Кубарева А.А. Потенциал программы "Умелые руки" в начальной школе

2016-11-23 205721Программа кружка помогает обучающимся в развитии пространственного мышления, а также в прохождении пути от постановки цели через определенную последовательность действий к конечному результату и его оценке.

 

Кубарева Анна  Александровна,
педагог ОДОД,
руководитель объединения «Умелые руки»

Потенциал  программы «Умелые руки»  в начальной школе

Достаточно очевиден тот факт, что программа рукоделия "Умелые руки" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Налицо также комплексный подход во взаимодействии с литературой, историей и культурой. Неоспоримы достоинства рукоделия с точки зрения развития мелкой моторики, что является важной составляющей успешного освоения программы начальной ступени общего образования. Программа кружка помогает обучающимся в развитии пространственного мышления, а также в прохождении пути от постановки цели через определенную последовательность действий к конечному результату и его оценке. Однако потенциал данного объединения дополнительного образования с точки зрения комплексного подхода гораздо выше.

В каждом из 16-ти пунктов, характеризующих метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (согласно п.11 ФГОС НОО), мы находим отражение и участие знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях кружка "Умелые руки". Так же, как и в большинстве предметных результатов (п.12 ФГОС НОО). Из чего можно сделать вывод, что пространство интеграции обязательного и дополнительного образования на примере занятий рукоделием в начальной школе очень велико. И необходимо использовать этот потенциал на практике.

Интересно и информативно также рассмотрение внешнего и внутреннего уровней интеграции дополнительного образования. В качестве границы в данном случае предлагаю принять пределы образовательного учреждения.

Внешний уровень в данном случае проявляется в применении знаний, умений и навыков рукоделия в повседневной жизни отдельного человека и ранней профориентации. На этом уровне важно осветить и интеграцию с учреждениями социальной сферы (больницы, дома-интернаты и пр.) в целях проведения благотворительных акций и мероприятий. Предлагая ребенку данный вид интеграции, мы позволим ему расширить кругозор, увидеть социальное пространство вокруг, за пределами школы и дома. Кроме этого мы дадим ему возможность участия в социальной жизни через создание продуктов ручного труда. Таким образом мы поможем ребенку сформировать собственную значимость, высокую самооценку, добросердечность и активную социальную позицию.

Внутренний уровень в данном случае предполагает создание вариантов интеграции в рамках комплексных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом. Здесь можно выделить:
- уровень предмета (формирование внутрипредметных связей для целостного представления предмета);
- уровень комплексной образовательной программы (формирование межпредметных связей);
- уровень учреждения (формирование образовательного пространства учреждения).

Оценив интеграционный потенциал своего объединения и возможности, которыми располагает в этом направлении отделение дополнительного образования нашей школы, мне хотелось бы предложить вариант комплексной программы. Основная идея, вокруг которой предполагается объединение - истоки культуры и исторические традиции народов России. Актуальной была бы интеграция таких направлений дополнительного образования, как рукоделие, танец, театр, подвижные игры, изобразительное искусство. Занимаясь по данной программе, ученик начальной школы мог бы получить и разностороннее дополнительное образование, и целенаправленную занятость во внеурочное время внутри образовательного учреждения, и комплексное представление о культуре и истории своей страны.

Литература и источники

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) URL: http://минобрнауки.рф/документы

Гладышева Н. Н. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальных классах. URL:http://s93perm.ru/uchitelyam/metodicheskaya-rabota/nashi-publikatsii/senina-om/gladysheva-nn/

Интеграция общего и дополнительного образования.  Презентация. URL: http://www.pkdod.ru/sites/default/files/documents/Integracia.pdf


Если Вы не видите презентацию в формате flash, значит Вы просматриваете портал с планшета или устройства, браузер которого не поддерживает flash. Решением для планшетов/смартфонов является беаплатный браузер Puffin с поддержкой flash.

Презентация в формате pptx также доступна для скачивания в приложении.


Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме 

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSejkfCpEG7mijF4uFeI2w6jvCqTZydeEadruyPUXkI1IdC8mw/viewform

Вложения:
Скачать этот файл (02-kubareva-umelyje-ruki.pptx)02-kubareva-umelyje-ruki.pptx[ ]572 kB

Дополнительная информация