80% учащихся написали о том, что английский может понадобиться для будущей работы (карьеры), в России и за рубежом. Около трети человек написали о том, что английский необходим для путешествий и для общения с друзьями/ для налаживания контактов/ просто для того, чтобы понимать других людей. 20% учащихся ответили, что английский будет являться преимуществом для поступления в университеты или просто понадобится для образовательного маршрута после окончания школы. Несколько ребят написали, что мечтают о переезде в другую страну и для этого им может понадобиться английский. Приятно было увидеть, что несколько учащихся написали о том, что английский нужен просто "для общего развития", "для саморазвития" или для того, чтобы познакомиться с культурой других стран.

2. Как ты сейчас используешь английский язык в жизни?

35% отвечавших на вопросы анкеты написали о том, что используют английский в путешествиях, общаются с друзьями, ребятами из других стран. 35%  ребят написали, что слушают песни на английском языке и стараются разобрать их смысл. Около 20% человек смотрят фильмы или видео или смотрят англоязычные блоги. Из относительно нового варианта использования английского языка можно отметить несколько ответов, где ребята написали, что "смотрят мемчики на английском" и переводят их. Совсем небольшое количество учащихся (и тем приятнее видеть, что они есть!) читают книги на английском или "просто любят" английский. Всего лишь 8 человек из опрошенных 110 ответили, что кроме школы никак английский язык не используют.

3. Как используют английский язык твои родители?

50% учащихся написали, что их родители английский не используют никак. Примерно  30% ответили, что родители используют английский в путешествиях, примерно  20% написали, что английский необходим родителям в работе. Лишь 5 учеников отметили, что родители общаются с друзьями или родственниками на английском.

4. Поддерживают ли тебя родители в изучении английского языка? Если да, как?

25% учащихся написали, что родители не поддерживают / относятся нейтрально к изучению ими английского. Однако остальные показали, что родители поддерживают и оказывают всяческую посильную помощь своим детям: 20% ребят написали, что родители помогают с домашними заданиями / помогают учить / подсказывают незнакомые слова при необходимости, некоторые ребята вместе с родителями учат английский и/или у них совместный досуг, связанный с английским (например, смотрят вместе фильмы), несколько человек написали о том, что путешествия с родителями - это тоже помощь и поддержка с их стороны, т.к. в поездках они активно вместе с родителями используют изучаемый язык. 30% детей написали, что родители предпринимают всяческие действия для помощи своим детям: покупают специальные тетради и книги, отправляют в языковые лагеря или на курсы, находят книги, учат "фразы для путешествий". Отдельной группой оказались те ребята, которые выделили финансовую помощь родителей - написали, что родители их поддерживают в изучении английского языка, т.к. оплачивают их курсы, поездки, а также подписки на обучающие сайты и сайты с фильмами на английском. 25% ребят написали, что родители их мотивируют, объясняют важность английского языка в жизни и даже хотят "помочь сделать то, что сами не смогли".

image2

5. Рад ли ты изучать в школе английский язык?

Из 110 опрошенных ребят 98 человек ответили, что рады изучать английский язык.

image7

6. Изучаешь ли ты сейчас (изучал ли раньше) английский дополнительно? Если да, где и с кем (курсы, репетитор, самостоятельно)?

Нигде не изучали и не изучают английский язык кроме школы 55% опрошенных, раньше занималось 10%, в данный момент ходят на курсы или занимаются с репетитором 25% респондентов.

7. Планируешь ли ты сдавать ОГЭ/ ЕГЭ по английскому языку?

Из опрошенных нами ребят около 15% ответили, что планируют сдавать ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку.

8. Чувствуешь ли ты свой прогресс от урока к уроку? В чем?

80% респондентов ответили, что они чувствуют прогресс, что их лексический запас расширяется, что им становится проще формулировать свои мысли, понимать английскую речь на слух и строить предложения. Около 10%  не чувствуют очевидного прогресса или не уверены, что он есть (один из них написал, что это в связи с малым количеством уроков в неделю). Несколько учащихся написали, что прогресса нет, так как  они изучают английский и материал обычно уже ими изучен.

image5

9. Как влияет знание немецкого на твое изучение английского языка? Помогает или мешает? Как и в чем?

Ответы учащихся разделились. Чуть меньше половины отметили, что знание немецкого помогает, что в немецком и английском языках много схожих слов, несколько человек верно отметили, что это родственные языки. Примерно 50%  написали, что немецкий мешает, из них 10% человек отметили, что сложность в произношении и чтении. Некоторые учащиеся отметили, что сложность заключается в расписании уроков, т.к. английский язык стоит в расписании сразу после немецкого.

10. Оцени по шкале от -3 до +3, насколько тебе нравятся уроки английского

Ответы учащихся распределились следующим образом:

- 3 

- 2    

- 1 

0

+ 1   

+ 2 

+ 3  

совсем не нравится

не нравится

скорее нет  

нейтрально  

скорее да  

нравится

очень нравится

0

1

0

5

22

40

42

 image8

Также были ребята, которые вышли за пределы предложенной шкалы и поставили оценки +4 и даже +5. 

11. Что именно нравится / не нравится на уроках?

20% человек написали, что нравится учитель (учителя), столько же отметили хорошую атмосферу на уроке, возможность говорить и отвечать без барьера, демократичный подход. Следующие 20% ответивших написали, что им нравится подход и умение учителей объяснить материал. Многие ребята отметили, что они рады различным необычным для них формам работы на уроке - дискуссиям, играм, просмотру видео. 

image6

image4

Также детям нравится командная и парная  работа. Несколько человек отметили слабую программу и медленное "продвижение по программе". 

Проведенный опрос помог нам критически оценить наш учительский труд и понять, какие действия дают положительный результат, а над чем учителю ещё только предстоит работать.

Главные, на наш взгляд, данные содержатся в ответах на вопросы о том, рады ли ребята изучать в школе английский язык, нравятся ли им сами уроки и что бы хотелось улучшить. Почти все ученики рады изучать английский язык в школе и с удовольствием ходят на уроки. Это говорит нам о том, что мы находимся на правильном пути. Из ответов ребят мы видим, как важна дружеская атмосфера во время урока и демократический стиль преподавания. Ученики не только не боятся говорить на английском, но и любят этот вид деятельности больше других, особенно, когда делают это в парах или группах.

Большинство учеников видят необходимость английского языка для своей будущей жизни: учебы, карьеры или хобби. В таких условиях критически важно освещать практическую значимость любого предлагаемого ученикам материала, будь то лексика, грамматика или текст для обсуждения. Перед началом урока важно формулировать практические цели сначала учителю самому для себя, а затем и вместе с учениками.

Небольшой процент учеников никак не использует английский язык вне стен школы. Обещать им преимущества от новых знаний в будущем довольно рискованно – опрос показал, что родители более половины учеников никак не задействуют иностранный язык  ни в работе, ни в быту. В таких случаях полезно сместить фокус внимания с радости общения на собственное здоровье. Изучение языков – сложный  для человеческого мозга процесс, который стимулирует его труд  и создание новых нейронных связей.  Такая "зарядка для ума" позволит сохранить здоровье на психическом и физическом уровнях на долгие годы.   

Важно для всех: ученики должны чувствовать свой прогресс. Наш опрос показал, что многие его не ощущают. В силах учителя организовать как минимум отслеживание этого прогресса. Мы предлагаем ученикам такую систему – три звездочки. Одна закрашенная звезда означает слабый прогресс за урок, две закрашенные звезды – средний прогресс, три звезды – ощутимый хороший прогресс. Есть и пустая звезда – она означает, что урок состоялся, но прогресс был нулевым. В конце урока можно спросить ребят, насколько далеко они продвинулись в изучении языка.

Часть детей не ощущает своего прогресса в связи с тем, что для них школьная программа является слишком простой. Это, несомненно, зона нашего, учительского,  ближайшего развития. Для таких учеников необходимо устанавливать более высокие стандарты, подбирать более сложные задания, а также объединять их в группы для обеспечения им полноценного общения. Нельзя злоупотреблять знаниями "сильных" детей и каждый урок ставить их в пару со "слабыми" учениками.

Около половины респондентов считают, что немецкий язык мешает им в изучении английского, особенно, когда уроки идут один за другим. В решении этой проблемы играет роль компетентность учителя, который осознает важность мотивационного этапа в начале урока. Учителя нашей школы имеют в своем арсенале множество несложных активностей, призванных ненавязчиво ввести ученика в атмосферу  иностранного языка, постепенно погрузить его сначала на уровне слов, затем на уровне элементарных предложений  и, наконец, на уровне небольших связных текстов. Этот этап также способствует созданию комфортной обстановки для изучения иностранного языка. Практически все ученики отметили важность психологического позитивного настроя и доброжелательного отношения учителя.

Следующий большой блок действий со стороны учителя должен быть направлен на обеспечение равных условий обучения для детей с различными возможностями и образовательными потребностями. Это означает, что независимо от своего начального уровня ученик сможет хотя бы немного продвинуться вперед в изучении иностранного языка. Это достигается за счет  разноуровневого обучения. При работе над рецептивными умениями слабые ученики должны получить подсказки в виде перевода сложных слов, при работе над продуктивными умениями – шаблоны для ответов. В обоих случаях они должны выполнять меньший объем работы в отличие от сильных и быстрых учеников.

Ещё одним ресурсом мотивации будут служить четкие критерии оценивания работ и ответов. Ученики должны знать, сколько они должны рассказать или написать на оценку "3", сколько на "4", а сколько на "5". Для учителя это будет подспорьем в объективной оценке работ и ответов, а для учеников – полем для выбора их деятельности. Они сами смогут "конструировать" свои ответы в зависимости от личных потребностей и амбиций.

Среди инструментов, работающих на мотивацию, нельзя не упомянуть и классный менеджмент (classroom management). В него входит стиль общения учителя и учеников, атмосфера на уроке, планирование занятий, формы работы учеников, инструкции и обратная связь. 

А как могут мотивировать детей родители? У родителей есть два преимущества, которых нет у учителей - время и возможность индивидуального подхода. Очевидно, что вся семья не находится вместе круглосуточно, но, если приспособиться вплетать занятия в каждодневные дела семьи, даже несколько минут в день дадут ощутимый прогресс в долгосрочной перспективе.

Самое простое, что может сделать родитель, - это регулярный просмотр видео. Нужно лишь выбрать то, что не будет вызывать у ребенка отторжения, и найти доступные ресурсы в интернете. Не важно, что это будет - мультфильмы, фильмы или передачи. Самое главное, чтоб ребёнок смотрел эти видео несколько раз в неделю на протяжении всего года. Сложность для родителя заключается в том, чтобы проявить настойчивость, когда ребенок начинает протестовать. Плюсы для “ученика” переоценить сложно. Во-первых, иностранная речь “открывает уши”. Это значит, что человек начинает из общего потока вычленять отдельные части. Кроме того, автоматически формируется красивое произношение и пополняется лексический запас. 

Помимо того, что английский язык важно “наслушать”, его нужно “насмотреть”. Это чтение. Требования к нему следующие: обильно, посильно и регулярно. Даже пара страниц в день в общей сумме даст 700 страниц в год. Главное, чтобы уровень книги был чуть проще чем тот, которым владеет ребенок. 

В каком-то смысле иностранный язык схож со спортом: и там, и там нужны многочасовые тренировки для выработки автоматизма. В языке автоматизировать можно лексику и грамматику. Это критически важно особенно на первых годах изучения. Самое элементарное - это на скорость проверять у ребенка перевод слов или предложений. Темы должны быть базовыми, которые знают все - числа, дни недели и месяцы, продукты, одежда. 

Мы также рекомендуем ребятам использовать сайты и мобильные приложения для заучивания лексики. Для iOs и Андроида есть бесплатные (free) и условно-бесплатные (со встроенными покупками) лексические тренажеры, например, Words, Parla X, Учите английский язык — 6000 слов (FunEasyLearn), Ewa (английский по сериалам, фильмам и мультфильмам) и другие. Подробное описание условий использования и функционала см. в статье “Простые приложения для изучения иностранного языка на смартфоне” [1]. Мы попросили учеников рассказать о своих любимых приложениях. В тройку лидеров вошли  Quizlet, Lingualeo и Duolingo. 

image3

 

Таким образом, мы попытались показать, что изучение английского языка как второго иностранного будет осуществляться наиболее эффективно, если учителя, ученики и родители будут работать в одной связке. При этом не предполагается, что семья возьмет на себя бОльшую часть ответственности за результат. Каждому участнику процесса образования отводится свое особое место. Лев Кассиль сказал: “Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...” [2].  Совместная работа над общими целями объединяет и обогащает все три стороны, делает учёбу эффективной и радостной  и приводит жизнь детей к балансу. Желаем всем родителям оставаться надежным берегом, а сами будем тёплым и спокойным морем. 

Литература и источники

[1] Простые приложения для изучения иностранного языка на смартфоне // DNS Клуб [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2020. URL:.https://club.dns-shop.ru/blog/t-78-smartfonyi/23269-prostyie-prilojeniya-dlya-izucheniya-inostrannogo-yazyika-na-smartfone/

[2] Кассиль Л.А. Навстречу друг другу // Увидеть будущее: сб. ст. / сост. Е.А.Таратута. М.: Педагогика, 1985. С. 90–93. Цит. по:  Электронная версия  URL: https://studme.org/234290/pedagogika/sovety_kassilya

 

Приложение. Анкета

Дорогой друг! 

Мы будем рады, если ты честно и развернуто ответишь на ряд вопросов, касающихся изучения в нашей школе английского языка. По желанию анкета может быть подписана или анонимна. Спасибо за помощь!

1. Для чего тебе лично может пригодиться английский язык в будущем?

2. Как ты сейчас используешь английский язык в жизни (путешествия, общение и т.д.)?

3. Как используют английский язык твои родители (работа, путешествия, общение, хобби и т.д.)?

4. Поддерживают ли тебя родители в изучении английского языка? Если да, как?

5. Рад ли ты изучать в школе английский язык? Да / Нет

6. Изучаешь ли ты сейчас (изучал ли раньше) английский дополнительно? Если да, где и с кем (курсы, репетитор, самостоятельно)?

7. Планируешь ли ты сдавать ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку?

8. Чувствуешь ли ты свой прогресс от урока к уроку? В чем?

9. Как влияет знание немецкого на твое изучение английского языка? Помогает или мешает? Как и в чем?

10. Оцени по шкале, насколько тебе нравятся уроки английского 

Не нравятся  -3 -2 -1   0   +1 +2 +3  Нравятся

11. Что именно нравится / не нравится на уроках?

 


Ссылка для цитирования:

Кузнецова Н.Г., Халемская Ю.Г. Помощь семье в образовании ребенка. Второй иностранный язык: как мотивировать?//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuznetsova-n-g-khalemskaya-yu-g-pomoshch-seme-v-obrazovanii-rebenka-vtoroj-inostrannyj-yazyk-kak-motivirovat