Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии

Кузьминых Лариса Игоревна,
 учитель химии и ОБЖ

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии

Как ни печально, но к урокам ОБЖ зачастую относятся несерьезно, считают предметом "третьего сорта" - ЕГЭ же не сдавать. На мой взгляд, это несправедливо. Контрольную работу можно переписать, выучить стихотворение, рассказать его и забыть навсегда, а вот в жизни так не бывает. "Перезаблудиться" в лесу не получится, второй раз безопасно дорогу не перейдешь, пожар легче предотвратить, чем потушить и т.д. Поэтому и отношусь к своему курсу очень серьёзно, но с большой любовью. Все мы знаем, что знания могут со временем позабыться, а вот умения действовать в определенных условиях и ситуациях останутся надолго. Такое же отношение у меня и к химии. Сложный предмет, не спорю. Запустившие его сначала скучают, потом боятся и начинают ненавидеть меня, науку и Дмитрия Ивановича. 

Чтобы уроки были не скучными, а главное продуктивными, нужно чтобы ребята были скорее не слушателями, а активными участниками учебного процесса. Поэтому я стараюсь применять   такие приемы, методы и технологии или их элементы, которые не только разнообразят урок, но и подтолкнут (ненавязчиво) учеников размышлять, систематизировать, думать критически. Кто-то скажет, что наши дети и так "критически мыслят" и "все в штыки принимают".  "Критическое" конечно ассоциируется с неприятием, отторжением или спором. Но есть другое определение: "критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения" [1]. Люблю эту технологию потому, что она позволяет развивать интеллектуальные умения учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Это и умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, а главное учиться самостоятельно. 

Основу технологии ТРКМ составляет базовая модель трех стадий "вызов - реализация смысла - рефлексия", которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Первая стадия - стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшем работы.

Вторая стадия - стадия осмысления. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии РКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным

Третья стадия - стадия рефлексии. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. См. об этом [2], [3].

Как же применяется технология ТРКМ и её элементы на уроках ОБЖ и химии?

Урок на тему "Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов".

Цель урока: формирование системы знаний о положение металлов в Периодической системе и их общих свойствах.

Задачи урока:

Обучающая - рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева, познакомить обучающихся с основными свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены, познакомить с понятием коррозия металлов.

Развивающая – уметь находить в таблице ПСХЭ металлы, уметь сравнивать металлы и неметаллы, объяснять причины химических и физических свойств металлов, развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства металлов на основе их строения.

Воспитывающая - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ученики научатся характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения в ПСХЭ, смогут прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Данный урок состоит из трех основных этапов, на каждом из которых максимально создается ситуация активного вовлечения подростка в учебный процесс.

Этап "Вызова":  "Верите ли вы, что…?"

Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу 1.                               

Таблица 1: Верите ли Вы что…? (Адаптация материала [4].) 

№п/п Утверждения Дочтения Послечтения
1. Из 110 известны хим. элементов 88 являются металлами    
2. Металлы расположены во всех периодах ПСХЭ    
3. Все элементы побочных подгрупп - металлы    
4. Металлы обладают сравнительно маленьким радиусом атомов.    
5. У металлов небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3);    
6. Металлы легко присоединяют электроны, т.е являются окислителями    
7 У всех металлов практически одинаковые физические свойства    

Этап актуализации знаний с помощью вопросов готовит учащихся к прогнозированию недостающих знаний по теме урока.

Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу (Таблица 2).

Таблица 2: Знаю - не знаю 

З – что я знаю Х – что я хочу узнать У – что я узнал
Запись известной информации по изучаемому вопросу Поставленные вопросы к изучаемой теме до ее изучения Дополнение графы "Категории информации" новыми данными, полученными на стадии осмысления
План / главные слова, которыми мы намерены пользоваться Источники информации
А. Элементы - металлы
Б. Положение металлов в ПСХЭ
В. Строение атомов металлов и их особенности
Г. Физические свойства металлов
Д. Применение металлов
Перечисление источников информации
1. Учебник химии
2. Раздаточный материал
3. Интернет-ресурсы

Дальше класс делится на группы. Каждая группа заполняет свою часть таблицы 3, используя различные источники информации. 

Таблица 3. Металлы

Металлы
А Б В Г Д
Элементы - металлы Положение металлов в ПСХЭ Строение атомов металлов и их особенности Физические свойства металлов Применение металлов
         

На этапе "Осмысление" происходит:

  • постановка учебной цели (учащиеся заполняют таблицу "Категории информации", осознавая недостаточность знаний по данной теме, формулируют учебную цель урока);
  • открытие нового знания (работа в группах по поиску необходимой информации в учебнике; обсуждение результатов опытов; заполнение таблицы);
  • первичное закрепление (первичное фиксирование нового знания – самостоятельное заполнение таблицы по новой теме, осознание учащимися своей деятельности и ее оценка). Учащимся предлагается ответить на вопросы теста.

Проверим?

 1. Сколько электронов на внешнем уровне содержат металлы первой группы? А. 1.   
В. 2.   
С. 3. 
2. Какова максимальная степень окисления металлов третьей группы главной подгруппы? А. +1   
В. +2   
С. +3
3. Как изменяются атомные радиусы по периоду слева направо? А. Увеличиваются
В. Уменьшаются.
С. Не изменяются
4. Сколько валентных электронов у металлов 2 группы? А. 1.  
В. 2.  
С. 3.
5. Как называются металлы первой группы? А. Щелочные.     
В. Щелочно-земельные.
С. Щелочи
6. Как называются металлы второй группы? А. Щелочи.
В. Щелочно-земельные.  
С. Амфотерные
7. Какой из приведенных ниже металлов обладает амфотерными свойствами? А. Алюминий.  
В. Бор.
С. Барий
9. Какое свойство не характерно для металлов? А. Электропроводность.
В. Теплопроводность.
С. Окислительные свойства
10. Какой металл самый пластичный? А. Алюминий.  
В. Медь.
С. Золото.

Этап урока "Рефлексия" состоит из вторичного закрепления материала (самостоятельная работа и взаимоконтроль). При вторичном закреплении актуально использовать такую форму, как "Работа экспертов" (способствует развитию критического мышления): детям предлагается проверить тест напарника, то есть найти ошибки и оценить работу одноклассника.

Возвращаемся к таблице, заполненной в начале урока "Верите ли вы, что…?"

Проверить освоения материала, понимание темы, домашнего задания можно с помощью группового задания, основанного на РКМ.

Игра "Металлы - неметаллы"

Домашняя заготовка - карточки, содержащие вопросы и ответы (адаптация материала [5]).

*** 22 элемента

Вопрос: Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов МЕ
1-3 электрона

Вопрос: Положение неМЕ в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Выше диагонали В-At.Элементы Главных подгрупп.

Вопрос: Каковы физические свойства неметаллов?
… хрупкие, не проводят электрический ток (кроме кремния – Si), не имеют блеска (кроме йода – I 2)

Вопрос: Что такое аллотропия?
…способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ

Вопрос: Какая связь образуется между неметаллами?
... образуется ковалентная химическая связь

Вопрос: Каково количество внешних электронов у элементов неметаллов?
4-8 электронов

Вопрос: Каковы свойства озона О3?
Бледно-фиолетовый цвет, имеет запах "свежести", бактерициден,не поддерживает дыхание, защищает планету от УФ-излучения

Вопрос: Какой металл самый пластичный?
Золото

Вопрос: Положениеметаллов вПСХЭ?
…ниже диагонали В-Аt и элементы побочных подгрупп

Вопрос: Каких элементов больше металлов или неметаллов?
…металлов

Вопрос:   Какой металл самый тугоплавкий?
…вольфрам W

Вопрос: Что такое пластичность и ковкость?
…способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, фольгу, вытягиваться в проволоку

Вопрос: Какие свойства проявляет кислород О2 ?
Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, поддерживает дыхание и горение

Вопрос:   У каких элементов Ме или Неме больше радиус атома?
… у металлов.

Вопрос: какой неметалл при нормальных условиях находится в жидком агрегатном состоянии
Бром Br2

Вопрос:   Сколько неметаллов известно?

Карточки разрезаны и содержат ответ на предыдущий вопрос и следующий вопрос.

Класс делится на группы. Для экономии времени я объединяю по две парты, т.е. по 4 человека. Выбирается ведущий, который перемешивает и раздает всем участникам карточки. Игру начинает тот участник кому достались три звездочки (***). Он выкладывает свою карточку на стол и зачитывает вопрос. Участники игры ищут ответ в своих карточка. Найдя - кладут под первую карточку, снова зачитывают вопрос. Побеждает та команда, кто быстрее выложит все карточки. "Фишечка" в том, что первая карточка начинается с ответа на вопрос последней.

image001

Правильный ответ найден!

image002

Команда первая справилась с заданием.

Еще один пример использования ТРКМ - Игра "Как вы думаете?"

Но для начала необходима подготовка:

1. Игровые поля (формат А-2).

2021-05-04 112447

2. Набор карточек с текстами (для основной школы до 20 шт.).

3. Класс делится по группам по 5-6 человек в группе.

4. Доска для фиксации всех результатов.

Итак, начинаем играть.

Стадия "Вызов":

1.1. Каждая группа получает набор карточек (пока не смотрим, что в них), игровое поле, выбираем капитана команды.

1.2. Капитан перемешивает карточки и, не выбирая, раздает все карточки участникам группы.

1.3. Ребята, не переговариваясь, читают тексты своих карточек и кладут их в ту часть поля, которую считают нужной (ВСЕГДА, ИНОГДА или НИКОГДА)

Группа определяет тему урока.

1.4. Группа обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные   - откладываются… Учителю необходимо следить за временем - 30 секунд  на карточку. 

1.5. Капитаны команд объявляют результат своей группы, т.е. номера каких карточек попали в поля ВСЕГДА, ИНОГДА и НИКОГДА.

Стадия "Осмысление"

2.1. Работа с основным источником информации (исходный текст я распечатываю для каждого ученика, но это может быть и текст учебника). Примерно 10 минут. Читая, ребята видят фразы, которые упоминались в карточках.

2.2. Группа снова обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные   - находят свое место.

Стадия "Рефлексия"

Подводятся итоги игры. Капитан объявляет результаты.

image003

Идет работа!!!

image004

Когда в класс вхожу с игровыми полями ребята очень радуются. При рефлексии ученики говорят, что им понравилось (имена ребят изменены):

  • сегодня все работали и не надо было "вытягивать" команду (Таня, 8-Б);
  • ничего не писали тетрадях (Петя, 10 -Б);
  • хорошо работать в группе (Оля, 8-Б);
  • хочешь - не хочешь, а материал запомнился, мы ведь 4 раза текст читали (про игру "Как вы думаете?" Максим, 10-А);
  •  очень необычные уроки, интересно (Владимир, 8-А).

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия и понимания. Почему мне так нравится применение этой технологии? У учеников развиваются все виды УУД:

  • познавательны (текст читается несколько раз)
  • коммуникативные (сочетаются индивидуальные и групповые виды работы)
  • регулятивные (ребята сами определяют тему урока, ставят цель, оценивают себя).

На таких уроках работают все ученики - отсидеться не получится. Моя роль только направлять. И это большой плюс. Есть, конечно, и минусы - это огромная предварительная подготовка к уроку. Но это не так страшно, если последний лодырь и бездельник уходит с урока с чувством удовлетворения.


Литература и источники

[1] Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. Без автора // Инфоурок. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/priyomi-ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-905376.html
[2] Критическое мышление. Приёмы. //Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://pedsovet.su/publ/42
[3] Черкасова В.Н. Технология развития критического мышления // Сайт учителя английского языка Черкасовой Веры Николаевны. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://cherkasova2011.jimdofree.com/самообразование/технология-критического-мышления/
[4] Адаптация матриала Конспект урока по химии "Химические свойства металлов" (9 класс). [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-himicheskie-svoystva-metallov-klass-3287060.html
[5] Адаптация материала "Урок химии "Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"". [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/531763

 


Ссылка для цитирования:

Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-l-i-ispolzovanie-prijomov-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-obzh-i-khimii 

 

Дополнительная информация