Кулакова Н.В., Пархомчук Е.Н. Специфика работы классного руководителя

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по воспитательной работе,
Пархомчук Елена Николаевна,
педагог-организатор


Специфика работы классного руководителя в разных возрастных группах при формировании ученического самоуправления в классе

 

Современная школа уже давно не ограничивается рамками обучения, социализация ребёнка становится одной из важнейших задач образовательного и воспитательного процесса. Именно со школьной скамьи ребёнок готовится к взрослой жизни, пытаясь занять своё место в классном коллективе, в школе, в обществе. Школьное самоуправление играет немаловажную роль в социализации и воспитании активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Идея школьного ученического самоуправления обретает особую актуальность в современной школе и вызывает живой интерес как у педагогов, так и у учащихся. Развитие самоуправления в школе даёт возможность вовлекать детей в общественно-полезную деятельность и различные социальные проекты, которые способствуют приобретению детьми жизненных знаний и умений, дают возможность ориентироваться в ситуациях выбора. Подробнее о специфике постановки задач в детских коллективах см., например, в работах 2001-2002 [1, 2].

Сама идея школьного самоуправления направлена на выявление и раскрытие лидерского и организаторского потенциала учащихся. Реальное участие школьников в управлении делами класса и школы, вклад каждого ученика в общее дело, возможность реализовать свои организаторские и лидерские качества отражает сущность и основную цель ученического самоуправления. Ученическое самоуправление должно и может стать средством формирования социальной активности, социальной зрелости и социальной успешности учащихся [3].

Опыт зарождения школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике ещё с советских времён. Родоначальниками ученического самоуправления были такие педагоги-новаторы времён становления советского государства и послевоенного периода, как Фёдор Фёдорович Брюховецкий, Павел Григорьевич Годин, Игорь Петрович Иванов. Ф.Ф. Брюховецкий, создавая свою школу, делал акцент на коллективный труд, объединяющий учителей и учащихся в дружный, работоспособный и целеустремленный коллектив [4].

Идея коллективного труда была отражена и в воспитательной системе П.Г. Година "Подготовка молодежи к труду" [5], который ставил своей целью не только сплочение коллектива в процессе общего дела, но и воспитание собственных квалифицированных специалистов для работы в сельском хозяйстве.

Именно И.П. Иванов в своей "Методике коммунарского движения" актуализировал понятие "педагогических отношений", обратив внимание на роль самого воспитателя. По мнению И.П. Иванова, главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, "разжёванных" жизненных знаний, а создание "нового, общественно важного опыта" [6].

Опыт ученического самоуправления в советской школе в 70-80-ые годы был так же значителен, но многие элементы практической работы утратили свою актуальность в изменившихся реалиях 21 века.

Современная структура школьного самоуправления должна включать в себя как минимум три последовательных уровня:

ученик – определение личностных возможностей каждого учащегося в классе;
ученик – класс – формирование внутриклассных взаимоотношений и взаимодействий учащихся, объединённых общим делом;
ученик – школа – включение учащихся в общешкольное ученическое самоуправление.

Создавая самоуправление в классе, педагогу необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Как сделать процесс школьного ученического самоуправления интересным, действенным, эффективным?

Младшим школьникам в силу возрастных особенностей не подходят сложные формы организации самоуправления – совещания, заседания, комитеты. На первых этапах формирования классного самоуправления можно предложить детям неформальную игровую форму. Классный руководитель может поиграть с детьми в создание сказочного королевства, экипажа корабля, государства жителей другой планеты, путешествия на далёкие острова или в другие страны. Это должна быть игра, интересная самим ребятам, которая объединяет класс в сплочённый коллектив, позволяет каждому найти своё место в этом коллективе, обучает ребят быть активными, учит коллективному взаимодействию. Благодаря такой игре, у детей есть возможность легко и непринужденно освоить азы самоуправления, получить его первый практический опыт на уровне класса. Если игровая модель реализована успешно в начальной школе, то налаживать в дальнейшем самоуправление на школьном уровне будет гораздо проще.

Хорошим примером игровой модели самоуправления на начальной ступени обучения в нашей школе может быть 1-В класс, классный руководитель Вера Борисовна Ламыкина. Вера Борисовна для своего класса выбрала морскую тематику. Её класс путешествует по океанам знаний на большом корабле в составе нескольких мини-экипажей. Идею создания “Морского класса” активно поддержали родители и помогли в оформлении учебного кабинета, превратив его в красивый корабль.

kulakova-01


Более подробно с моделью организации самоуправления в классе Веры Борисовны Ламыкиной можно познакомиться в её материале "Путь к самоуправлению классного коллектива в начальной школе через долгосрочный тематический проект" в этом выпуске Альманаха.

Игровая модель будет работать успешно только при правильной организации процесса. Педагогу нужно не только написать правила и распределить роли, нужно уметь руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре на протяжении всего процесса формирования классного самоуправления и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. Задача классного руководителя – сделать это так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре - это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

С переходом в основную школу детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности школьного коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. Поэтому очень важно классному руководителю определить эту наиболее значимую сферу учащихся своего класса. Исходя из этого, можно выбрать форму организации самоуправления для конкретного коллектива. Это может быть отряд, клуб, совет, республика и тому подобное. Учащимся уже предоставляется большая самостоятельность в определении формы организации, в выборе должностей и распределении обязанностей.

Создать модель самоуправления в классе в виде маленькой президентской республики в нашей школе попробовала классный руководитель 5-Б класса Рожкова Ирина Викторовна, которая предложила детям выбрать президента своей республики, организовать “министерства”. В “министерства” дети распределены согласно сфере их интересов и желаний работать в том или ином направлении (образование, культура, спорт, народное хозяйство, СМИ).

kulakova-02

Республика 5-Б класса только начинает развивается, но уже есть заметные результаты: дети стали дружнее, научились выслушивать, поддерживать друг другу и помогать своему классному руководителю.

Классный руководитель на данном этапе задает вектор самоуправления в классе, являясь наставником, помощником и мудрым советчиком, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Он всегда готов поддержать детскую инициативу и при необходимости оказать помощь, корректно указать на допущенные ошибки и предложить пути их исправления.

Классному руководителю необходимо чётко представлять, в чём должна заключаться педагогическая поддержка учащихся. Именно классный руководитель может помочь школьникам самоопределиться, развить свои способности, сформировать у них внутреннюю потребность к самореализации и личностному росту. Под умелым руководством педагога формируются гармоничные взаимоотношения внутри классного коллектива и класса с другими коллективами школы [7].

Успешная реализация самоуправления в классе на первой и второй ступени обучения открывает перед старшеклассниками возможность самостоятельного активного участия в классном и школьном самоуправлении. У классного руководителя появляется возможность доверить основную массу полномочий по самоуправлению в классе своим ученикам, возложить на них полную ответственность за практический результат. Старшие школьники уже могут взаимодействовать не только внутри школы, но и с разными общественными, социальными группами и органами власти, пробуют решать важные проблемы, как для своего класса, так и своей школы и общества в целом.

В нашей школе старшеклассники уже не первый год состоят в молодежном совете муниципального округа МО № 21, где выступают со своей инициативой, принимают участие в разработке разных проектов и конкурсов для школьников. Наши старшеклассники активно участвуют в подготовке и проведении Дней самоуправления и Дней дублера, в рамках которых с огромным удовольствием и энтузиазмом проводят уроки для учащихся не только начальной, но и основной школы.

Уроки математики в начальной школе, подготовленные и проведённые учениками 11а класса.

kulakova-03 kulakova-04

Урок технологии в начальной школе. В качестве учителя ученица 11а класса.

kulakova-05

Урок истории в основной школе. В роли учителя ученик 11а класса.

kulakova-06


См. на страницах календаря учебного года в Живой школе - 3 марта 2014 (http://schule72spb.ru/kalendar/2014-10-03.html), 6 октября 2015 (http://schule72spb.ru/kalendar/2015-10-06.html).

Для классного руководителя важно понимать, что никакая, даже самая интересная и нестандартная форма организации самоуправления в классе и школе, не будет эффективно работать и не сможет принести значимого результата, если классный руководитель сам не будет "гореть" этой идеей. Классный руководитель – это тот человек, который способен увлечь своих учеников интересным, объединяющим их делом. Именно от его "искры" запускается "двигатель" процесса самоуправления в классе.

Дело самоуправления не является простым, им нельзя заниматься формально, это длительный процесс, требующий определенных дополнительных усилий и самоотдачи как от педагога, так и от учащихся, на пути становления их личности от первого до выпускного класса.

Хорошо организованное и грамотно выстроенное самоуправление учащихся в классе, с учётом их интересов, возможностей и потребностей, помогает ученикам в приобретении опыта демократического поведения и социального партнёрства, способствует их личностному росту, воспитывает людей с активной жизненной позицией и лидерскими качествами.
Успешно реализуя процесс самоуправления в классе и школе, классный руководитель формирует сплочённый коллектив, который способен к самоорганизации и решению самых разных образовательных и воспитательных задач, что в конечном итоге является большим подспорьем и помощью самому педагогу.

 

Литература и источники

1. Никитюк А.С. Самоуправление класса // Классный руководитель - 2001, №3
2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: ВЛАДОС, 2002
3. Рогаткин Д.В.. Школьное ученическое самоуправление. – Петрозаводск: Юниорский союз "Дорога", 2002 / Электронная версия на сайте “Школьное ученическое самоуправление” // URL: http://doroga.karelia.ru/now/uchebnik.zip
4. Гаврилин А.В. Школа Ф.Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива. / Сайт “Педагоги-новаторы” // URL: http://shkola3000.ru/NEW_Shkola-FF-Bryuhovetskogo-razvitie-idey-kollektiva.html
5. Новикова Л. И. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду. / Сайт “Педагоги-новаторы” // URL: http://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.html
6. Без автора. Иванов Игорь Петрович. / Сайт “Педагоги-новаторы” // URL: http://shkola3000.ru/NEW_Ivanov-Igor-Petrovich.html
7. Калиш И. Типичные ошибки ученического самоуправления. Народное образование - 2003, №7

Дополнительная информация