Кулакова Наталия Вячеславовна. Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии

Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!

(Социальный партнер - естественнонаучный отдел  (ЕНОт) Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга)

Аннотация

Проект “Наша чистая планета” как образовательное экологическое путешествие и творческое соревнование между командами учащихся 5 классов реализуется в нашей школе с 2014 года. Является комплексной работой по обучению, развитию и воспитанию и ведётся в социальном партнерстве со специалистами естественнонаучного отдела (ЕНОт) Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга. Проект направлен на формирование экологической культуры и природоохранного мышления учащихся как составной части гармоничного развития личности.

С чего всё началось...

Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь ребенка: появились новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, что привело к образованию открытой информационно-образовательной среды, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. В основе всевозможных форм и видов образовательной деятельности, нацеленных на открытие и  применение знаний, находятся два основных вида работы — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирующей у школьников основные ключевые компетентности, должно уделяться первостепенное внимание.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности  как ученика, так и педагога, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.

Итак, как же мы учились учиться?!

Проект “Наша чистая планета” как творческое соревнование между командами учащихся 5 классов активно реализуется в нашей школе с 2014 года. За период 2014-2017 годы через образовательное экологическое путешествие прошло три смены пятиклассников. И каждый учебный год был насыщен познавательными практическими заданиями, интересными исследованиями, яркими событиями и увлекательными играми.

Особенности экологического проекта “Наша чистая планета” заключаются в том, что работа над ним в течение каждого учебного года  является комплексной в сфере обучения, развития и воспитания учащихся. Это длительный проект, который имеет ряд преимуществ для школы взаимодействия в коллективе участников и свою специфику организации. Важна роль и социального партнерства со специалистами естественнонаучного отдела Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга, которые были организаторами опорных точек проекта: театрализованного старта проекта, викторины, игры по станциям и выдачи домашних заданий на каждом этапе путешествия. Это позволило проекту стать ярким и эмоционально познавательным, подключить новый инструментарий.

Этапы работы над проектом

Работа над проектом включала в себя несколько этапов и три очные встречи с командами учащихся из других школ Калининского района Санкт-Петербурга.

Первый этап, который всегда проходил в сентябре- это театрализованный праздник-старт и выдача Журнала с домашними заданиями 1 этапа образовательного путешествия.

Второй этап (январь) включал в себя познавательную викторину и выдачу домашних заданий 2 этапа.

Третий этап (апрель) - игра-путешествие по станциям, театрализованное представление и награждение победителей и призеров проекта. Итоговые баллы складывались из суммы баллов, полученных за участие в каждом очном этапе проекта, и баллов за  выполнение домашних заданий.

Теперь об особенностях реализации проекта в каждый учебный период.

Наша чистая планета 2014-2015 учебный год

Целью проекта 2014-2015 учебного года стало формирование и развитие экологической культуры учащихся как составной части гармоничного развития личности. Задачи включили в себя следующие аспекты:

  • Приобрести опыт самостоятельной работы в продвижении экологических идей;

  • Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

  • Научиться применять полученные знания в ходе проекта в повседневной жизни.

Основными вопросами проекта, над которыми мы с ребятами работали в течение этого периода, были:

  • Экологически чистый вид транспорта (экомобиль), какой он?

  • Определение экологического состояния школы.

  • Много ли мы знаем о Финском заливе?

  • Как помочь птицам перезимовать?

  • Охраняемые представители животного и растительного мира Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Финского залива.

Основным учебным предметом, в рамках которого проводилась работа по проекту - биология, но нам потребовались знания и из смежных учебных дисциплин: природоведения, экологии, географии. Проект является практико- ориентированным и творческим, рассчитан на возраст учащихся 10-11 лет. В состав проектной группы вошли 14 учеников из всех трёх 5-х классов, см. в Портфолио проекта  2014-2015, страница 2.

На праздник-старт проекта, 26 сентября 2014 года, мы пришли командой из 6 человек, где нам в торжественной и необычной форме выдали Журнал проекта с домашними заданиями 1-го этапа http://schule72spb.ru/kalendar/2014-09-26.html. Журнал состоит из 4 страниц разного цвета (белая, голубая, зеленая, красная). Каждая страница содержит задания в определенной области знаний: белая - о воздушном океане планеты Земля (атмосфере) и обо всем, что связано с его охраной; голубая - о голубом богатстве нашей планете (воде); зелёная - включает в себя акцию-наблюдение (изготовление кормушки для птиц и шефство над животными и птицами); красная - об охраняемых представителях животного и растительного мира Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Финского залива.

В течение всего учебного года мы должны были заполнять журнал, отвечая на  вопросы и выполняя предложенные задания, за правильное и своевременное выполнение которых нам начислялись баллы.

Заданиями первого этапа стали вопросы, связанные с атмосферой и водой, см. в Портфолио проекта 2014-2015, страницы 7, 26 .

К выполнению каждого задания мы с ребятами старались подойти творчески и широко: изучить литературу по заданному вопросу, найти интересные факты в разных источниках, в том числе и печатных СМИ (популярностью у нас пользовалась газета “Метро”, из которой мы узнавали о последних научно-технических достижениях в том или ином вопросе), написать эссе на волнующие темы проекта.

На мой взгляд, самым интересным и увлекательным заданием первого этапа стало исследование по теме “Определение экологического состояния школы”.

Вначале исследования мы ознакомились с методикой его проведения, выбрали объекты изучения и сделали “ловушки для пыли”. Через 5 дней собрали образцы и изучили их, результаты оформили в таблицу и сделали выводы, см. в Портфолио проекта 2014-2015 страница 18.

 

master-03

master-02

master-04

Второй этап проекта был посвящен акции-наблюдению за зимующими птицами Санкт-Петербурга и Красной книге Ленинградской области, см. в Портфолио проекта 2014-2015 страница 40, 43.

Ярким событием второго этапа стала работа над интерактивным уроком для 3-х классов по страницам Красной книги Ленинградской области, в котором активное участие приняли Флоринский Игорь, ученик 5В класса, и Мирошниченко Алиса, ученица 5А класса, см. в Портфолио проекта 2014-2015 страница 46. Отдельная благодарность Игорю за прекрасную презентацию о Красной книге Ленинградской области, которую он сделал самостоятельно!

Интерактивный урок мы проводили с Алисой и Игорем трижды - для 3А, 3Б, 3В классов. Довольными остались все! С отзывами ребят можно ознакомиться в Портфолио проекта 2014-2015 страница 49.

Хочется сказать, что не все 14 человек, которые были изначально в проектной группе, участвовали в исследовании и вообще выполняли все задания проекта. Некоторые после того, как стало понятно, что нужно поработать и самостоятельно, отстранились от проекта. Кто-то подключался и активно работал только в определенных испытаниях и деятельности (написание эссе, подготовка рисунков, презентации). Но! Были и те, которые от старта и до финала проявляли активность, любознательность и заинтересованность в образовательном путешествии, а также ответственно подходили к выполнению всех конкурсных испытаний. Благодаря им на третьем этапе, в финале проекта, который был организован нашими социальными партнерами - специалистами Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга в виде игры-путешествия по станциям, наша команда стала одной из лучших команд Калининского района (см. в Живой школе, 24 апреля 2015 года -  http://schule72spb.ru/kalendar/2015-04-24.html).

Продукты проекта:

  • Портфолио (папка) проекта - Портфолио проекта 2014-2015;

  • Интерактивный урок для 3-х классов по страницам Красной книги Ленинградской области и Санкт-Петербурга, см. в Портфолио проекта 2014-2015 с. 46, а также презентацию к уроку, составленную ребятами - с. 52-56;

  • Организация выставки книг о редких видах животных и растений, см. в Портфолио проекта 2014-2015 с. 47;

  • Правила поведения в природе, см. в Портфолио проекта 2014-2015 с. 50-51;

  • Изготовление кормушки для зимующих птиц и шефство над ней.

Коллективная рефлексия проводилась устно в формате итоговой встречи, результатом которой стал Диплом за 2 место в образовательном путешествии “Наша чистая планета” среди школьных команд Калининского района Санкт-Петербурга , см.в Портфолио проекта 2014-2015 страница 57.

Ещё одним приятным достижением за время участия в проекте стала победа в районной акции “Помоги перезимовать”. Ребята участвовали в проведении школьной акции по изготовлению кормушек для зимующих птиц, развешивании кормушек на территории школы и сквера, а также шефстве над ними.

Финальное обращение к участникам проекта 2014-2015:

“Вот и подошло к завершению Большое экологическое путешествие "Наша чистая планета".

Весь учебный год ребята участвовали в разных испытаниях, которые встретились нам на пути – это и викторина, и игра по станциям и различные домашние задания.

Мы вели журнал, в котором фиксировали все наши исследования, наблюдения и даже эксперименты! И не зря старались - наш журнал был признан самым лучшим!

Заключительный этап стал решающим в нашем путешествии. Ребята показали прекрасные знания на каждом этапе игры по станциям и заняли II место! ПОЗДРАВЛЯЕМ ребят!

И хоть немножко грустно, что проект "Наша чистая планета" завершился, но впереди есть новая высота – проект "Лабиринты природы", который ожидает нас в следующем учебном году!

Так постараемся и в 6 классе!

С уважением и огромной гордостью!
Кулакова Наталия Вячеславовна”

Наша чистая планета 2015-2016 учебный год

Пятиклассники под руководством куратора  Ирины Александровны Сидоренко  были участниками проекта “Наша чистая планета”  2015-2016. 

Наша чистая планета 2016-2017 учебный год

В 2016-2017 учебном году мне посчастливилось снова учить пятиклашек. И чтобы ребята могли почувствовать себя маленькими учеными, исследователями, творцами и даже специалистами отдела рекламы, я опять обратилась к проекту “Наша чистая планета”, который в 2016-2017 учебном году был ориентирован на формирование природоохранных знаний у учащихся через современные образовательные технологии и активные методы обучения.

В реализации проекта 2016-2017 учебного года приняли участие 9 учащихся 5-х классов, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 2.

Как и в предыдущие учебные годы, праздник-старт и выдача Журнала проекта с домашними заданиями 1 этапа состоялись в сентябре в Доме детского творчества Калининского района, см. в Живой школе, 29 сентября 2016 года -  http://schule72spb.ru/kalendar/2016-09-29.html).

Журнал включал в себя 4 цветных  страницы (белая, голубая, зеленая, красная) с теми же исследуемыми областями, что и в 2014-2015 учебном году, но уже с рядом других заданий.

Основными вопросами проекта, на которые мы с ребятами отвечали, были:

  • Какова жизнь упаковки от рождения до перерождения (вторая жизнь упаковки)?

  • Много ли мы знаем о Финском заливе?

  • Измерение водопотребления за сутки.

  • Как помочь птицам перезимовать?

  • Экологически чистый вид транспорта (экомобиль), какой он?

2018-06-14 122925

Ярким познавательным событием этого проекта стало изготовление кормушки для зимующих птиц Санкт-Петербурга и проведение исследований по темам “Жизнь упаковки от рождения до перерождения и “Измерение водопотребления за сутки”.

Итак, как же мы исследовали?!

Работу над исследованием “Жизнь упаковки от рождения до перерождения” мы начали с изучения видов мусора и сроков его разложения, ознакомления с интересным материалом из истории создания разных видов упаковок, а затем перешли к составлению жизненного цикла упаковки: от природного материала до утилизации, итоги работы можно посмотреть в Портфолио проекта 2016-2017, страница 8-11. Огромная благодарность Елене Николаевна Пархомчук за проведение мастер-класса по переработке бумаги и созданию декупажа.

de-02

de-01

Во втором исследовании “Измерение водопотребления за сутки” приняли участие три семьи учащихся: Аулины, Коржаковы и Марченко - за что им огромное спасибо! С результатами можно ознакомиться в Портфолио проекта 2016-2017, страница 22. По итогам исследования ребята составили полезные советы по рациональному использованию воды, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 24.

Изготовление кормушки для зимующих птиц Санкт-Петербурга началось с создания деталей. После того, как кормушка была собрана, мы приступили к её раскрашиванию, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 33, а затем и к её закреплению на дереве на территории школы. В течение всего зимнего периода ребята взяли шефство над “столовой” для птиц и вели дневничок наблюдений, в котором фиксировали вид корма и “посетителей”, а также самые интересные события, см. в Портфолио проекта 2016-2017, страница 36.

 

2018-06-14 122809

2018-06-14 122852

Хочется отметить, что все члены нашей команды на протяжении всего проекта проявляли активность и заинтересованность в решении всех поставленных вопросов и исследований, это позволило нам успешно выполнить не только все домашние задания, но и с легкостью пройти все очные испытания.

Продукты проекта

Результаты проекта ребятами были представлены на конференции “Исследовательская деятельность учащихся”  (май, 2017), см. на портале ИиТ (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sobytiya/2017-konferentsiya-prezentatsiya-proektnykh-i-issledovatelskikh-rabot-uchashchikhsya-2016-2017-uchebnogo-goda ). См. презентацию в приложенных файлах

Подготовка и реализация аналогичного проекта возможна в рамках внеурочной деятельности по биологии, экологии, географии.

Наши достижения за время участия в проекте 2016-2017 учебного года

За успехи в образовательном путешествии “Наша чистая планета” среди школьных команд Калининского района Санкт-Петербурга мы получили диплом за 3 место, см. в Портфолио проекта 2016-2017,  страница 42.

2018-06-14 123025

Диплом победителя районного этапа конкурса “Чистый город, чистая улица, чистый двор” в номинации “Полезные поделки из отходов” получила участница проекта Коржакова Таисия, ученица 5-Б класса и её работа “Розовая копилка”, см. Портфолио проекта 2016-2017, страница 15).

2018-06-14 122619

Таисия Коржакова  стала участником Межрегионального экологического конкурса “Мы за чистые города России”, проводимого Ассоциацией поддержки и развития системы экологического оздоровления “Чистый город” совместно с Центральным музеем почвоведения им. В.В. Докучаева. Конкурс поддержан Законодательным собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга

Анализируя нашу совместную с ребятами проектно-исследовательскую деятельность за 2014-2017 учебные годы, могу точно сказать, что не надо бояться ставить перед ребятами трудные задачи, не надо бояться давать им больше свободы для поиска и творчества и не надо бояться длительных проектов – они тем и уникальны, что результат может быть не всегда таким, который Вы прогнозируете, но он обязательно будет! Всем успехов в проектах и исследованиях и новых Вам открытий!


Источники

Положение о районном образовательном путешествии “Наша чистая планета”

http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/sites/default/files/poloz_chistaya_planeta_17-18.pdf

Социальные партнеры

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ДДТ)

http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/

Естественнонаучный отдел ДДТ Калининского района Санкт-Петербурга

http://ddutkl.kalin.gov.spb.ru/node/23

Ресурсы проекта

Портфолио (Папка) проекта 2016-2017 года

Цифровой паспорт проектной работы “Наша чистая планета”  2016-2017 учебный год

Портфолио (Папка) проекта 2014-2015 года 

Цифровой паспорт проектной работы “Наша чистая планета”  2014-2015 учебный год 


 

Ссылка для цитирования:

Кулакова Н.В. Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-proekt-nasha-chistaya-planeta-ddt

 

Вложения:
Скачать этот файл (zasschita2017.pptx)zasschita2017.pptx[ ]2893 kB
Скачать этот файл (zimujusschije-pticy-2017.pptx)zimujusschije-pticy-2017.pptx[ ]1581 kB

Комментарии   

#1 Важная работаКубарева Анна Александровна 02.11.2018 08:51
Работа с детьми в этом направлении (экологичное отношение к окружающей среде и своей жизни), на мой взгляд, чрезвычайно важна в современном мире. В соединении с обучением ребят проектной деятельности и социальным партнерством - особенно.

Дополнительная информация