Кубарева Анна Александровна. Как душа оживает на кончиках пальцев...

Кубарева Анна  Александровна,
педагог ОДОД,
автор программы «Умелые руки»

Как душа оживает на кончиках пальцев...

image3Очень люблю слово «рукоделие» - делание руками. Еще больше люблю его смысл.

Казалось бы, какое отношение имеет душа к созданию поделки руками?.. Делаешь-то руками… А ведь она есть и в моменте рождения идеи, и в процессе создания, и в проработке деталей, и в отношении к готовому изделию в дальнейшем… Но сначала душа должна жить в моменте обучения этому самому деланию руками. Это мое глубочайшее убеждение, без которого не было бы ничего: меня в школе, авторской программы, занятий…

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” писал: “Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, <...> тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.” [1]

Неоспоримы достоинства рукоделия с точки зрения развития мелкой моторики, что является важной составляющей успешного освоения программы начальной ступени общего образования. Здесь можно упомянуть работу с иголками, нитками, пряжей, крючком, а также работу с ножницами.

Навыки, получаемые на занятиях рукоделием, очевидно, пригодятся ребятам в самообслуживании. Легко представить, где можно применить такие техники рукоделия, как шитье, плетение, аппликация и другие.

И, конечно же, занятия рукоделием в начальной школе закладывают базовые навыки для успешности на уроках технологии в старших классах.

Программа объединения “Умелые руки” помогает обучающимся в развитии пространственного мышления, а также в прохождении пути от постановки цели, через определенную последовательность действий, к конечному результату и его оценке.

Кейсы:

Кейс 1. От практической задачи к алгоритму

Перед ребенком ставится задача: как из плоской тряпочки сделать объемную игрушку, сумочку, одежду для любимой куклы?.. Что куда загнуть, вывернуть, где соединить? И предлагается вариант ее решения с пояснениями. И, далее, через понимание процесса приходит навык самостоятельно извлекать аналогичные закономерности. В дальнейшем мы сможем увидеть пользу такой «тренировки» пространственного мышления на уроках геометрии.

image11 image6

Кейс 2. От планирования к аналитической и оценочной деятельности

Ребенок приходит с идеей определенного изделия, мы вместе определяем, какие материалы и в каком количестве ему потребуются, определяем последовательность действий и почему она именно такая, затем оцениваем результат с точки зрения аккуратности, технологической правильности и соответствия идее.

Кейс 3. От простого к сложному

Из опыта первого года работы объединения были сделаны выводы, внесены изменения в программу, и в этом учебном году с воспитанниками-первоклассниками мы начинали работу именно с отработки навыков работы ножницами, умения отрезать точно по линии. Тренировались сначала на бумаге и уже потом брались за ткань, сравнивали сложность и особенности. Таким образом, не только развивали мелкую моторику, но и немного облегчили работу ребятам на уроках технологии.

image12

Кейс 4. От забавы к практической пользе

На занятиях мы с ребятами забавляемся, примеряя в разные места глазки-пуговки, чтобы мордочка у игрушки-поделки появилась в нужном месте и была симпатичной. Затем эти пуговицы пришиваем, отрабатывая и этот навык. А в дальнейшей жизни они уже самостоятельно смогут заменить пуговицу на одежде, определив ее правильное место.

Нельзя оставлять без внимания и полезность тех изделий, которые создают ребята в процессе обучения. Это не только приятные эмоции от обладания уникальной вещью собственного производства или возможности порадовать маму. С первоклассниками, в период окончания изучения ими букв, мы шили мягконабивной алфавит. Отработали навыки шитья, соединения деталей, набивки. Ребята ручками, тактильно, знакомились с буквами параллельно с изучением их чтения и написания. Эти буквы-игрушки будут еще полезны на уроках и занятиях.  В следующем году договорились шить буквы немецкого алфавита. С воспитанниками-второклассниками мы готовили к выставке игру крестики-нолики: поле-мешочек и мягконабивные фигурки. Решили, что у нас эта игра будет называться “пончики-плюсики” (отталкиваясь от формы и объема) и будем в неё играть на переменах.

image10

Однако, потенциал данного объединения дополнительного образования с точки зрения комплексного подхода гораздо больше. И ценность его для начального образования выше.

Достаточно очевиден тот факт, что курс рукоделия «Умелые руки» имеет большой интеграционный потенциал. Это проявляется в знакомстве ребят с различными сторонами материального мира, с технологиями преобразования сырья, энергии, информации, а также в органичном сочетании  ручного труда с литературой, историей, культурой и др. Например, при подготовке работ к празднику Пасхи мы обсуждали с ребятами историю праздника, религиозную основу, народные традиции, связанные с ним. При обсуждении технологии производства тканей и пряжи вспоминали сказку «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена, а именно рубашки из крапивы.

Для более детальной и обоснованной оценки интеграционных возможностей рукоделия в начальной школе (интеграции с основной, базовой программой начальной школы) рассмотрим его участие в решении задач НОО (начального общего образования), поставленных перед образовательными учреждениями ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом).

Данный документ гласит: «Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.» [2]

Согласно п.11 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- пп.1 п.11: «Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления».  О поиске средств для достижения поставленной задачи мы говорили выше.

- пп.2 п.11: «Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».  Данный пункт целиком и полностью связан с деятельностью на занятиях рукоделием, т.к. является формулировкой одной из задач объединения. Моя программа построена таким образом, что ребенок постепенно осваивает все большее количество техник, и после освоения каждой из них ему предлагается создать изделие по выбору с использованием всех полученных на данный момент навыков и умений. Далее, он сам придумывает изделие, которое желает изготовить, и находит необходимые для этого техники и материалы. И на этом этапе он осваивает всё новые способы решения проблем творческого и поискового характера.

- пп.3 п.11: «Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата». Мы уже говорили более подробно о прохождении пути от постановки цели, через определенную последовательность действий, к конечному результату и его оценке. На этапе оценки, кроме всего прочего, делаются выводы об эффективности тех или иных способов достижения цели и используются в дальнейшей работе (конечно, с помощью преподавателя, который акцентирует внимание ребенка на этом).

- пп.4 п.11: «Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха». Ситуация успеха вполне ясна. Здесь уместно делать выводы об удачности выбора техники, метода, о старании и т.д. А с ситуацией неуспеха на занятиях рукоделием ребенок сталкивается достаточно часто. Может быть,  чаще, чем в основной учебной деятельности. И если бы вы видели, какими разными бывают реакции детей, когда я сообщаю им, что в данной ситуации не смогу ничего исправить, что необходимо распороть/распустить и переделать!.. Попадая в такие обстоятельства регулярно, ребенок учится не только спокойно относиться к неудаче, но и конструктивно действовать, чтобы ее исправить.

- пп.5 п.11: «Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии». В начальной школе мы можем научить ребёнка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить ситуацию. Здесь может идти речь о рефлексии содержания, об осмыслении способов работы с учебным материалом, поиске рациональных приёмов, рефлексии настроения и эмоционального состояния, установлении эмоционального контакта [3]. В рамках творческого объединения установление именно эмоционального контакта в большей степени возможно. На это работает и располагающая атмосфера, и количество учеников, и сам характер деятельности. Работая руками, мы с ребятами успеваем что-то обсудить, чем-то поделиться и даже спеть песенку. Часто возникает и тактильный контакт (здесь тоже много наблюдений, это может стать темой для отдельного обсуждения).

- пп.6 п.11: «Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач». Это получение навыков чтения схем и инструкций в рукоделии.

- пп.7 п.11: «Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Примером может служить ситуация, когда я прошу одного из воспитанников, владеющего каким-то навыком, попытаться передать его другому, которому нужна помощь.

- пп.12 п.11: «Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих». Участие кружка в решении этой задачи НОО выражается в деятельности обучающихся при создании коллективных работ.

Пояснение остальных подпунктов не представляется необходимым, т.к. место занятий рукоделием в описываемых ими задачах очевидно, и документ, к которому я обращаюсь,  всем известен и доступен.

Скажу лишь, что в каждом из 16-ти пунктов, характеризующих метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (согласно п.11 ФГОС НОО), мы находим отражение знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях рукоделием. Так же, как и в большинстве предметных результатов (п.12 ФГОС НОО). Из чего можно сделать вывод, что пространство интеграции обязательного и дополнительного образования, на примере занятий рукоделием в начальной школе, очень велико. И необходимо использовать этот потенциал на практике.

Для педагогов и методистов полезен и продуктивен и иной подход. Интересно и информативно рассмотрение внешнего и внутреннего уровней интеграции дополнительного образования в целом и рукоделия в частности. В качестве границы предлагаю принять пределы образовательного учреждения.

Внешний уровень в данном случае проявляется в применении знаний, умений и навыков рукоделия в повседневной жизни отдельного человека (в том числе самообслуживании) и ранней профориентации.

На этом уровне важно осветить и интеграцию с учреждениями социальной сферы (больницы, дома-интернаты и пр.) в целях проведения благотворительных акций и мероприятий. Предлагая ребенку данный вид (уровень) интеграции, мы позволим ему расширить угол зрения, увидеть социальное пространство вокруг, за пределами школы и дома. Кроме этого, дадим возможность участия в социальной жизни через создание продуктов ручного труда – будучи маленьким человеком, он может, получив определенные знания и навыки, создать что-то не только для себя, но и для кого-то, кто в этом нуждается. Таким образом, поможем ребенку сформировать собственную значимость, высокую самооценку, добросердечность и активную социальную позицию. С помощью занятий рукоделием возможно вложить любовь в детские сердца, заставить ее ожить на кончиках пальцев и отправить дальше нести тепло и свет. Вы только вдумайтесь!

Внутренний уровень в данном случае предполагает создание вариантов интеграции в рамках комплексных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом. Здесь можно выделить:

- Уровень предмета (формирование внутрипредметных связей для целостного представления предмета). На этом уровне проходила работа над составлением и оформлением образовательной программы объединения, когда мною определялись цели, содержание, масштаб, формы интеграции.

- Уровень комплексной образовательной программы (формирование межпредметных связей). Такие связи могут оформляться в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами.

- Уровень учреждения (формирование образовательного пространства учреждения в целом).

Оценив содержательный потенциал своего кружка, мне хотелось бы предложить вариант комплексной программы. Основная идея, вокруг которой предполагается объединение, - истоки культуры и исторические традиции народов России. Актуальной, на мой взгляд, была бы интеграция таких направлений дополнительного образования, как рукоделие, танец, театр, подвижные игры, изобразительное искусство. Занимаясь по данной программе, ученик начальной школы мог бы получить и разностороннее дополнительное образование, и целенаправленную  занятость во внеурочное время внутри образовательного учреждения, и комплексное представление о культуре и истории своей страны.

Обучаясь рукоделию в детстве, человек учится создавать предметы руками, трудиться душой и тренировать ум. Все это формирует определенный алгоритм получения знаний и навыков в дальнейшей жизни, закладывает некоторый необходимый базис самосовершенствования.

Глубокая интегрированность рукоделия в нашу жизнь и большая комплексность результата занятий им являются именно теми характеристиками, которые дают возможность пронести это «через всю жизнь» и во времени, и пространстве. Во времени - получение новых результатов с каждым днем, годом, с каждым созданным изделием. В пространстве - использование не только в самообслуживании, в собственной жизни, но и на благо других; не только совершенствование в рукоделии, но и познание других сфер деятельности, областей знаний [См. также 4].

Любовь, работу с любовью не пропишешь ни в одной программе, ни в одной методической рекомендации. И все мы знаем и согласимся с тем, что именно такое отношение к работе педагога единственно верное, оно подразумевается по умолчанию. Я люблю рукоделие с детства. Я люблю детей. И очень надеюсь, что мне удастся передать эту любовь вместе с навыками моим воспитанникам, что, пользуясь руками и сердцем, они научатся трудиться, любить и любить трудиться.

Литература и источники

[1]  Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну. - Киев: Рад. шк., 1985. - 557 с. // URL:   http://www.lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

[2] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) URL: http://минобрнауки.рф/документы

[3] Гладышева Н. Н. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальных классах. URL:http://s93perm.ru/uchitelyam/metodicheskaya-rabota/nashi-publikatsii/senina-om/gladysheva-nn/

[4] Интеграция общего и дополнительного образования.  Презентация. URL: http://www.pkdod.ru/sites/default/files/documents/Integracia.pdf

 


Все материалы комплексной публикации Кубарева Анна  Александровна. Как душа оживает на кончиках пальцев...

Приложение 1. Наши умелые ручки!
Приложение 2. Процесс создания мягконабивной буквы
Приложение 3. Наши работы

 

Дополнительная информация