Кузнецова Н.Г. Будет ли пятое поколение в династии педагогов?
- Подробности
- Категория: Выпуск 13 2025
- Опубликовано 06.01.2025 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 106
Кузнецова Надежда Геннадиевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга
Будет ли пятое поколение в династии педагогов?
Многие учителя и родители задаются закономерным вопросом: являются ли личные и академические достижения ребенка результатом врожденного таланта или за ними стоят титанические усилия семьи, или это эффект от планомерной квалифицированной работы педагогов. Мне стало интересно поразмышлять об этом, прикоснувшись к истории и настоящему семьи одной моей ученицы, девочке “родом из педагогической династии”.
В нашей школе работают представители педагогической династии, общий стаж которой составляет 98 лет! Полина Валерьевна и Валерия Андреевна представители третьего и четвертого поколения петербургской педагогической династии Шелковина - Карпенко - Зимина - Чистякова.
Бабушка Оли, Полина Валерьевна Зимина, известна в нашей школе многим поколениям учеников и их родителям. Всю свою жизнь она посвятила преподаванию русского языка и литературы, а затем и немецкого языка. Полина Валерьевна является наставником для многих учителей немецкого языка (по итогам года наставника - она лидер). В свое время она занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе (иностранные языки). Спросите у любого ученика, родителя или учителя, - каждый отзовется о Полине Валерьевне с уважением и добротой. Сейчас и ее дочь, Валерия Андреевна Чистякова, продолжает педагогическую династию, работая в школе №72 учителем немецкого языка.
История педагогической династии началась с прапрабабушки, Шелковиной (в девичестве Семёновой) Ольги Григорьевны.
Полина Валерьевна с любовью вспоминает о бабушке, ставшей первым педагогом династии:
“Моя бабушка, Шелковина (в девичестве Семёнова) Ольга Григорьевна, родилась в 1924 году. Детство и юность она провела в Ленинграде. Прекрасно училась, хорошо пела и танцевала, занималась в театральной студии, любила кино и театр, имела много друзей. Юность была лёгкой и интересной… О многом мечталось в юности, но пришла война. Сначала блокада, затем эвакуация в Башкирию, возвращение в Ленинград, где от бывшего благополучия ничего не осталось.
Нужно было строить новую жизнь. Планов было много, но замужество и рождение дочери заставило многое поменять, и, несмотря на заманчивые возможности, стало понятно, что самое главное – воспитание ребенка. Вот и ответ: нужно идти работать в детский сад. Поэтому учиться бабушка решила на воспитателя. Сначала была учёба в дошкольно-педагогическом училище, а затем в педагогическом институте.”
(На фотографии выпускной III курс Дошкольного педучилища, 1950-51 гг.; Шелковина О. Г. – третья справа в верхнем ряду)
“Первое время работы с детьми всегда непростое. И у моей бабушки всё получилось не сразу. Конечно, необходимы опыт и, главное, помощь коллег.
Оказалось, это необыкновенно творческая, интересная, даже захватывающая работа. Каждая новая победа прибавляет сил, и хочется добиться новых целей. А насколько легче работается, когда отношения с коллегами складываются, да еще так, что становятся дружбой на всю жизнь! Вот и пригодились и танцы, и пение, и опыт занятий в театральном кружке. Здесь бабушка смогла реализовать и свои выдающиеся ораторские данные, которые, конечно, заметили и направили ее одну от города делегатом на конференцию в Москву. А позже рекомендовали на руководящую работу. Заведующей бабушке довелось работать в нескольких дошкольных учреждениях. С 1969 года бабушка - заведующая ясли-садом (раньше такие учреждения называли комбинатом) № 38 Красногвардейского района Ленинграда. Долгое время он считался одним из лучших в районе и в городе.”
Полина Валерьевна вспоминает: “Я пыталась раньше и пытаюсь теперь представить, каким бабушка была воспитателем. Не секрет, что люди, обладающие тем, что называют харизмой, легче и быстрее добиваются успехов в работе. Бабушка, безусловно, обладала этим качеством. Но одной харизмы недостаточно. Острый аналитический, даже стратегический, ум, умение работать с людьми, неординарные артистические и дипломатические данные, – все это вместе помогало добиваться в работе успеха, стать любимой воспитательницей для многих поколений дошколят и уважаемым, авторитетным руководителем для сотрудников. Даже сегодня, когда бабушки уже нет, наша семья не перестает общаться с её коллегами по работе, с родителями ее воспитанников.”
Любовь к детям, которая была фундаментом ее работы, Ольга Григорьевна передала своей дочери. В семье говорят, что Ольга Григорьевна стала заметной не только благодаря своему трудолюбию и профессионализму, но и за счет участия в самодеятельности. Она с детства и плясала, и пела, и увлекалась театральными постановками. Свою дочь, Шелковину Галину Степановну, она тоже с детства приобщался к искусству - девочка посещала музыкальную и художественную школы. Таким образом и определилась ее будущая профессия: музыкальный работник в детском саду. Именно туда и устроилась на работу Галина Степановна, получив сначала специальность музыканта, а затем - дефектолога. Полина Валерьевна, вспоминает, какими яркими были праздники, которые проводила ее мама, с каким размахом и любовью она готовила декорации и костюмы для своих воспитанников.
Как писал великий русский педагог В. А. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды» [1]. Семья Зиминых – Чистяковых строит жизнь семьи с опорой на уклад предыдущих поколений. В ее основе лежат уважение друг к другу и старшим, обширная совместная деятельность и общий досуг, долгие задушевные разговоры и вклад каждого в общее дело. В этой семье понимают и признают, что дом – это место, где формируется характер и нрав человека, его ценности и моральные нормы, его понимание добра и зла. Дом – это место, из которого ты можешь отправиться на поиски себя и своего места в жизни, имея возможность вернуться сюда в любой момент за поддержкой, любовью и опорой.
В этой семье также всегда было и остается развитым наставничество более опытных взрослых над молодоженами или новоиспеченными родителями, что естественно и понятно. Однако Полина Валерьевна делает очень мудрое замечание: “Человеку не обязательно следовать совету, но попросить его необходимо, ведь перед принятием серьезных решений так важно посмотреть на ситуацию со всех сторон. Не зря говорят "одна голова хорошо, а две лучше". В то же время старшим необходимо держать золотую середину и оставаться ненавязчивыми”. Валерия Андреевна дополняет эту важную мысль. Она считает, что представители старшего поколения имеют огромный запас любви и заботы, которыми они готовы делиться с внуками, а также транслировать им семейные ценности. Если же по какой-то причине связь поколений прервалась, то родителям важно рассказывать о предках, об их жизни, о профессиональном пути.
Лучше всего это работает в спокойных, длительных и систематических разговорах, когда семья собирается за общим столом и обсуждает дела прожитых дней. Это неспешные беседы, лишенные нотаций и нравоучений, теплые и уютные. В семье наших героев именно такие разговоры дали почву и для выбора дальнейшего жизненного пути всех женщин семьи. Валерия Андреевна вспоминает: «У нас в семье три поколения женщин работали в системе образования и можно сказать, что, конечно, первый человек - это моя про бабушка Оля. Она оказала влияние на всех на нас, все мы видели ее. Когда я была маленькая, она уже не работала, но много вспоминала и рассказывала нам о своей работе заведующей детским садом. И моя мама, Полина Валерьевна, не устает повторять, что на нее очень повлияли ее мама и ее бабушка».
Преемственность поколений невозможна без совместной деятельности и досуга, особенно когда они проходят естественно и ненавязчиво. Это время, когда можно не только выполнить какие-то повседневные дела, но и вдоволь пообщаться друг с другом. Валерия Андреевна с теплом говорит о своей большой семье, где ее члены общаются и поддерживают связь друг с другом. Ценность для них - время, проведенное вместе. В детстве с папой в фокусе была физическая активность, а с мамой - творчество и культура.
Полина Валерьевна, учитель с большим стажем, с уверенностью говорит о том, что настроение, мотивация, отношения с друзьями и успехи в учебе напрямую зависят от домашней атмосферы. Когда дома все хорошо, то и ребенок уверен в себе. И наоборот, нарушение мира в семье, потеря близких крайне негативно отражаются на всех сферах жизни ребенка и, прежде всего, на его внутреннем мире. Он теряет уверенность, успехи в школе сменяются неудачами, появляются поведенческие проблемы, которые зачастую не решаются годами.
Практическую, но, к сожалению, непопулярную сегодня мысль о залоге успешности ребенка высказывает Валерия Андреевна. Она искренне убеждена, что главное, к чему ребенок должен приучиться в семье – это послушание. Человек по природе своей следует за более сильным и опытным наставником. Он учится тому, чего не знает сам. Именно умение слушать и уважение лежат в основе хорошего образования.
В любой школе есть ученики, чьи имена у всех на слуху. Вот и в мой класс попала девочка, о которой знали все: Оля Чистякова. Ее фамилия мелькала то здесь, то там. И дело не только в том, что Оля из семьи педагогов и ее мама и бабушка трудятся учителями в нашей школе, но и и в том, что уже в начальной школе она проявила себя как прилежная и способная ученица. Свой первый учебный год в средней школе Оля начала очень ярко: она заняла призовое место в районном туре олимпиады по немецкому языку и первые места в школе в олимпиадах по русскому языку, литературе и искусству, призовые места в районном конкурсе песни на иностранных языках, а также конкурсе театральных постановок на иностранных языках на городском уровне. Она принимала участие в марафоне 12 коллегий 300 лет СПБГУ в составе команды школы, в качестве волонтера участвовала в постановке спектаклей с учениками начальной школы, а также закончила учебный год с похвальным листом.
22 декабря 2024 г. в Москве прошел Всероссийский конкурс исследовательских работ ”Мы - гордость Родины”.
Особенно важно, что в Год Семьи Оля Чистякова выступала в Москве с защитой своей работы “Культурный код педагогической династии моей семьи”. Она стала победителем конкурса.
Остается вопрос: будет ли пятое поколение в этой династии педагогов?
Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;
фотографии из личных архивов участников публикуются с разрешения владельцев.
Литература и источники
[1] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва. "Педагогика". 2013 - С.397
Ссылка для цитирования:
Кузнецова Н.Г. Будет ли пятое поколение в династии педагогов? // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuznetsova-n-g-budet-li-pyatoe-pokolenie-v-dinastii-pedagogov