Кузнецова Н.Г. Из опыта проведения интерактивных родительских собраний
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 55
Кузнецова Надежда Геннадиевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
Из опыта проведения интерактивных родительских собраний
Семья и школа - старейшие институты, задействованные в воспитании детей, будущих врачей, инженеров, дипломатов. От них будет зависеть будущее всего мира, поэтому жизненно важно сделать все возможное, чтобы воспитание состоялось.
Согласно Федеральному Закону об Образовании в Российской Федерации [1] сегодня родители являются полноправными участниками учебного процесса. Семья является духовным и нравственным стержнем жизни каждого ребенка, от семейных ценностей и устоев во многом зависит успех школьника. К сожалению, зачастую родителям и учителям не хватает взаимопонимания в столь важных вопросах. Для того, чтобы воспитание детей было однонаправленным, классному руководителю и родителям важно организовать совместную работу.
Сложно поспорить с тем, что инициатором выстраивания взаимодействия между семьей и школой важно педагогу. В школе эту роль выполняет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько родители поймут политику, которую проводит образовательное учреждение по отношению к воспитанию и обучению детей, примут ее и включатся в ее реализацию.
Одной из форм взаимодействия учителей и школы являются родительские собрания, однако традиционные формы их проведения, такие как доклады, сообщения и нравоучения, сегодня считаются устаревшими и непрофессиональными. Все большую популярность приобретают интерактивные формы родительских собраний.
Слово “интерактивный” пришло от английского “interactive”, где “inter” - это между, а ”act” - действовать. Интерактивное мероприятие подразумевает взаимодействие участников друг с другом. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию и позволяют им не только слушать выступающих, но и самим высказывать свою точку зрения, спорить и принимать решения [2].
Среди форм проведения интерактивных родительских собраний можно выделить следующие:
-
Деловая игра
-
Мастер-класс
-
Выездное собрание
-
Собрание - концерт
На своем первом родительском собрании в 5 классе я решила провести групповую дискуссию и предложила родителям активность, которая помогла бы им не только познакомиться друг с другом, но и согласовать наши ожидания от детей на период их адаптации к новым условиям обучения.
На первом этапе мы с родителями поговорили об особенностях стадии адаптации и сложностях, с которыми может столкнуться вчерашний младшеклассник. Пятый год обучения всегда считался переходным периодом для детей: ученики начинают взаимодействовать с гораздо большим количеством людей и самостоятельно передвигаться по школе. В нашем учреждении дети на этом этапе не только переходят с одной ступени образования на другую, но и попадают в новые учебные коллективы, так как классы формируются заново в зависимости от образовательного маршрута, выбранного семьей. Все это становится настоящим вызовом для ребят, и нужно им помочь адаптироваться и привыкнуть к новой обстановке.
Мы с родителями договорились, что главное в начале нового учебного года - помочь ребятам адаптироваться в новых условиях. Мы установили срок – первая четверть. Это ровно два месяца: не много и не мало, вполне достаточно для того, чтобы сделать первые выводы.
На следующем этапе я пригласила мам и пап совместно обозначить аспекты адаптированности ребенка к пятому классу, которые мы будем оценивать по итогам выбранного периода. Совместными усилиями нам удалось выделить следующие пункты: самостоятельность, отношение к школе, общение с одноклассниками и учителями и успеваемость.
Я разделила родителей на группы по 3-4 человека и попросила прописать критерии по сформулированным аспектам. Я имею в виду следующее: что мы увидим с точки зрения успеваемости, чтобы мы поняли - ученик адаптировался. Что мы увидим, чтобы понять - адаптационный период не завершён. Каждая группа работала над своим аспектом. И вот что у нас получилось.
Родители посчитали, что самостоятельность появляется в том, что сын или дочь ходят в школу и обратно без сопровождения, без напоминания садятся за уроки, могут сами собрать портфель, ничего не забыв. Отношение к школе трактовали просто - уходит из дома и возвращается домой в положительном расположении духа. Адаптированный ученик знает по именам учителей и одноклассников, может к любому из них обратиться с вопросом или за помощью, имеет широкий круг общения в своем классе, а также поддерживает отношения с ребятами и после уроков тоже. Это по аспекту "Общение с одноклассниками и учителями". Что касается успеваемости, то ответственная за данный аспект группа рассудила так: у адаптированного ребенка оценки улучшились или как минимум остались на прежнем уровне по сравнению с четвертым классом, оценок в журнале много, что свидетельствует о его активной учебной позиции, он сам справляется с домашними заданиями и имеет порядок в тетрадях и дневнике.
Все, что я описала выше - это очень хорошие показатели. За них можно поставить максимальный балл, например, 4. Но на этом обсуждение заканчивать нельзя. Нужно было определить, как будет выглядеть ситуация по каждому аспекту на 3, 2 и 1 балл соответственно. После родительского собрания я обработала результаты, оформила их и выложила их в чат родителей. В конце четверти я попросила родителей оценить то, как адаптировались их дети по их мнению. Также я оценила детей и со своей стороны тоже. Я связалась лично с каждым родителем и обсудила с ними их наблюдения. Это дало нам плодотворную почву для дальнейшей работы, потому что мы увидели, по какому аспекту ребенок проседает.
Есть обратная связь от родителей. Некоторые писали очень подробно.
Ниже только один пример:
Тем самым, родители активно включены в образовательный процесс, в оценочную деятельность. Сотрудничество родителей, детей и учителя способствует более осознанному отношению родителей - да и детей тоже - к оценке не как к некоему окончательному "приговору", а как к этапу на пути к совершенствованию. Такой формат работы оказался полезным и продуктивным.
Литература и источники
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). [Электронный ресурс]. Дата обращения: 07.04.2024 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[2] Ибраимова В.М. Интерактивные формы работы и активные приемы организации родительских собраний в школе // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. Дата обращения: 07.04.2024 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-raboty-i-aktivnye-priemy-organizatsii-roditelskih-sobraniy-v-shkole/viewer
Ссылка для цитирования:
Кузнецова Н.Г. Из опыта проведения интерактивных родительских собраний // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuznetsova-n-g-iz-opyta-provedeniya-interaktivnykh-roditelskikh-sobranij