Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии
- Подробности
- Категория: Выпуск 9
- Опубликовано 31.05.2021 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 529
Кузьминых Лариса Игоревна,
учитель химии и ОБЖ
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии
Как ни печально, но к урокам ОБЖ зачастую относятся несерьезно, считают предметом "третьего сорта" - ЕГЭ же не сдавать. На мой взгляд, это несправедливо. Контрольную работу можно переписать, выучить стихотворение, рассказать его и забыть навсегда, а вот в жизни так не бывает. "Перезаблудиться" в лесу не получится, второй раз безопасно дорогу не перейдешь, пожар легче предотвратить, чем потушить и т.д. Поэтому и отношусь к своему курсу очень серьёзно, но с большой любовью. Все мы знаем, что знания могут со временем позабыться, а вот умения действовать в определенных условиях и ситуациях останутся надолго. Такое же отношение у меня и к химии. Сложный предмет, не спорю. Запустившие его сначала скучают, потом боятся и начинают ненавидеть меня, науку и Дмитрия Ивановича.
Чтобы уроки были не скучными, а главное продуктивными, нужно чтобы ребята были скорее не слушателями, а активными участниками учебного процесса. Поэтому я стараюсь применять такие приемы, методы и технологии или их элементы, которые не только разнообразят урок, но и подтолкнут (ненавязчиво) учеников размышлять, систематизировать, думать критически. Кто-то скажет, что наши дети и так "критически мыслят" и "все в штыки принимают". "Критическое" конечно ассоциируется с неприятием, отторжением или спором. Но есть другое определение: "критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения" [1]. Люблю эту технологию потому, что она позволяет развивать интеллектуальные умения учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Это и умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, а главное учиться самостоятельно.
Основу технологии ТРКМ составляет базовая модель трех стадий "вызов - реализация смысла - рефлексия", которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.
Первая стадия - стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшем работы.
Вторая стадия - стадия осмысления. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии РКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным
Третья стадия - стадия рефлексии. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. См. об этом [2], [3].
Как же применяется технология ТРКМ и её элементы на уроках ОБЖ и химии?
Урок на тему "Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов".
Цель урока: формирование системы знаний о положение металлов в Периодической системе и их общих свойствах.
Задачи урока:
Обучающая - рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева, познакомить обучающихся с основными свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены, познакомить с понятием коррозия металлов.
Развивающая – уметь находить в таблице ПСХЭ металлы, уметь сравнивать металлы и неметаллы, объяснять причины химических и физических свойств металлов, развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства металлов на основе их строения.
Воспитывающая - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ученики научатся характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения в ПСХЭ, смогут прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.
Данный урок состоит из трех основных этапов, на каждом из которых максимально создается ситуация активного вовлечения подростка в учебный процесс.
Этап "Вызова": "Верите ли вы, что…?"
Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу 1.
Таблица 1: Верите ли Вы что…? (Адаптация материала [4].)
№п/п | Утверждения | Дочтения | Послечтения |
1. | Из 110 известны хим. элементов 88 являются металлами | ||
2. | Металлы расположены во всех периодах ПСХЭ | ||
3. | Все элементы побочных подгрупп - металлы | ||
4. | Металлы обладают сравнительно маленьким радиусом атомов. | ||
5. | У металлов небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3); | ||
6. | Металлы легко присоединяют электроны, т.е являются окислителями | ||
7 | У всех металлов практически одинаковые физические свойства |
Этап актуализации знаний с помощью вопросов готовит учащихся к прогнозированию недостающих знаний по теме урока.
Учащиеся составляют план урока, заполняя таблицу (Таблица 2).
Таблица 2: Знаю - не знаю
З – что я знаю | Х – что я хочу узнать | У – что я узнал | |
Запись известной информации по изучаемому вопросу | Поставленные вопросы к изучаемой теме до ее изучения | Дополнение графы "Категории информации" новыми данными, полученными на стадии осмысления | |
План / главные слова, которыми мы намерены пользоваться | Источники информации | ||
А. Элементы - металлы Б. Положение металлов в ПСХЭ В. Строение атомов металлов и их особенности Г. Физические свойства металлов Д. Применение металлов |
Перечисление источников информации 1. Учебник химии 2. Раздаточный материал 3. Интернет-ресурсы |
Дальше класс делится на группы. Каждая группа заполняет свою часть таблицы 3, используя различные источники информации.
Таблица 3. Металлы
Металлы | ||||
А | Б | В | Г | Д |
Элементы - металлы | Положение металлов в ПСХЭ | Строение атомов металлов и их особенности | Физические свойства металлов | Применение металлов |
На этапе "Осмысление" происходит:
- постановка учебной цели (учащиеся заполняют таблицу "Категории информации", осознавая недостаточность знаний по данной теме, формулируют учебную цель урока);
- открытие нового знания (работа в группах по поиску необходимой информации в учебнике; обсуждение результатов опытов; заполнение таблицы);
- первичное закрепление (первичное фиксирование нового знания – самостоятельное заполнение таблицы по новой теме, осознание учащимися своей деятельности и ее оценка). Учащимся предлагается ответить на вопросы теста.
Проверим?
1. Сколько электронов на внешнем уровне содержат металлы первой группы? | А. 1. В. 2. С. 3. |
2. Какова максимальная степень окисления металлов третьей группы главной подгруппы? | А. +1 В. +2 С. +3 |
3. Как изменяются атомные радиусы по периоду слева направо? | А. Увеличиваются В. Уменьшаются. С. Не изменяются |
4. Сколько валентных электронов у металлов 2 группы? | А. 1. В. 2. С. 3. |
5. Как называются металлы первой группы? | А. Щелочные. В. Щелочно-земельные. С. Щелочи |
6. Как называются металлы второй группы? | А. Щелочи. В. Щелочно-земельные. С. Амфотерные |
7. Какой из приведенных ниже металлов обладает амфотерными свойствами? | А. Алюминий. В. Бор. С. Барий |
9. Какое свойство не характерно для металлов? | А. Электропроводность. В. Теплопроводность. С. Окислительные свойства |
10. Какой металл самый пластичный? | А. Алюминий. В. Медь. С. Золото. |
Этап урока "Рефлексия" состоит из вторичного закрепления материала (самостоятельная работа и взаимоконтроль). При вторичном закреплении актуально использовать такую форму, как "Работа экспертов" (способствует развитию критического мышления): детям предлагается проверить тест напарника, то есть найти ошибки и оценить работу одноклассника.
Возвращаемся к таблице, заполненной в начале урока "Верите ли вы, что…?"
Проверить освоения материала, понимание темы, домашнего задания можно с помощью группового задания, основанного на РКМ.
Игра "Металлы - неметаллы"
Домашняя заготовка - карточки, содержащие вопросы и ответы (адаптация материала [5]).
*** 22 элемента Вопрос: Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов МЕ |
1-3 электрона Вопрос: Положение неМЕ в ПСХЭ Д.И. Менделеева |
Выше диагонали В-At.Элементы Главных подгрупп. Вопрос: Каковы физические свойства неметаллов? |
… хрупкие, не проводят электрический ток (кроме кремния – Si), не имеют блеска (кроме йода – I 2) Вопрос: Что такое аллотропия? |
…способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ Вопрос: Какая связь образуется между неметаллами? |
... образуется ковалентная химическая связь Вопрос: Каково количество внешних электронов у элементов неметаллов? |
4-8 электронов Вопрос: Каковы свойства озона О3? |
Бледно-фиолетовый цвет, имеет запах "свежести", бактерициден,не поддерживает дыхание, защищает планету от УФ-излучения Вопрос: Какой металл самый пластичный? |
Золото Вопрос: Положениеметаллов вПСХЭ? |
…ниже диагонали В-Аt и элементы побочных подгрупп Вопрос: Каких элементов больше металлов или неметаллов? |
…металлов Вопрос: Какой металл самый тугоплавкий? |
…вольфрам W Вопрос: Что такое пластичность и ковкость? |
…способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, фольгу, вытягиваться в проволоку Вопрос: Какие свойства проявляет кислород О2 ? |
Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, поддерживает дыхание и горение Вопрос: У каких элементов Ме или Неме больше радиус атома? |
… у металлов. Вопрос: какой неметалл при нормальных условиях находится в жидком агрегатном состоянии |
Бром Br2 Вопрос: Сколько неметаллов известно? |
Карточки разрезаны и содержат ответ на предыдущий вопрос и следующий вопрос.
Класс делится на группы. Для экономии времени я объединяю по две парты, т.е. по 4 человека. Выбирается ведущий, который перемешивает и раздает всем участникам карточки. Игру начинает тот участник кому достались три звездочки (***). Он выкладывает свою карточку на стол и зачитывает вопрос. Участники игры ищут ответ в своих карточка. Найдя - кладут под первую карточку, снова зачитывают вопрос. Побеждает та команда, кто быстрее выложит все карточки. "Фишечка" в том, что первая карточка начинается с ответа на вопрос последней.
Правильный ответ найден!
Команда первая справилась с заданием.
Еще один пример использования ТРКМ - Игра "Как вы думаете?"
Но для начала необходима подготовка:
1. Игровые поля (формат А-2).
2. Набор карточек с текстами (для основной школы до 20 шт.).
3. Класс делится по группам по 5-6 человек в группе.
4. Доска для фиксации всех результатов.
Итак, начинаем играть.
Стадия "Вызов":
1.1. Каждая группа получает набор карточек (пока не смотрим, что в них), игровое поле, выбираем капитана команды.
1.2. Капитан перемешивает карточки и, не выбирая, раздает все карточки участникам группы.
1.3. Ребята, не переговариваясь, читают тексты своих карточек и кладут их в ту часть поля, которую считают нужной (ВСЕГДА, ИНОГДА или НИКОГДА)
Группа определяет тему урока.
1.4. Группа обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные - откладываются… Учителю необходимо следить за временем - 30 секунд на карточку.
1.5. Капитаны команд объявляют результат своей группы, т.е. номера каких карточек попали в поля ВСЕГДА, ИНОГДА и НИКОГДА.
Стадия "Осмысление"
2.1. Работа с основным источником информации (исходный текст я распечатываю для каждого ученика, но это может быть и текст учебника). Примерно 10 минут. Читая, ребята видят фразы, которые упоминались в карточках.
2.2. Группа снова обсуждает каждую карточку коллективно. При этом карточки могут быть перемещены в другое поле. Спорные - находят свое место.
Стадия "Рефлексия"
Подводятся итоги игры. Капитан объявляет результаты.
Идет работа!!!
Когда в класс вхожу с игровыми полями ребята очень радуются. При рефлексии ученики говорят, что им понравилось (имена ребят изменены):
- сегодня все работали и не надо было "вытягивать" команду (Таня, 8-Б);
- ничего не писали тетрадях (Петя, 10 -Б);
- хорошо работать в группе (Оля, 8-Б);
- хочешь - не хочешь, а материал запомнился, мы ведь 4 раза текст читали (про игру "Как вы думаете?" Максим, 10-А);
- очень необычные уроки, интересно (Владимир, 8-А).
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия и понимания. Почему мне так нравится применение этой технологии? У учеников развиваются все виды УУД:
- познавательны (текст читается несколько раз)
- коммуникативные (сочетаются индивидуальные и групповые виды работы)
- регулятивные (ребята сами определяют тему урока, ставят цель, оценивают себя).
На таких уроках работают все ученики - отсидеться не получится. Моя роль только направлять. И это большой плюс. Есть, конечно, и минусы - это огромная предварительная подготовка к уроку. Но это не так страшно, если последний лодырь и бездельник уходит с урока с чувством удовлетворения.
Литература и источники
[1] Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. Без автора // Инфоурок. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/priyomi-ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-905376.html
[2] Критическое мышление. Приёмы. //Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://pedsovet.su/publ/42
[3] Черкасова В.Н. Технология развития критического мышления // Сайт учителя английского языка Черкасовой Веры Николаевны. [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://cherkasova2011.jimdofree.com/самообразование/технология-критического-мышления/
[4] Адаптация матриала Конспект урока по химии "Химические свойства металлов" (9 класс). [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-himicheskie-svoystva-metallov-klass-3287060.html
[5] Адаптация материала "Урок химии "Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"". [Электронный ресурс]. Дата доступа 28.10.2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/531763
Ссылка для цитирования:
Кузьминых Л.И. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ и химии //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-l-i-ispolzovanie-prijomov-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-obzh-i-khimii