Кубарева А.А. Учим добру. Из опыта участия в благотворительных акциях

Кубарева Анна Александровна,
учитель технологии,
педагог дополнительного образования

 

Учим добру. Из опыта участия в благотворительных акциях

 

“...Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!”

Н.А.Заболоцкий

Как ребёнок знакомится с понятием благотворительности? Как и со многими другими важными в жизни вещами - на примере своих родителей. Но иногда происходит так, что творить благо дети учатся вне семьи. И тогда они своим примером вовлекают в эту деятельность близких. А так ли важно, кто начал первым? Или гораздо важнее, что это дает самому ребёнку? Поделюсь своим опытом вовлечения в благотворительную деятельность своих учеников и их родителей.

С 2015 года я руковожу в школе объединением допонительного образования "Умелые ручки". Это занятия, направленные на получение базовых навыков различных видов рукоделия, для учащихся начальных классов. Составленная мною программа изначально предполагала своей целью обучить ребят основным навыкам этого мастерства и показать, что, используя только их, можно создавать очень многое. И в продолжение - предоставить им возможность на собственном примере убедиться, что, обладая даже такими минимальными навыками, можно сделать что-то приятное и полезное не только для себя. Об этом, в том числе, шла речь в моем выступлении "Потенциал  программы "Умелые ручки" в начальной школе” на конференции "Интегрированный подход к реализации программ дополнительного образования" 14 декабря 2016 [1]

Первой благотворительной акцией, которую я подготовила и провела с моими учащимися и их родителями, была акция “Лоскутки добра”. Её идея возникла, когда в рамках программы ребята начали учиться вязанию крючком. На начальном этапе первоклассники, конечно, не смогли бы создать самостоятельно какое-то большое изделие полностью. Но им вполне по силам было связать небольшой лоскуток. Сначала мы просто мастерили из них маленькие набивные игрушки. А потом они превратились в нечто большее... 

 krjuchok

На просторах сети Интернет я познакомилась с руководителем группы помощи недоношенным детям "Ярушка". В рамках своей деятельности, кроме всего прочего, члены этой группы собирали вязаные носочки, шапочки и пледики для недоношенных малышей, от которых отказались родители, и передавали их в медицинские учреждения Санкт-Петербурга. Эти крохи долгое время находятся в специальных кювезах с большим количеством постоянно подключенных к ним трубок и катетеров. Одеть таких пациентов невозможно. Но им очень нужно тепло. И единственный вариант крох утеплить - одеть их в те самые теплые шапочки и носочки, и укрыть пледом. Учитывая размеры недоношенных отказничков, эти пледики должны быть очень маленькие по сравнению с обычными.

kub-04

Я рассказала ребятам, что из их лоскутков можно собрать такие очень нужные вещи. И дети откликнулись. Они стали работать с удвоенным старанием. А чтобы лоскутков было больше, я предложила их мамам, бабушкам и сестрам присоединиться к нашей акции. И дальше эта история получила неожиданное, очень динамичное и позитивное развитие.

Затем принять участие в акции было предложено старшеклассницам в рамках уроков технологии. Об акции рассказали в школьной группе ВКонтакте. Я предложила время, когда готова была всем желающим помочь освоить или восстановить навыки вязания крючком, чтобы связать хотя бы один лоскуток для этого доброго дела. Позже состоялся мастер-класс по вязанию "лоскутков добра", в котором приняли участие мамы учащихся нашей школы и даже учителя.

kub-05

И в итоге ко Дню защиты детей мы передали через группу "Ярушка" в больницы города целый пакет маленьких пледиков для недоношенных отказничков. См. в моём портфолио историю об  акции "Лоскутки добра" [2].

kub-06

Эта акция показала, что вовлечь в благотворительную деятельность младшеклассников совсем не сложно. Они охотно отзываются на предложение о возможности помочь другим детям. А также старикам, животным, людям с ограниченными возможностями... Подтверждением этого послужили и другие добровольческие мероприятия. Конечно, ребятам нужна помощь со стороны взрослых: в поиске идей, постановке конкретных задач (они в силу возраста еще не в состоянии увидеть проблемы, в решении которых могут помочь), в организации процесса, во взаимодействии с социальными партнерами, другими взрослыми и во многом другом.

Еще одной нашей "рукодельной акцией" стала подготовка новогодних подарков для подопечных АНО "Все дети могут!" из города Новороссийска. Эта организация помогает детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития и их семьям [3], [4]. Мы с ребятами подготовили для них индивидуальные подарки. Для того, кто общается с этим миром через музыкальные звуки - игрушку с бубенчиками и погремушкой. Для того, кто не может видеть - очень мягкую и с камушками разной формы внутри, чтобы их можно было трогать. А для одной маленькой принцессы в красивой коляске - нежную набивную и в розовой юбочке! Еще были брелки-игрушки в виде символа года и открытки для родителей ребят. Подарков было не много, но они были индивидуальными и от всей души! Нас от души поблагодарили, что было также очень важно для участников объединения  [5], [6].

kub-02

Участие родителей в этой акции заключалось не в помощи с изготовлением, материалами, инструментами или доставкой. Но оно оказалось чрезвычайно важным и в практическом, и в организационном смысле. Мне потребовалось их согласие на то, что дети будут участвовать именно в такой акции. Я предоставила родителям информацию о её сути, об организации, с которой планировала сотрудничать, а также о том, что буду рассказывать ребятам о тех, для кого мы будем готовить подарки и пояснять, почему именно такие. Да, мне предстоял непростой разговор с моими учениками и ответы на множество вопросов. Но я была к нему готова. А вот родители, возможно, и не планировали пока подбираться к обсуждению подобных тем со своими детьми. Им нужно было на это решиться и подготовиться. Ведь после разговоров со мной ребята приходили с этой информацией домой. И здесь требовалось участие родителей, чтобы уложить новые знания в голове и сердце. Чтобы поддержать, а не отпугнуть. И я очень благодарна им за поддержку! И очень рада тому, что ни один из родителей этой группы не высказал отказа от участия ребенка в мероприятии.

Кроме подарков мы передали в Новороссийск еще и видеопоздравление. На участие в его съемке и на публикацию мне также требовалось согласие родителей. 

Видеопоздравление участников кружка 

 

Это получилась очень "тихая" акция, хотя мы и не молчали о ней. В числе прочего она выявила для меня множество новых аспектов обучения добру. Такие юридические, этические, воспитательные аспекты участия несовершеннолетних в добровольческих акциях тоже важно учитывать. В противном случае, ваши добрые намерения могут вызвать негатив. А это совсем не то, что хочешь получить, организуя такие мероприятия.

Хочется рассказать еще об одной акции, объединившей усилия школы, ребят и их семей. Это "Метры тепла". В рамках акции учащимся было предложено связать своими руками теплые шарфы для ветеранов, чтобы вручить их в рамках празднования в школе Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Мы измеряли общую длину всех собранных для акции шарфов. В результате узнавали, какое количество метров тепла нам удалось создать и подарить бабушкам и дедушкам из ветеранской организации. Проводилась эта акция дважды. И каждый раз была с трепетом принята как ветеранами, так и учениками. Ребята постарше вязали сами, малыши - видели, как это делают мамы или бабушки, и с гордостью сдавали мне свои шарфы. Снова в нашем добром деле поучаствовали сердца и руки мам, сестер, бабушек… Снова вокруг добра объединились семья и школа. И снова это произошло через детей.

Стоит также упомянуть и про другие акции и мероприятия, в которых на постоянной основе принимают непосредственное участие дети с разного рода поддержкой родителей. Это "Крышечки доброТЫ" - сбор и сортировка пластиковых крышечек, сбор продуктов и необходимых вещей для Центра помощи диким животным "Велес", изготовление, сбор и упаковка новогодних подарков для Дома инвалидов, для детей с онкологией и другие.

Участие родителей в добровольческой деятельности детей, организованной школой, разное. Это моральная и информационная поддержка, финансовое участие, организационная и непосредственная помощь. Но наиболее важным мне представляется вариант, когда в акциях дети могут участвовать самостоятельно, без помощи родителей, но с их поддержкой. Одно дело, когда родитель покупает пакет конфет, а ребенок приносит его в школу и передает для новогодних подарков в детский дом. А другое – когда он самостоятельно вяжет лоскуток или изготавливает открытку. Тогда автор этого доброго дела только он. Сам! Благодаря собственным навыками и умениям! Каким важным и сильным он чувствует себя в этот момент! Однако, поддержка и одобрение семьи и в таком случае неизбежно возникают. И именно эта цепочка представляется мне наиболее ценным вариантом взаимодействия.

Объединение вокруг благотворительных акций - это другая грань взаимодействия семьи и школы. Это уже не про учебу. Это уже не про "надо". Ведь это – исключительно добровольная деятельность. И да, изначально не было целью вовлечение в нее родителей. Оно - естественная часть процесса. Возможно, в этом и секрет успеха.

Общее доброе дело объединяет! Объединяет учтителей с учениками, детей между собой, детей с родителями, семью со школой. И тут уже становится неважным, кто здесь учитель, кто начал первым. Важен результат. Доброе дело свершилось!

 

Литература и источники

[1] Кубарева А.А. Потенциал программы "Умелые руки" в начальной школе //Интегрированный подход к реализации программ дополнительного образования. Районная научно-методическая конференция. 14 декабря  2016. [Электронный ресурс]. Дата публикации 12.12.2016. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kubareva-a-a-potentsial-programmy-umelye-ruki-v-nachalnoj-shkole

[2] Акция "Лоскутки добра" / Кубарева А.А. Портфолио.  [Электронный ресурс]. Дата публикации 12.12.2016. URL:
  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kubareva-ucheniki/2256-aktsiya-loskutki-dobra

[3]  Автономная некоммерческая организация помощи детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития «Все дети могут». [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2020. URL: https://vsedetimogut.ru/

[4] Благотворительная организация "Все дети могут" /Группа ВК. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2020. URL: https://vk.com/vsedetimogut

[5] Благодарственное письмо от АНО "Все дети могут!", г.Новороссийск / Кубарева А.А. Портфолио. [Электронный ресурс]. Дата публикации 05.06.2019. URL:
http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kubareva-nagrady/2559-blagodarstvennoe-pismo-ot-ano-vse-deti-mogut-g-novorossijsk

[6] Осторожно! Высокое содержание отзывчивых людей / Благотворительная организация «Все дети могут» /Группа ВК. [Электронный ресурс]. Дата публикации 12.02.2018. URL: https://vk.com/handarbeit_72?w=wall-85094594_459 


Ссылка для цитирования:

Кубарева А.А. Учим добру. Из опыта участия в благотворительных акциях//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kubareva-a-a-uchim-dobru-iz-opyta-uchastiya-v-blagotvoritelnykh-aktsiyakh

 

Дополнительная информация