Кузьминых Л.И. Работа с девиантными подростками

Кузьминых Лариса Игоревна,
учитель химии, ОБЖ и технологии ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга,
классный руководитель

Работа с девиантными подростками

Секционный доклад с элементами практики

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего, физической, время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики». Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Вот, что нужно сейчас подростку. Нужны и ровесники, эти своеобразные психологические зеркала - правильные и искажающие, чтобы, глядя в них, видеть себя. (1)

Теоретическая часть

Научные педагогические представления об особенностях переходного возраста. Психологические особенности подростков хорошо отображены в специальной литературе и сети. Я собрала для нас с вами подборку наиболее полезных теоретических материалов и практических рекомендаций - Трудности подросткового возраста https://plus.google.com/u/0/collection/cMYq9 .

Я только немного напомню, чем живет подросток. Для него характерны:

● повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность
● стремление найти свое место среди сверстников
● мнение товарищей имеет большее значение, чем оценки учителей, родителей
● максимальная подверженность влиянию группы, ее ценностям
● непонимание родителей, проблемы с учителями
● тревога, беспокойство, дискомфорт, закрытость, нежелание говорить о себе
● характерно использование ненормативной лексики как способ преодоления социальных запретов
● отрицание критики в свой адрес, действие наперекор
● чрезмерная самостоятельность (2)

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.(3)

Если переходный возраст подростка надо просто пережить, то девиантному же подростку помощь просто необходима. В чем же оно проявляется?

Психолог Светлана Афанасьевна Беличева так описывает эти проявления:

1. социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.)
2. агрессивные ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);
3. социально-пассивного типа ориентации: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид (4)

Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.


Интерактивная часть

А теперь давайте поиграем. Задания в конверте. 

В каждом конверте находится фотография известного вам персонажа известной книги, а в последствии - экранизации.

Ваша задача:
Назвать героя, фильм, и в идеале, книгу и ее автора.
Определить из предложенного списка № 1 причину девиантности подростка.

Предложите из списка № 2 возможные варианты работы с такими детьми в современной России, а если возможно – предложите свой вариант.

Запишите ваши варианты в таблицу.

Пока я анализирую Ваши ответы, послушайте трек из фильма «Приключения Электроника». https://youtu.be/zMJWQ6a7UkA

Итог

В большинстве случаев причина девиантности подростков кроется в неблагополучности семьи. Речь не идет о сугубо материальном благосостоянии. Поэтому в первую очередь нам с вами работать с семьей, привлекая специалистов: социального педагога и психолога.
Все вы предложили варианты работы, следовательно, работать с подростками и их семьями можно и нужно.


Литература и источники

(1) Психологические особенности подростка - http://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur08.htm
(2) Работа с подростками - http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8
(3) Девиантное поведение. Без указания автора // Психология и психиатрия. URL: http://psihomed.com/deviantnoe-povedenie/
(4) Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с. http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr4/353.php


Больше источников в моей тематической подборке “Трудности подросткового возраста” - https://plus.google.com/u/0/collection/cMYq9

Задания доступны в виде файлов для скачивания в приложении к этому материалу.


 


Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме http://goo.gl/forms/vZMkCbRrRv.

Дополнительная информация