Кузьминых Лариса Игоревна. Конспект классного часа "БезОпасный Интернет"

Кузьминых Лариса Игоревна

Конспект классного часа "БезОпасный Интернет"
(для учащихся 9 класса)

Цель: 

• Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения.

Задачи:

• формирование представлений о понятиях "зависимость", "информационная зависимость", "интернет-зависимость", "компьютерная зависимость", причин возникновения;
• развитие коммуникативных навыков и навыков участия в дискуссии;
• вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия;
• создание положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование:

• Мультимедийное устройство и ноутбук
● Флип-чат
● Папка с заданиями по количеству подгрупп.


 

Ход классного часа:

1. Организационное начало классного часа

Приветствие учащихся, гостей.

2. Постановка темы и задач классного часа

На классных часах и на уроках ОБЖ мы много говорили с вами о зависимостях человека. В прошлый раз я попросила вас заполнить анкету, ответив на несколько вопросов.  
Мне представляется интересным узнать результаты, давайте посмотрим, что у нас получилось. О результатах опроса нам расскажет Александр.

УЧЕНИК:
- В диагностике участвовало 20 человек из 22. (Презентация, слайд № 1)

kuzminyh-slides-01
- два человека из нашего класса курят;
- алкоголь пробовали трое;
- наркотические и другие психотропные препараты не употребляли и не собираются ни один из нас. Данные представлены на слайде. (Презентация, слайд № 2)

kuzminyh-slides-02
- Кроме вышеперечисленных вредных привычек ребята называли следующие: шопоголизм (пристрастие к походам по магазинам), пищевую зависимость, любовную зависимость, фанатизм. НО особенный интерес связан с использованием сетевых возможностей. Обращаю ваше внимание на следующий слайд (Презентация, слайд № 3).

kuzminyh-slides-03
Результаты опроса свидетельствуют о том, что шесть человек не имеют пристрастия к компьютеру, т.к. не подтвердили ни одного высказывания теста. Остальные двенадцать человек находятся в группе риска, положительно ответив на 4 вопроса из 8 предложенных.

УЧИТЕЛЬ:
- Спасибо за выступление.
- Наверно, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему классного часа. (Учащиеся высказывают свои предположения).
- Сегодня мы с вами будем размышлять об Интернет-зависимости и попробуем ответить на вопрос "БезОпасный Интернет?" или "Если не Интернет, то ЧТО?"
На экране появляется слайд с темой классного часа: "БезОпасный Интернет?" (Презентация, слайд № 4).

 kuzminyh-slides-04

3. Работа по теме классного часа

УЧИТЕЛЬ:
Развитие социальных сетей началось практически с момента возникновения самого интернета в 1969 году. Сначала это были сообщества людей, которых объединяли исключительно профессиональные интересы, далее появились объединения по увлечениям и хобби. Считается, что самым первым официальным социально-сетевым ресурсом в 1995 году стал Classmates.com, что переводится как Одноклассники, эта сеть функционирует и развивается в настоящее время, и уже насчитывает больше 50 млн. пользователей.

- Назовите другие, известные вам, социальные сети (Учащиеся называют свои варианты)
ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук и другие.

Сегодня компьютерной зависимостью страдают более 27% от общего числа пользователей интернета. В официальном перечне заболеваний вы не найдете такого диагноза. Но медицинское сообщество уже признало, что такое заболевание ЕСТЬ.

Термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.

Термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин "компьютерная зависимость" все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.

- Как вы думаете, в чем же причина? Почему людей так затягивает виртуальный мир? (Мозговой штурм - учащиеся называют свои варианты, которые записываются на флип-чате).
- Спасибо за активность и разнообразие идей!

Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру (Интернету) стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации.

- Вы правы, специалисты называют следующие причины:
* НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ:
Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете.
* ОТСУТСТВИЕ ХОББИ: Если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету.
* ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ: Когда человека повсюду встречают неудачи: плохая учеба, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх.

- Сейчас я предлагаю Вам поиграем. Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа получит конверт с заданием (Приложение № 1 и № 2). Прошу Вас в течение 3-4 минут познакомиться с информацией, сделать выбор в пользу одного кандидата согласно имеющейся инструкции в конверте, обосновать свой выбор. Затем один представитель от группы представит ваше общее решение.
(Работа в подгруппах).

- Внимание, давайте внимательно послушаем ответы друг друга. (Каждая группа оглашает свое решение, объясняя свой выбор).

- Большое спасибо! Мы выслушали все группы, познакомились с их выбором в пользу той или иной кандидатуры. (Учитель на экране показывает "истинное" лицо того человека, которое они выбрали).

- Знакомясь с человеком в реальной жизни, мы не всегда можем оценить его правильно. Общаясь в классе, и то не всегда понимаем друг друга. Трудно говорить о "новых" знакомых, которых мы ни разу не видели. Стоит заметить, что общение в социальных сетях – это, скорее, мнимое общение, кажущееся, но оно начинает всё больше вымещать живое общение. И, к сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое "Как дела?" посредством интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично, зайти в гости.
- Сейчас в течение трёх минут вам необходимо построить скульптурную композицию, отображающую суть живого общения. Один из участников группы может прокомментировать вашу идею.(Работа в подгруппах).
- Внимание!
Интернет отключили – раз
Мобильный разряжен - два
Телик в ремонте – три.
Другу в глаза посмотри.

(Ребята представляют "живые скульптуры" и комментируют их).

- На дворе 21 век и интернет прочно вошел в жизнь современного человека. Очень многие уже не представляют свою деятельность без этого достижения технического прогресса. Компьютерные возможности безграничны и отказ от них невозможен. Возможности интернета безграничны. Назовите возможности интернета. Давайте направим его возможности в мирное русло.

- В течение трёх минут придумайте и запишите, как можно использовать информационные ресурсы:
1 группа – для школы
2 группа – для борьбы с зависимостями
3 группа – для волонтерского движения.

(Учащиеся записывают свои результаты на цветных листочках и наклеивают их на плакат с изображением компьютера).

4. Подведение итогов классного часа

Постарайтесь задуматься и сформулировать несколько слов на тему: "Актуальна ли данная тема? Что я вынес нового / познавательного / важного для себя из сегодняшней встречи? Над чем я сегодня задумался/лась?". (Ответы ребят)

На мой взгляд, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости. Станет интернет другом или врагом – зависит только от вас. Решать вам. Живое общение намного сложнее виртуального, но нам жить в реальном мире, а значит надо учиться общаться. Значит, нам будет о чем поговорить на следующих классных часах. Всем спасибо за работу, творческий подход, за ваши откровенные высказывания, мысли, которыми вы сегодня поделились. До свидания.


 


Приложение 1. Работа по группам. Скриншоты профилей разных людей в социальных сетях.

 

Приложение 2. Работа по группам. Задания.

1 группа
Перед вами скриншоты профилей разных людей в социальных сетях. Рассмотрите их. Попробуйте определить пол человека, возраст, род занятий или увлечения того, с кем бы вы стали готовиться к экзаменам?

2 группа
Перед вами скриншоты профилей разных людей в социальных сетях. Рассмотрите их. Попробуйте определить пол человека, возраст, род занятий или увлечения того, с кем бы вы пошли на вечеринку.

3 группа
Перед вами скриншот профилей разных людей в социальных сетях. Рассмотрите их. Вам предстоит поехать в Германию по школьному обмену. Попробуйте определить пол человека, возраст, род занятий или увлечения того, у кого из этих людей вы захотели бы остановиться?

Задания:

Придумайте и запишите, как можно использовать информационные ресурсы для ШКОЛЫ
Придумайте и запишите, как можно использовать информационные ресурсы для ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Придумайте и запишите, как можно использовать информационные ресурсы для БОРЬБЫ С ЗАВИСИМОСТЯМИ.

Дополнительная информация