Колобова Ольга Николаевна. Приёмы и методики подготовки экскурсии на немецком языке

Колобова Ольга Николаевна

Приёмы и методики подготовки экскурсии на немецком языке

2015-01-03 140709В 2011-2012 году руководство курсом “Исаакиевский собор” было  поручено мне. Что же новое было  привнесено в проект? Какие инновационные технологии, приёмы и методики  могли заинтересовать ребят  в учебном процессе?

Новые стандарты обучения связаны с применением информационно-коммуникативных технологий. Мы использовали для занятий 17 кабинет (конференц-зал), что позволило применять мультимедийные средства, электронные энциклопедии и словари, образовательные ресурсы Интернета,  DVD-диск с картинами и иллюстрациями на занятиях в школе.

2014-10-23 144011

Нам был предоставлен DVD-диск, подготовленный сотрудниками собора к 150-летию открытия собора. Он оказался очень полезен в обучении  [1].

dvd

О работе над проектом в 2011-2012 году  можно почитать на странице сайта Живая школа   “О методике работы и задачах кружка "Юный экскурсовод" - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2011-2012.html.

Начиная работу, я отметила, что старшеклассники  нашей школы, приняв участие в проекте, имеют  замечательную возможность в будущем связать свою жизнь с профессией экскурсовода со знанием немецкого языка.  Сотрудник   Исаакиевского собора по работе со школьниками    Елена Витальевна  Шаповалова на первом занятии выступала перед ребятами с увлекательным рассказом об этой профессии. Многие слушали заинтересованно.

Также я хочу заметить, что число участников проекта растёт. В этом (2014-2015) учебном году их уже 18. С нами работает  экскурсовод Исаакиевского собора - Елена Васильевна Леденеева..

По плану мы составляем  тексты объектов показа после каждой экскурсии по определённой теме. Экскурсии проводятся один раз в месяц, а в конце учебного года, к приезду группы школьников из гимназии Хайдберг,  мы встречаемся чаще на практических занятиях в музее, проводя пробные экскурсии на русском и немецком языках под руководством сотрудника музея.

Так как в проекте могут участвовать ученики восьмых, девятых и десятых классов, необходимо было  индивидуализировать процесс обучения, учитывать уровень подготовки учащихся разных классов, а также индивидуальные особенности и   характеры участников.

Сотрудники музея  предложили нам  методические указания, содержащие ряд уроков на немецком языке  по вопросам истории строительства и внутреннего убранства Исаакиевского собора. Были предложены  и  рекомендации по составлению текста экскурсии на русском языке, согласно которым описание объекта показа  должно основываться на научных положениях, данных истории и искусствоведения. Ребята учились делать  профессиональный анализ архитектуры и искусства и внутреннего убранства, показывать художественные достоинства памятника, давать слушателям почувствовать эмоциональное воздействие произведений искусства. Работа над историческим и экскурсоведческим материалом требовала серьезной теоретической подготовки,   методические материалы  мы использовали в течение всего курса [2], [3], [4], [5]

В 2014 году  сотрудниками музея были подготовлены  рабочие тетради с интересными заданиями по  истории, живописи, архитектуре. Тетради помогают закрепить знания, полученные на лекционных и практических занятиях. Ребята легко выполняли такие  задания, так как на лекционных занятиях всё о чём рассказывала экскурсовод, тщательно конспектировалось, и это, пожалуй, тоже для школы нововведение.

Затем, используя метод дискуссии, уже на занятиях в школе ребята отбирали  тот материал, который необходим для точного описания объекта показа. Дискуссия как метод обучения  позволяет сообща  составить текст на русском языке для каждого объекта показа. Творческая работа при составлении описания приветствуется.

Параллельно с составлением текстов на русском языке, проходил перевод текстов на немецкий язык. Перевод на немецкий язык каждого текста проводился индивидуально, но проверка правильности проходила сообща. Помощь в редактировании текста оказывал учитель нашей школы из Германии  Хайко Шрёдер.

В результате появлялись параллельные тексты на немецком и русском языках. Пробные экскурсии проводились  на русском языке, затем давалось время для тщательной подготовки экскурсии на немецком языке - публичной экскурсии для участников школьного обмена.

Для  учителя  такой замечательный объект изучения, как Исаакиевский собор, также очень интересен. Моя цель – обучение общению на немецком языке. Изучая историю строительства собора, его внутреннее убранство, внешний вид,  мы имеем наглядный  материал для обучения лексике.  На примере многих тем можно также повторить и обобщить грамматический материал,  наглядность позволяет повысить результативность обучения и заинтересовывает учащихся в учебном  процессе.

Время обзорной экскурсии не позволяет дать анализ большого количества произведений, поэтому мы останавливаемся на  наиболее значительных из них. Мы начинаем курс с изучения трех церквей – предшественников собора. Их история возвращает нас в далёкие времена начала XVIII века. Вновь появляющемуся городу нужна церковь. Город на Неве быстро развивался. И среди первых зданий в 1710 году была сооружена церковь в честь Петра I памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, её назвали Исаакиевской.Затем были вторая, третья и в 1818 году, во времена правления Александра I, который был известен своей реформаторской деятельностью, было принято решение о строительстве новой церкви по проекту и под руководством Огюста Монферрана. Феномен Монферрана, француза по национальности, который стал знаменитым русским архитектором, изучают учащиеся курса с вниманием. Параллельно очень удобно и эффективно на лексическом материале этой темы расширить и грамматические знания по пассивному залогу.

Фигура архитектора вызывает интерес у учеников. Они внимательно изучают всё, что связано с ним и факт, что Монферран умер через несколько дней после завершения работ церкви как это и ему предсказали , делает его образ таинственным. Александр II не разрешил похоронить Монферрана, как это было принято, под последним его творением. Его прах был отвезен во Францию и там могила затерялась.

Курс рассматривает также вопросы возникновения христианства и другие вопросы истории религии. История создания церквей возвращает нас к легенде об Исааке Далматском. Она направляет нас к истокам возникновения христианства. Учащиеся должны научиться кратко рассказывать историю возникновения христианства, опираясь на религиозную лексику   и используя такие понятия, как Старый завет, Новый завет, важнейшее отличие католической веры от православной.

Интересно будет ученикам познакомиться с внутренним интерьером Исаакиевского собора. Облицовочный камень – это целая тема, ведь для строительства использовались полудрагоценные камни и облицовочный мрамор. Мрамор завозился из Франции, Италии, а также из России. Малахит с Урала применяли для монолитных изделий, используя особый метод "русской мозаики".

Ученикам важно понимать многие термины, употребляющиеся в описании архитектуры, скульптуры, мозаики. Экскурсоводы собора подробно объясняют эти термины, остаётся только перевести их на немецкий язык.

Большая часть экскурсии касается вопросов живописи. Более 150 картин, находящихся в соборе, познакомят учащихся с достижениями русской школы живописи. Тема внутреннего устройства собора прекрасно подходит для изучения грамматической темы "Распространенные определения". Учащиеся составляют сложные предложения, одновременно расширяя свой лексический запас прилагательных.

Исаакиевский собор – это достижение русской и мировой строительной техники. В здании собора использованы новые оригинальные технические и инженерные решения. 

Работа экскурсовода собора была очень важна для нас также и потому, что только профессиональный  экскурсовод мог научить нас, как правильно располагаться к  объекту показа, как правильно работать в движении.

Очень важно, что в последние годы мы проводим итоговые экскурсии в выходной день музея, а это значит, что  Исаакиевский собор в этот день открыт только для нас и наших гостей.  

2015-01-03 141159

Наш проект является метапредметным и соответствует новой концепции образования, реализуя системно-деятельностный  подход. Он учит добывать и использовать знания на практике. Конечный результат - итоговая экскурсия в соборе -  повышает мотивацию в обучении  и заинтересовывает учащихся в учебном процессе.  


 

 


Литература и источники                             

[1]  Исаакиевский собор. Мультимедийный альбом. ГУК ГМИ “Исаакиевский собор”, 2005

[2]  Butikov Georgij Sankt Petersberg Verlag GmbH, Gottschalk Plűschau, 1991

[3] Isaak-Kathedrale N. Nagorski, 2002: Text. S. Brammerloh, 2002: Űbersetzung, Kunstverlag "P-2", St-Petersburg, 2002

[4]  Бутиков Г.П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор – Лениздат, 1979

[5] Голикова Е.А. Музей-школе. Учебно-методическое пособие по немецкому языку – Санкт-Петербург, 2010.

Ссылки

●  Страница “Юный экскурсовод 2011-2012” - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2011-2012.html.

●  Страница “Юный экскурсовод 2013-2014” - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2013-2014.html.

●  Фотоотчёт об итоговой экскурсии - http://schule72spb.ru/vne-klass/exkursii/ex-2013-2014.swf

 

Дополнительная информация