Кулакова Н.В. Актуальные векторы воспитательной работы в школе

  • Печать

Кулакова Наталия Вячеславовна,
заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Актуальные векторы воспитательной работы в школе

Не требует доказательства, что воспитание - задача обширная, комплексная и реализуется не только как отдельное направление, но и в процессе всей образовательной деятельности - предметной и внеклассной.

Для воспитательной деятельности приоритетно значимыми российскими нормативными документами являются:

1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»// Министерство образования и науки Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нормативная база для планирования воспитательной работы школы и разработки новой программы на 2016-2020 годы кроме основных государственных документов включает частные, но не менее значимые:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы;
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
4. Проект «Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;
5. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Воспитание - задача государственная. Мы действуем в нормативных рамках, но и учитываем специфику и особенности нашей школы.

В образовательном учреждении сформирована система воспитательной работы. Она нашла своё воплощение в Программе по созданию условий для воспитания школьников в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга на 2012-2016 годы (авторы проекта Елена Леонидовна Малофеева, Инна Васильевна Стрешинская, Елена Николаевна Пархомчук, Юлия Вадимовна Григорьева, Марина Юрьевна Сотникова, а исполнители, те люди, благодаря которым работа школы получила высокую оценку – это Вы, уважаемые коллеги!).

Школа награждена Дипломом I степени на V Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Общеобразовательные учреждения" в 2012 году. Этот диплом является внешней оценкой работы школы.

Время не стоит на месте. Меняется нормативная база, принимаются новые правовые документы на уровне государства в целом и на уровне региональных и школьных систем воспитательной работы. Так, новые нормативно-правовые документы определяют в качестве приоритетных и перспективных направлений воспитательной работы:

• интеграцию формального и неформального образования;
• сетевое взаимодействие организаций;
• семейное образование.

Неформальное образование – это организованная учебная деятельность вне рамок официальной системы образования - это различного рода курсы, циклы лекций, обучающие практики, лабораториумы, парки научных развлечений, музеи занимательных наук и т.п. Главная особенность такого образования - его общедоступность.  Интерес к неформальному образованию связан с переходом от компенсаторной функции образования к комплексному индивидуальному развитию личности. Сегодня в обществе актуальна концепция академической мобильности подразумевающая развитие в процессе обучения таких личностных качеств, как инициативность, активность, готовность к переменам.

Направления развития неформального образования:

1. Интеграция различных видов образования (формального, неформального и дополнительного).
Решение интеграции образования – расширение культурно-образовательных ресурсов и возможностей школы за счет сотрудничества с общественными организациями, неформальными объединениями, частными преподавателями.
2. Организация сетевого взаимодействия школы и организаций.
За последние учебные годы школьная служба сопровождения наладила социальное партнерство с различными учреждениями: Высшей Банковской школой, Лицеем сервиса, лицеем Краснодеревец, Профессиональным лицеем им. А.Г. Неболсина, ИТМО и многими другими. В течение многих лет наша школа осуществляет и международное сотрудничество, был реализован ряд билингвальных проектов http://schule72spb.ru/deutsch/landeskunde-projekte-2013.html
3. Использование дистанционных технологий.
Дистанционное обучение обладает значительным потенциалом. Оно позволяет проводить занятия в форме видеолекций, вебинаров, виртуальных экскурсий и др. в удобное для учеников время, учитывая при этом интересы всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (партнерство с Балтийской экологической экспедицией http://baltecolog.ru/, дни дистанта
https://sites.google.com/site/ucebnyematerialypopredmetam/, взаимодействие учителей с родителями и учениками в закрытых группах в Контакте).

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Лидирующие позиции стало занимать и семейное образование.

С 01 января 2017 года начнет применяться Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории РФ. Ключевыми областями стандарта педагога являются разделы, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ ребенка.
Педагогу становится необходимым быть готовым к взаимодействию с разными специалистами, уметь переводить их заключения на язык педагогических действий.

Происходит обновление воспитательного процесса и в системе дополнительного образования, о чем свидетельствует принятие Концепции развития дополнительного образования детей. Дополнительное образование становится уникальной и конкурентоспособной социальной практикой наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

В 2016-2017 учебном году мы планируем научно-методическую конференцию по тематике дополнительного образования детей, которая более подробно осветит актуальные вопросы и тенденции в сфере этого направления образования.

Заканчивается действие Программы по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, Программы по созданию условий для воспитания школьников в Калининском районе Санкт-Петербурга на 2012-2016 годы. В январе 2016 года каждая школа района погрузится в разработку своей собственной уникальной Программы по созданию дополнительных условий для воспитания школьников на 2016-2020 годы. Но уже сейчас у нас есть ориентиры, есть новые направления, определены тенденции, есть опорные точки, благодаря которым мы будем выстраивать пути совершенствования воспитания в своих школах. В основу же разработки Программы будут взяты векторы развития стратегических документов, о которых я говорила в самом начале своего выступления.


Все упоминаемые мной документы Вы найдете в ресурсах конференции:
• Подборка «Воспитать Человека». Дополнительные материалы к районной научно-методической конференции- https://plus.google.com/u/0/collection/UXys9
• Подборка «Нормативная база воспитательной работы в школе. Коллекция ссылок на международные, российские и региональные документы. https://plus.google.com/u/0/collection/0uAMBB
• Подборка «Внедрение профессионального стандарта педагога» - https://plus.google.com/u/0/collection/Es_f9


 


 

Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме http://goo.gl/forms/vZMkCbRrRv.