Кузьминых Л.И. О профилактической работе в школе по снижению травматизма среди обучающихся
- Подробности
- Категория: Выпуск 7
- Опубликовано 14.06.2019 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 631
Кузьминых Лариса Игоревна,
педагог-организатор ОБЖ
О профилактической работе в школе по снижению травматизма среди обучающихся
Слово «травма» (переводится как “рана”) - это повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах [1].
Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезные переживания испытывает педагог, на уроке которого произошел несчастный случай, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22) [2].
Статистика показывает, что наибольшее количество травм в нашей школе происходит на уроках физкультуры. Это можно объяснить большой загруженностью зала, невнимательностью педагогов, да и детки у нас сейчас «хрупкие» и «ломкие», т.к. снижена двигательная активность детей. Не менее опасными, с точки зрения травматизма, являются такие предметы как физика, химия и технология (обслуживающий труд). Но таких травм в нашей школе, к счастью, не случалось.
Хочется отметить, что пики травматизма приходятся на сентябрь-октябрь месяцы и время после каникул. Дети возвращаются после отдыха и не сразу могут перестроится на школьные требования безопасности.
Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку [3].
Поведение детей на переменах зависит от многого: девочки более спокойны, старшеклассники - самый спокойный народ в школе, они уже знают, как себя вести, а малыши начальной школы - это “вечный двигатель”, и это понятно - им необходимо движение. Дежурные учителя следят за поведением в коридорах, но ведь есть лестницы, по которым можно бегать вверх и вниз. Очень любят такие догонялки учащиеся 5-6 классов, ведь теперь классный руководитель не так следит за дисциплиной на переменах, как в начальной школе.
Случаи травмирования детей на переменах - это, в основном, результат отсутствия самодисциплины ребят, их шалости, а порой и хулиганства. Следовательно, необходима работа с родителями.
К сожалению, большинство происходящих травм - результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что часто является пренебрежением выполнения требований охраны труда.
Ребенку, правильно воспитанному в семье, намного легче свыкнуться с дисциплиной и школьными правилами.
Можно выделить три главных направления работы по профилактике детского травматизма:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений [4].
Всю работу по предупреждению травматизма необходимо проводить в зависимости от возраста учащихся, и она должна быть включена в план воспитательной работы школы. Как же это возможно осуществить? Работа по профилактике травматизма постоянно ведется:
-
на родительских собраниях (беседы, инструктажи);
-
на классных часах;
-
инструктажах перед выездными мероприятиями;
-
элементы уроков;
-
на внеурочной деятельности;
-
школьных мероприятиях;
-
кружках.
Учителям физкультуры, ОБЖ, технологии, а также и другим предметникам можно обучать детей безопасному поведению и на уроках, включая их в программный материал.
Строгий учет несчастных случаев, произошедших с детьми на территории школы, помогает планированию профилактической работы. Рассмотрение и оценивание произошедших случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит исходной точкой для планирования определенных общешкольных и классных мероприятий.
Можно бесконечно повторять “не бегайте”, “будьте осторожны”, “это опасно”, но никакой пользы от этого не будет. Нужна конкретика в объяснении, что и как именно надо делать. Взрослые уже автоматически совершают многие действия, ребенку же необходимо детальное объяснение. В своей работе я часто привожу примеры, рассказывая о несчастных случаях происшедших с другими детьми. Мы разбираем причины этих ситуаций, ищем пути как избежать опасность, делаем вывод, что опасность почти всегда можно предотвратить. Надеюсь, что такой подход принесет реальную пользу в воспитании правильного поведения.
Хорошо использовать ИКТ на занятиях и для выполнения домашних заданий. Например, сервис LearningApps (сервис для создания мультимедийных интерактивных заданий) - https://learningapps.org. Ребята с удовольствием выполняют различные задания, в том числе и связанные с профилактикой травматизма.
Также на своих занятиях я предлагаю учащимся игру “Безопасная школа”. Эта игра рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Цель игры: развитие внимание, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать, развитие творческих способностей, мотивации учебной деятельности.
Ребята с удовольствием общаются между собой, выполняя задания, что в наше время является большим дефицитом среди подростков
Правила игры:
-
Класс делится на 4-5 групп.
-
С помощью жеребьевки определяется очередность групп.
-
Команда бросает кубик, и продвигается на нужное число ходов.
-
Если фишка остановилась на оранжевом поле - команда должна ответить на вопрос, команда сама выбирает уровень сложности вопроса 5, 3 или 1 балл. При правильном ответе команда получает эти баллы.
(Голубой фон - команда, выбрав сложность (5,3,1 балл) должна выполнить практическое задание. При правильном выполнении баллы отправляются в копилку команды.
Желтый фон - команда получает один дополнительный балл.
Зеленый фон - команда теряет один балл.
Розовый фон - команда пропускает ход.)
5. Побеждает команда, набравшая максимальное число баллов.
Карточки-задания
Вопросы на 5 баллов:
-
Что такое иммобилизация?
-
Назовите 5 правил безопасного поведения в школе.
-
Найдите соответствие.
-
Отгадайте загадку про опасные предметы (читает ведущий)
-
Последовательность действий при травме учащегося в школе? (Ситуационная задача)
Вопросы на 3 балла:
-
Перечислите виды и признаки кровотечений.
-
Найди лишнее слово : кровоподтек, вывих, порез, сдавливание, растяжение.
-
Назовите три пословицы про безопасность (пример - “тише едешь - дальше будешь”....)
-
Сколько костей в организме взрослого человека? (206 костей)
-
Рассмотрите картинку. Какие опасные ситуации вы видите?
-
отгадайте ребус
Вопрос на 1 балл:
-
Чем можно продезинфицировать ранку?
-
Какая травма у бедного кузнечика, который не прыгает, не скачет, а горько-горько плачет.
-
Что такое перелом?
-
Чем закрытая травма отличается от открытой?
-
С какими травмами пришли звери к Айболиту?
Задания на 5 баллов
-
Наложи повязку на кисть правой руки пострадавшего.
-
Перенеси с другом пострадавшего с переломом левой голени
-
Перечислите правила остановки носового кровотечения.
Задания на 3 балла:
-
Выбери предметы которыми можно накладывать жгут (на столе лежат: галстук, медицинский жгут, шнурок, пояс, проволока, косынка)
-
Среди предложенных картинок травм - выбрать НЕ переломы.
Задания на 1 балл:
-
Из отдельно лежащих букв собрать слово (Г О Л О В О К Р У Ж Е Н И Е)
-
Найди предметы для оказания первой помощи (обезболивающие таблетки, бинт, мобильный телефон, антисептическое средство, перекись водорода, носовой платок, шина для иммобилизации)
Травмы детей могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку нужно быть физически развитым. Ловкость, умение действовать в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физической культурой и спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.
И в завершение. Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.
Литература и источники
[1] Детский травматизм и его профилактика // ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» РОСПОТРЕБНАДЗОРА [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/16/268/
[2] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года // [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
[3] Профилактика детского травматизма // ГУО "Средняя школа №5 г.Витебска". [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: https://sch5vitebsk.schools.by/pages/prevention-of-child-injuries
[4] Профилактика детского травматизма в школе//Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г.п. Шарковщина" [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL: http://sch2.sharkovschina.edu.by/ru/main.aspx?guid=2281
Ссылка для цитирования:
Кузьминых Л.И. О профилактической работе в школе по снижению травматизма среди обучающихся //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-larisa-igorevna-o-profilakticheskoj-rabote-v-shkole-po-snizheniyu-travmatizma-sredi-obuchayushchikhsya