Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе

 

“Прекрасное и красивое в человеке немыслимо
без представления о гармоническом развитии организма и здоровья”

Н.Г. Чернышевский [1]

В последнее время специалисты отмечают резкое ухудшение здоровья детей. Интенсификация образовательного процесса в сочетании с неблагоприятными условиями, среди которых высокая степень различных стрессовых воздействий, эмоциональное неблагополучие, низкий уровень общей культуры здоровья в обществе и семье, выводит проблему сохранения здоровья детей в уверенные лидеры среди других актуальных проблем в образовании.  

Анализ статистических данных количественного распределения детей по группам здоровья за последние три года показал, что уровень здоровых учащихся в школе не поднимается выше 4% (первая группа здоровья), что безусловно отрицательно влияет на развитие и воспитание личности детей и подростков [2].

В условиях современной школы проблема сохранения здоровья детей уверенно лидирует среди других актуальных проблем в образовании. Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" включает достаточно обширный перечень по профилактике, пропаганде, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

Здоровьесозидающим и здоровьесберегающим направлением в нашей школе активно занимается Служба здоровья, деятельность которой регламентирована следующими нормативно-правовыми документами:

  • Положение о Службе здоровья;

  • Функциональные обязанности специалистов Службы здоровья;

  • Профилактическая программа "Здоровье" на 2016-2020 годы;

  • Приказ № 440 об организации работы службы здоровья в 2018-2019 учебном году;

  • План работы школьной Службы здоровья на 2018-2019 учебный год.

Познакомиться с документами можно на официальном сайте ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, в разделе "Служба здоровья"[4].   

Служба здоровья в нашей общеобразовательной организации представлена четырьмя направлениями: физкультурно-оздоровительным звеном, руководителем которого является учитель физической культуры Бондарь Карина Робертовна; валеологическим, руководитель - педагог-организатор Пархомчук Елена Николаевна; социально-педагогическим, руководитель - социальный педагог Романова Ксения Алексеевна и медицинским звеном, по договоренности, врач-педиатр дошкольно-школьного отделения детской поликлиники №59 Муляр Наталья Анатольевна. Общее руководство Службой здоровья осуществляет педагог-психолог Ульяновская Светлана Николаевна.

Вышеперечисленные направления охватывают все сферы здоровьесбережения и здоровьесозидания в общеобразовательной школе. В школе разработаны и внедрены в практику методические разработки педагогов, основанные на  здоровьесозидающих технологиях, которые дают хороший результат.

События и достижения "Службы здоровья":

  • физическая активность интегрируется в образовательный процесс - 3 урока физической культуры в неделю, в начальной школе во время урока проводятся физкультурные минутки, на переменах активные игры, в рекреации 3 этажа для учащихся начальной школы на полу нарисованы «классики» и «твистер»;

  • проводятся классные часы на темы, связанные с развитием компетенций обучающихся в области активного образа жизни;

  • укрепляется психическое здоровье учащихся через профилактику детского и подросткового травматизма, профилактику асоциального поведения, в школе работает педагог-психолог, дети с особенностями развития сопровождаются индивидуально;

  • обеспечивается консультативная помощь родителям с целью снижения рисков в развитии детей;

  • проводится декада ЗОЖ, антинаркотический месячник, стендовые презентации по ЗОЖ, ежегодная акция «На зарядку становись», акция на роликах «Мир здоровых людей»;

  • учащиеся принимают участие во всероссийской акции «Что такое ГТО»,

  • проводятся внутришкольные и районные соревнования по скипингу, работают волейбольная, баскетбольная секции, секция CTIF, секция по туризму и игре «Зарница» школьный футбольный клуб, в рамках ОДОД для младших школьников «Активные игры».

  • в течение учебного года проводятся Дни Здоровья, конкурсы рисунков, лекции, тренинги по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркозависимости для 8-11 классов, старшеклассники принимают участие в районных акциях и квестах «Ключ к здоровью», «Спорт против наркотиков», «Здоровье в твоих руках»

  • проводится индивидуальная работа по адаптации с вновь прибывшими учащимися и новыми сотрудниками.

Хотелось бы также отметить, что Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривает в Статье 43  "Обязанности и ответственность обучающихся", тем самым именно обучающиеся обязаны: заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию [5].

Школа проводит самостоятельно и принимает участие в мониторингах по сохранению и улучшению психологического здоровья школьников:

  • Городской мониторинг “Ценностные ориентиры учащихся” совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры.
  • Начиная с 2015 года, наша школа активно принимает участие в городском мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся образовательных учреждений», проводимого с целью изучения ценностей, жизненных целей и руководящих принципов жизни учащихся. Данный мониторинг проводится для обоснования и разработки Программы сохранения и улучшения психологического здоровья школьников, для нахождения действенных способов защиты детей и подростков от разрушающих здоровье вредных привычек.
  • На протяжении четырех лет реализации совместного с Институтом культуры проекта экспертами в данном мониторинге выступали наши учителя - Сухова Ксения Юлиановна, Осипова Светлана Александровна, Силкина Ольга Павловна, Силантьева Маргарита Борисовна. Результаты мониторинга помогают классным руководителям грамотно выстраивает воспитательную работу в классах.
  • Городской мониторинг здоровьесозидающей среды образовательного учреждения, целью которого является: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей среды в образовательных учреждениях  Санкт-Петербурга. В процессе мониторинга исследуется инфраструктура и кадровый потенциал образовательного учреждения, организация учебного процесса, учебная и внеучебная нагрузка, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья, готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей, функциональное состояние учащихся и состояние их здоровья  [6].

Данные мониторинги здоровья мы рассматриваем как инструмент оценки качества образования в области влияния его на здоровье участников образовательного процесса, обеспечивающий индивидуальный характер образования, и как средство самоанализа, побуждающее школьников и их родителей заботиться о здоровье.

В течение  2018-2019 учебного года реализованы успешные здоровьесозидающие проекты. Один из них - создание игрового пространства в рекреации 4 этажа для ребят начальной школы учащимися 10-х классов под руководством Светланы Александровны Осиповой. В течение осенних каникул был реализован проект “Красочные школьные будни”,  презентация которого состоялась в рамках городского практико-ориентированного семинара "Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы" [7]

Результатом многолетней эффективной работы в области здоровьесбережения и здоровьесозидания в 2018-2019 учебном году стало то, что наша школа получила признание в качестве лауреата конкурса “Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга” в номинации “Общеобразовательное учреждение” [8]. Получить представление о деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся можно, познакомившись с конкурсными материалами на странице "Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019" [9].  

Школа  обязана создать комфортную, экологичную, психологически здоровую образовательную среду путем эффективного психолого-педагогического и здоровьесберегающего  сопровождения всех участников образовательного процесса, мотивации на ведение здорового образа жизни, внедрения научно-эффективных здоровьесозидающих технологий, способствующих адаптации, познанию и самореализации индивидуальных способностей ребенка, сохранению и укреплению его здоровья, и у нас это прекрасно получается.

Литература и источники

[1] Цит. по Цитаты и крылатые фразы о здоровье // Вестник здоровья [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://vestzdrav.com/poslovitsy-i-chitaty-o-zdorovjye/19-citaty-i-krylatye-frazy-o-zdorove.html

[2] Здоровье детей школьного возраста. Как его сохранить // Будьте здоровы [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://healthwill.ru/fiziologiya/polza/10019-zdorove-detej-shkolnogo-vozrasta-kak-ego-sokhranit

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации", статья 41. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[4] Служба здоровья // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/15317

[5] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 43. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[6] Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды // Служба здоровья образовательных учреждений [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://szou.webmerit.ru/mo.html

[7] Осипова Светлана Александровна, учитель ИЗО и технологии ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Мастер-класс "Игровые технологии в медиации" // Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы. Материалы городского семинара 25 января 2019 [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/osipova-svetlana-aleksandrovna-parkhomchuk-elena-nikolaevna-igrovye-tekhnologii-v-mediatsii

[8] Итоги конкурса «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга» // Информационно-методический центр Калининского района [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://imc-kalina.ru/1309-itogi-shkola-zdorovya-kalininskogo-rajona-sankt-peterburga-3

[9] Конкурс «Школа здоровья Калининского района Санкт-Петербурга», апрель 2019 // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27460

 


Ссылка для цитирования:

Кулакова Н.В. Комплекс задач и решений по организации  воспитательной работы и здоровьесберегающей среды в школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-kompleks-zadach-i-reshenij-po-organizatsii-vospitatelnoj-raboty-i-zdorovesberegayushchej-sredy-v-shkole

 

Дополнительная информация