Кулакова Наталия Вячеславовна. Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 11:05
- Автор: Administrator
- Просмотров: 952
Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии
Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!
(Социальный партнер - естественнонаучный отдел (ЕНОт) Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга)
Аннотация
Проект “Наша чистая планета” как образовательное экологическое путешествие и творческое соревнование между командами учащихся 5 классов реализуется в нашей школе с 2014 года. Является комплексной работой по обучению, развитию и воспитанию и ведётся в социальном партнерстве со специалистами естественнонаучного отдела (ЕНОт) Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга. Проект направлен на формирование экологической культуры и природоохранного мышления учащихся как составной части гармоничного развития личности.
С чего всё началось...
Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь ребенка: появились новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, что привело к образованию открытой информационно-образовательной среды, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. В основе всевозможных форм и видов образовательной деятельности, нацеленных на открытие и применение знаний, находятся два основных вида работы — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирующей у школьников основные ключевые компетентности, должно уделяться первостепенное внимание.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности как ученика, так и педагога, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.
Итак, как же мы учились учиться?!
Проект “Наша чистая планета” как творческое соревнование между командами учащихся 5 классов активно реализуется в нашей школе с 2014 года. За период 2014-2017 годы через образовательное экологическое путешествие прошло три смены пятиклассников. И каждый учебный год был насыщен познавательными практическими заданиями, интересными исследованиями, яркими событиями и увлекательными играми.
Особенности экологического проекта “Наша чистая планета” заключаются в том, что работа над ним в течение каждого учебного года является комплексной в сфере обучения, развития и воспитания учащихся. Это длительный проект, который имеет ряд преимуществ для школы взаимодействия в коллективе участников и свою специфику организации. Важна роль и социального партнерства со специалистами естественнонаучного отдела Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга, которые были организаторами опорных точек проекта: театрализованного старта проекта, викторины, игры по станциям и выдачи домашних заданий на каждом этапе путешествия. Это позволило проекту стать ярким и эмоционально познавательным, подключить новый инструментарий.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом включала в себя несколько этапов и три очные встречи с командами учащихся из других школ Калининского района Санкт-Петербурга.
Первый этап, который всегда проходил в сентябре- это театрализованный праздник-старт и выдача Журнала с домашними заданиями 1 этапа образовательного путешествия.
Второй этап (январь) включал в себя познавательную викторину и выдачу домашних заданий 2 этапа.
Третий этап (апрель) - игра-путешествие по станциям, театрализованное представление и награждение победителей и призеров проекта. Итоговые баллы складывались из суммы баллов, полученных за участие в каждом очном этапе проекта, и баллов за выполнение домашних заданий.
Теперь об особенностях реализации проекта в каждый учебный период.
Наша чистая планета 2014-2015 учебный год
Целью проекта 2014-2015 учебного года стало формирование и развитие экологической культуры учащихся как составной части гармоничного развития личности. Задачи включили в себя следующие аспекты:
-
Приобрести опыт самостоятельной работы в продвижении экологических идей;
-
Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
-
Научиться применять полученные знания в ходе проекта в повседневной жизни.
Основными вопросами проекта, над которыми мы с ребятами работали в течение этого периода, были:
-
Экологически чистый вид транспорта (экомобиль), какой он?
-
Определение экологического состояния школы.
-
Много ли мы знаем о Финском заливе?
-
Как помочь птицам перезимовать?
-
Охраняемые представители животного и растительного мира Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Финского залива.
Основным учебным предметом, в рамках которого проводилась работа по проекту - биология, но нам потребовались знания и из смежных учебных дисциплин: природоведения, экологии, географии. Проект является практико- ориентированным и творческим, рассчитан на возраст учащихся 10-11 лет. В состав проектной группы вошли 14 учеников из всех трёх 5-х классов, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страница 2.
На праздник-старт проекта, 26 сентября 2014 года, мы пришли командой из 6 человек, где нам в торжественной и необычной форме выдали Журнал проекта с домашними заданиями 1-го этапа http://schule72spb.ru/kalendar/2014-09-26.html. Журнал состоит из 4 страниц разного цвета (белая, голубая, зеленая, красная). Каждая страница содержит задания в определенной области знаний: белая - о воздушном океане планеты Земля (атмосфере) и обо всем, что связано с его охраной; голубая - о голубом богатстве нашей планете (воде); зелёная - включает в себя акцию-наблюдение (изготовление кормушки для птиц и шефство над животными и птицами); красная - об охраняемых представителях животного и растительного мира Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Финского залива.
В течение всего учебного года мы должны были заполнять журнал, отвечая на вопросы и выполняя предложенные задания, за правильное и своевременное выполнение которых нам начислялись баллы.
Заданиями первого этапа стали вопросы, связанные с атмосферой и водой, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страницы 7, 26 .
К выполнению каждого задания мы с ребятами старались подойти творчески и широко: изучить литературу по заданному вопросу, найти интересные факты в разных источниках, в том числе и печатных СМИ (популярностью у нас пользовалась газета “Метро”, из которой мы узнавали о последних научно-технических достижениях в том или ином вопросе), написать эссе на волнующие темы проекта.
На мой взгляд, самым интересным и увлекательным заданием первого этапа стало исследование по теме “Определение экологического состояния школы”.
Вначале исследования мы ознакомились с методикой его проведения, выбрали объекты изучения и сделали “ловушки для пыли”. Через 5 дней собрали образцы и изучили их, результаты оформили в таблицу и сделали выводы, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страница 18.
Второй этап проекта был посвящен акции-наблюдению за зимующими птицами Санкт-Петербурга и Красной книге Ленинградской области, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страница 40, 43.
Ярким событием второго этапа стала работа над интерактивным уроком для 3-х классов по страницам Красной книги Ленинградской области, в котором активное участие приняли Флоринский Игорь, ученик 5В класса, и Мирошниченко Алиса, ученица 5А класса, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страница 46. Отдельная благодарность Игорю за прекрасную презентацию о Красной книге Ленинградской области, которую он сделал самостоятельно!
Интерактивный урок мы проводили с Алисой и Игорем трижды - для 3А, 3Б, 3В классов. Довольными остались все! С отзывами ребят можно ознакомиться в Портфолио проекта 2014-2015, страница 49.
Хочется сказать, что не все 14 человек, которые были изначально в проектной группе, участвовали в исследовании и вообще выполняли все задания проекта. Некоторые после того, как стало понятно, что нужно поработать и самостоятельно, отстранились от проекта. Кто-то подключался и активно работал только в определенных испытаниях и деятельности (написание эссе, подготовка рисунков, презентации). Но! Были и те, которые от старта и до финала проявляли активность, любознательность и заинтересованность в образовательном путешествии, а также ответственно подходили к выполнению всех конкурсных испытаний. Благодаря им на третьем этапе, в финале проекта, который был организован нашими социальными партнерами - специалистами Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга в виде игры-путешествия по станциям, наша команда стала одной из лучших команд Калининского района (см. в Живой школе, 24 апреля 2015 года - http://schule72spb.ru/kalendar/2015-04-24.html).
Продукты проекта:
-
Портфолио (папка) проекта - Портфолио проекта 2014-2015;
-
Интерактивный урок для 3-х классов по страницам Красной книги Ленинградской области и Санкт-Петербурга, см. в Портфолио проекта 2014-2015, с. 46, а также презентацию к уроку, составленную ребятами - с. 52-56;
-
Организация выставки книг о редких видах животных и растений, см. в Портфолио проекта 2014-2015, с. 47;
-
Правила поведения в природе, см. в Портфолио проекта 2014-2015, с. 50-51;
-
Изготовление кормушки для зимующих птиц и шефство над ней.
Коллективная рефлексия проводилась устно в формате итоговой встречи, результатом которой стал Диплом за 2 место в образовательном путешествии “Наша чистая планета” среди школьных команд Калининского района Санкт-Петербурга , см.в Портфолио проекта 2014-2015, страница 57.
Ещё одним приятным достижением за время участия в проекте стала победа в районной акции “Помоги перезимовать”. Ребята участвовали в проведении школьной акции по изготовлению кормушек для зимующих птиц, развешивании кормушек на территории школы и сквера, а также шефстве над ними.
Финальное обращение к участникам проекта 2014-2015:
“Вот и подошло к завершению Большое экологическое путешествие "Наша чистая планета".
Весь учебный год ребята участвовали в разных испытаниях, которые встретились нам на пути – это и викторина, и игра по станциям и различные домашние задания.
Мы вели журнал, в котором фиксировали все наши исследования, наблюдения и даже эксперименты! И не зря старались - наш журнал был признан самым лучшим!
Заключительный этап стал решающим в нашем путешествии. Ребята показали прекрасные знания на каждом этапе игры по станциям и заняли II место! ПОЗДРАВЛЯЕМ ребят!
И хоть немножко грустно, что проект "Наша чистая планета" завершился, но впереди есть новая высота – проект "Лабиринты природы", который ожидает нас в следующем учебном году!
Так постараемся и в 6 классе!
С уважением и огромной гордостью!
Кулакова Наталия Вячеславовна”
Наша чистая планета 2015-2016 учебный год
Пятиклассники под руководством куратора Ирины Александровны Сидоренко были участниками проекта “Наша чистая планета” 2015-2016.
Наша чистая планета 2016-2017 учебный год
В 2016-2017 учебном году мне посчастливилось снова учить пятиклашек. И чтобы ребята могли почувствовать себя маленькими учеными, исследователями, творцами и даже специалистами отдела рекламы, я опять обратилась к проекту “Наша чистая планета”, который в 2016-2017 учебном году был ориентирован на формирование природоохранных знаний у учащихся через современные образовательные технологии и активные методы обучения.
В реализации проекта 2016-2017 учебного года приняли участие 9 учащихся 5-х классов, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 2.
Как и в предыдущие учебные годы, праздник-старт и выдача Журнала проекта с домашними заданиями 1 этапа состоялись в сентябре в Доме детского творчества Калининского района, см. в Живой школе, 29 сентября 2016 года - http://schule72spb.ru/kalendar/2016-09-29.html).
Журнал включал в себя 4 цветных страницы (белая, голубая, зеленая, красная) с теми же исследуемыми областями, что и в 2014-2015 учебном году, но уже с рядом других заданий.
Основными вопросами проекта, на которые мы с ребятами отвечали, были:
-
Какова жизнь упаковки от рождения до перерождения (вторая жизнь упаковки)?
-
Много ли мы знаем о Финском заливе?
-
Измерение водопотребления за сутки.
-
Как помочь птицам перезимовать?
-
Экологически чистый вид транспорта (экомобиль), какой он?
Ярким познавательным событием этого проекта стало изготовление кормушки для зимующих птиц Санкт-Петербурга и проведение исследований по темам “Жизнь упаковки от рождения до перерождения и “Измерение водопотребления за сутки”.
Итак, как же мы исследовали?!
Работу над исследованием “Жизнь упаковки от рождения до перерождения” мы начали с изучения видов мусора и сроков его разложения, ознакомления с интересным материалом из истории создания разных видов упаковок, а затем перешли к составлению жизненного цикла упаковки: от природного материала до утилизации, итоги работы можно посмотреть в Портфолио проекта 2016-2017, страница 8-11. Огромная благодарность Елене Николаевна Пархомчук за проведение мастер-класса по переработке бумаги и созданию декупажа.
Во втором исследовании “Измерение водопотребления за сутки” приняли участие три семьи учащихся: Аулины, Коржаковы и Марченко - за что им огромное спасибо! С результатами можно ознакомиться в Портфолио проекта 2016-2017, страница 22. По итогам исследования ребята составили полезные советы по рациональному использованию воды, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 24.
Изготовление кормушки для зимующих птиц Санкт-Петербурга началось с создания деталей. После того, как кормушка была собрана, мы приступили к её раскрашиванию, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 33, а затем и к её закреплению на дереве на территории школы. В течение всего зимнего периода ребята взяли шефство над “столовой” для птиц и вели дневничок наблюдений, в котором фиксировали вид корма и “посетителей”, а также самые интересные события, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 36.
Хочется отметить, что все члены нашей команды на протяжении всего проекта проявляли активность и заинтересованность в решении всех поставленных вопросов и исследований, это позволило нам успешно выполнить не только все домашние задания, но и с легкостью пройти все очные испытания.
Продукты проекта
-
Цифровой паспорт проекта (в табличном формате)
-
Полезные поделки из отходов (победители районного конкурса и участники Межрегионального конкурса) (Портфолио проекта 2016-2017, страница 15);
-
Памятка полезных советов по рациональному использованию воды (Портфолио проекта 2016-2017, страница 23-24);;
-
Интерактивный урок для 2-х классов “Зимующие птицы” (Портфолио проекта 2016-2017, страница 27-29), см. презентацию в приложенных файлах;
-
Изготовление кормушки для зимующих птиц и шефство над ней (Портфолио проекта 2016-2017, страница 33-36).
Результаты проекта ребятами были представлены на конференции “Исследовательская деятельность учащихся” (май, 2017), см. на портале ИиТ (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sobytiya/2017-konferentsiya-prezentatsiya-proektnykh-i-issledovatelskikh-rabot-uchashchikhsya-2016-2017-uchebnogo-goda ). См. презентацию в приложенных файлах
Подготовка и реализация аналогичного проекта возможна в рамках внеурочной деятельности по биологии, экологии, географии.
Наши достижения за время участия в проекте 2016-2017 учебного года
За успехи в образовательном путешествии “Наша чистая планета” среди школьных команд Калининского района Санкт-Петербурга мы получили диплом за 3 место, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 42.
Диплом победителя районного этапа конкурса “Чистый город, чистая улица, чистый двор” в номинации “Полезные поделки из отходов” получила участница проекта Коржакова Таисия, ученица 5-Б класса и её работа “Розовая копилка”, см. Портфолио проекта 2016-2017, страница 15).
Таисия Коржакова стала участником Межрегионального экологического конкурса “Мы за чистые города России”, проводимого Ассоциацией поддержки и развития системы экологического оздоровления “Чистый город” совместно с Центральным музеем почвоведения им. В.В. Докучаева. Конкурс поддержан Законодательным собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга
Анализируя нашу совместную с ребятами проектно-исследовательскую деятельность за 2014-2017 учебные годы, могу точно сказать, что не надо бояться ставить перед ребятами трудные задачи, не надо бояться давать им больше свободы для поиска и творчества и не надо бояться длительных проектов – они тем и уникальны, что результат может быть не всегда таким, который Вы прогнозируете, но он обязательно будет! Всем успехов в проектах и исследованиях и новых Вам открытий!
Источники
Положение о районном образовательном путешествии “Наша чистая планета”
http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/sites/default/files/poloz_chistaya_planeta_17-18.pdf
Социальные партнеры
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ДДТ)
http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/
Естественнонаучный отдел ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга
http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/node/23
Ресурсы проекта
Портфолио (Папка) проекта 2016-2017 года
Цифровой паспорт проектной работы “Наша чистая планета” 2016-2017 учебный год
Портфолио (Папка) проекта 2014-2015 года
Цифровой паспорт проектной работы “Наша чистая планета” 2014-2015 учебный год
Ссылка для цитирования:
Кулакова Н.В. Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-proekt-nasha-chistaya-planeta-ddt