Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

 

“Прекрасное и красивое в человеке немыслимо
без представления о гармоническом развитии организма и здоровья”

Н.Г. Чернышевский [1]

В последнее время специалисты отмечают резкое ухудшение здоровья детей. Интенсификация образовательного процесса в сочетании с неблагоприятными условиями, среди которых высокая степень различных стрессовых воздействий, эмоциональное неблагополучие, низкий уровень общей культуры здоровья в обществе и семье, выводит проблему сохранения здоровья детей в уверенные лидеры среди других актуальных проблем в образовании [2] Анализ статистических данных количественного распределения детей по группам здоровья за последние три года показал, что уровень здоровых учащихся в нашей школе не поднимается выше 4% (первая группа здоровья), что безусловно отрицательно влияет на развитие и воспитание личности детей и подростков.

Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" включает достаточно обширный перечень по профилактике, пропаганде, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

Здоровьесозидающим и здоровьесберегающим направлением в нашей школе активно занимается Служба здоровья, деятельность которой регламентирована нормативно-правовыми документами. Это:

  • Положение о Службе здоровья;

  • Функциональные обязанности специалистов Службы здоровья;

  • Профилактическая программа "Здоровье" на 2016-2020 годы;

  • Приказ № 440 об организации работы службы здоровья в 2018-2019 учебном году;

  • План работы школьной Службы здоровья на 2018-2019 учебный год.

Познакомиться с документами можно на официальном сайте ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, в разделе "Служба здоровья"[4].   

Служба здоровья в нашей общеобразовательной организации представлена четырьмя направлениями: физкультурно-оздоровительным звеном, руководителем которого является учитель физической культуры Бондарь Карина Робертовна; валеологическим, руководитель - педагог-организатор Пархомчук Елена Николаевна; социально-педагогическим, руководитель - социальный педагог Романова Ксения Алексеевна и медицинским звеном, по договоренности, врач-педиатр дошкольно-школьного отделения детской поликлиники №59 Муляр Наталья Анатольевна. Общее руководство Службой здоровья осуществляет педагог-психолог Ульяновская Светлана Николаевна.

Вышеперечисленные направления охватывают все сферы здоровьесбережения и здоровьесозидания в общеобразовательной школе. В школе внедрены и успешно применяются на практике широко известные, а также разработанные нашими педагогами здоровьесозидающие технологии по всем направлениям учебно-воспитательного процесса, дающие положительную динамику.

Здоровьесберегающее образование. Проводятся классные часы на темы, связанные с развитием компетенций обучающихся в области здорового образа жизни, ведется индивидуальная работа по адаптации с вновь прибывшими учащимися и новыми сотрудниками.

Комфортная образовательная среда школы.  В рекреациях школы размещены различные игровые модули «классики», «твистер», лабиринты, игровые дорожки.

kulakova-02 kulakova-03 

kulakova-04 kulakova-05

Физическая активность интегрируется в образовательный процесс - 3 урока физической культуры в неделю, в начальной школе во время урока проводятся физкультурные минутки, на переменах - активные игры, все учащиеся школы  принимают участие во Всероссийской акции «Что такое ГТО» и успешно сдают нормативы, проводятся внутришкольные и районные соревнования по скипингу, лапте, работают волейбольная, баскетбольная секции, секция CTIF, секция по туризму и игре «Зарница», функционирует школьный футбольный клуб.

kulakova-06 kulakova-07 

kulakova-08 kulakova-09

Здоровое питание. Обеспечение разнообразным по ассортименту недорогого и вкусного школьного питания, соответствующего физическим и диетическим потребностям учащихся. Просветительские программы по популяризации правильного питания детей и подростков.

kulakova-10

Профилактика нездорового образа жизни. Проводится декада здорового образа жизни, антинаркотический месячник, стендовые презентации по ЗОЖ, ежегодная традиционная акция «На зарядку становись!», акция на роликах «Мир здоровых людей», тренинги по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркозависимости для 8-11 классов, старшеклассники регулярно принимают участие в районных акциях и квестах «Ключ к здоровому будущему», в течение учебного года проводятся Дни Здоровья, конкурсы рисунков, лекции, соревнования «Спорт против наркотиков», «Здоровье в твоих руках» и многое другое.

kulakova-11

Осознанная дисциплина и предупреждение травматизма.  Психическое здоровье учащихся укрепляется через профилактику детского и подросткового травматизма, профилактику асоциального поведения, в школе работают педагог-психолог и социальный педагог, дети с особенностями развития сопровождаются индивидуально.

kulakova-12

Школа здоровья для родителей и родительское партнерство. Обеспечивается консультативная помощь родителям с целью снижения рисков в развитии детей и подростков.

Медицинская грамотность обучающихся. Просветительские встречи учащихся с врачами медицинских научно-исследовательских институтов города в рамках программы “Здоровье школьника”.

kulakova-13

Здоровый и компетентный персонал школы. Весь педагогический коллектив школы проходит ежегодные профилактические медицинские осмотры и обучение по оказанию первой помощи. Наша школа стала коллективным участником Международного дистанционного образовательного проекта "Медиация в образовании". Одиннадцать педагогов успешно завершили курсы повышения квалификации «Медиативные технологии в работе классного руководителя».

См. также на странице “Служба здоровья” официального сайта ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/15317).

Хотелось бы также отметить, что Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривает в статье 43  "обязанности и ответственность обучающихся"; тем самым именно обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию [5].

Школа проводит самостоятельно и принимает участие в мониторингах по сохранению и улучшению психологического здоровья школьников:

  • Городской мониторинг “Ценностные ориентиры учащихся” совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры. Начиная с 2015 года, наша школа активно принимает участие в городском мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся образовательных учреждений», проводимого с целью изучения ценностей, жизненных целей и руководящих принципов жизни учащихся. Данный мониторинг проводится для обоснования и разработки Программы сохранения и улучшения психологического здоровья школьников, для нахождения действенных способов защиты детей и подростков от разрушающих здоровье вредных привычек. На протяжении четырех лет реализации совместного с Институтом культуры проекта экспертами в данном мониторинге выступали наши учителя - Сухова Ксения Юлиановна, Осипова Светлана Александровна, Силкина Ольга Павловна, Силантьева Маргарита Борисовна. Результаты мониторинга помогают классным руководителям грамотно выстраивает воспитательную работу в классах.
  • Городской мониторинг здоровьесозидающей среды образовательного учреждения, целью которого является: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей среды в образовательных учреждениях  Санкт-Петербурга. В процессе мониторинга исследуется инфраструктура и кадровый потенциал образовательного учреждения, организация учебного процесса, учебная и внеучебная нагрузка, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья, готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей, функциональное состояние учащихся и состояние их здоровья  [6].

Данные мониторинги здоровья мы рассматриваем как инструмент оценки качества образования в области влияния его на здоровье участников образовательного процесса, обеспечивающий индивидуальный характер образования, и как средство самоанализа, побуждающее школьников и их родителей заботиться о здоровье.

В течение  2018-2019 учебного года реализованы успешные здоровьесозидающие проекты. Один из них - создание игрового пространства в рекреации 4 этажа для ребят начальной школы учащимися 10-х классов под руководством Светланы Александровны Осиповой. В течение осенних каникул был реализован проект “Красочные школьные будни”,  презентация которого состоялась в рамках городского практико-ориентированного семинара "Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы" [7]

Результатом многолетней эффективной работы в области здоровьесбережения и здоровьесозидания в 2018-2019 учебном году стало то, что наша школа получила признание в качестве лауреата конкурса “Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга” в номинации “Общеобразовательное учреждение” [8]. Получить представление о деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся можно, познакомившись с конкурсными материалами на странице "Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019" [9].  

Школа  обязана создать комфортную, экологичную, психологически здоровую образовательную среду путем эффективного психолого-педагогического и здоровьесберегающего  сопровождения всех участников образовательного процесса, мотивации на ведение здорового образа жизни, внедрения научно-эффективных здоровьесозидающих технологий, способствующих адаптации, познанию и самореализации индивидуальных способностей ребенка, сохранению и укреплению его здоровья, и у нас это прекрасно получается.

Литература и источники

[1] Цит. по Цитаты и крылатые фразы о здоровье // Вестник здоровья [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://vestzdrav.com/poslovitsy-i-chitaty-o-zdorovjye/19-citaty-i-krylatye-frazy-o-zdorove.html

[2] Здоровье детей школьного возраста. Как его сохранить // Будьте здоровы [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://healthwill.ru/fiziologiya/polza/10019-zdorove-detej-shkolnogo-vozrasta-kak-ego-sokhranit

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации", статья 41. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[4] Служба здоровья // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/15317

[5] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 43. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[6] Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды // Служба здоровья образовательных учреждений [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://szou.webmerit.ru/mo.html

[7] Осипова Светлана Александровна, учитель ИЗО и технологии ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Мастер-класс "Игровые технологии в медиации" // Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы. Материалы городского семинара 25 января 2019 [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-svetlana-aleksandrovna-parkhomchuk-elena-nikolaevna-igrovye-tekhnologii-v-mediatsii

[8] Итоги конкурса «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга» // Информационно-методический центр Калининского района [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://imc-kalina.ru/1309-itogi-shkola-zdorovya-kalininskogo-rajona-sankt-peterburga-3

[9] Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019 // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27460

 


Ссылка для цитирования:

Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-kompleks-zadach-i-reshenij-po-organizatsii-vospitatelnoj-raboty-i-zdorovesberegayushchej-sredy-v-shkole

 

Дополнительная информация