Колобова Ольга Николаевна. Социально-педагогический проект ”Музей-школе”
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 06:35
- Автор: Administrator
- Просмотров: 896
Колобова Ольга Николаевна,
учитель немецкого языка
Социально-педагогический проект ”Музей-школе”
(Социальный партнер - музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»)
Аннотация
Спецификой школы с углубленным изучением немецкого языка является дополнение учебного плана методиками, позволяющими добиться лучших учебных результатов в изучении иностранного (немецкого) Учебно-исследовательская деятельность с социальными партнерами является значительным ресурсом развития школьников, углубления знаний и навыков на профильном уровне, расширения кругозора, а также профориентации. В основу настоящей статьи положен реальный опыт работы по методу проектов со старшими школьниками.
Сотрудничество музея и школы всегда носит характер социально-педагогических проектов. Эта работа популярна и активно ведется педагогами России. “Основа сотрудничества музея и школы в рамках блока «музейная педагогика в школе», была заложена Государственным Русским музеем, и уже получила распространение в российском образовании. Об этом свидетельствует опыт гимназии им. Кирилла и Мефодия при Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве, работа по интеграции педагогических программ гимназии № 2 и Пермской художественной галереи, опыт музеев и школ Тулы, Саратова, Петрозаводска и других городов страны.” [1].
“Создаются музейно-педагогические службы — отделы, центры, секторы, в которых развиваются направления и формы работы, соответствующие новой парадигме. Сегодня они работают параллельно с традиционными музейно-просветительскими (пропагандистскими) подразделениями (экскурсионными, лекционными и т. д.) или, согласовывая свои планы, взаимно дополняют друг друга. В свою очередь, школы имеют возможность широкого выбора близких им форм сотрудничества с образовательными службами музея" [2].
В нашей школе, с углублённым изучением немецкого языка, работа с социальными партнёрами представлена в том числе совместным социально-педагогическим проектом, который основан на разработке материалов, отражающих историю создания и архитектуру двух соборов, входящих в Государственный музей-памятник Исаакиевский собор и проведении экскурсии на немецком языке для участников школьного обмена и проекта “Мир профессий” из городов Германии Гамбурга и Дрездена. Это дает возможность углубить знания немецкого языка в области культуры,архитектуры, истории.
Наш социальный партнер - это Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный музей-памятник “Исаакиевский собор” [3].
В работе школы с музеями есть почти 10-летняя традиция: в 2008-2009 учебном году она велась на площадках Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова (Спас на крови). В рамках сотрудничества с музеями в школе реализуется программа дополнительного образования “Юный экскурсовод” на немецком языке для учащихся 8-10 классов, (См. страницу архивную страницу на сайте Живая Школа “О методике работы и задачах кружка "Юный экскурсовод"" - http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2011-2012.html)
В тесном сотрудничестве с учителями немецкого языка работали наши социальные партнёры - сотрудники сектора музейной педагогики. В этом учебном году (2017-2018) от сектора музейной педагогики нас курирует Анна Александровна Вичиньски.
Хочется отметить, что по окончании курса “Юный экскурсовод” участники социально-педагогического проекта получают сертификат о прослушивании курса занятий по абонементу “Под сводами Исаакиевского собора” в рамках культурно-образовательной программы “Музей-школе”, о подготовке и проведении экскурсии на немецком языке для немецких учащихся из Гамбурга.
Проект носит выраженный междисциплинарный характер. Курс строится на интеграции двух учебных дисциплин: истории и культуры Санкт-Петербурга и немецкого языка. В течении прохождения курса участники проекта получают необходимые теоретические знания в области архитектуры и искусства, формируют основные навыки и теоретические знания в области совершенствования техники перевода, знакомятся с различными видами живописи и убранства Исаакиевского собора. В течение года обучения дети совершенствуют свои знания в области немецкого языка и истории. Повышенное внимание уделяется самостоятельной работе воспитанников, индивидуальной работе с каждым подростком.
Цель социально-педагогического проекта - развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историей родного города, обеспечение эмоционального благополучия учащегося через увлечение его искусством. Итогом нашей работы является проведение экскурсии в Исаакиевском соборе на немецком языке для групп школьников из гимназий городов Гамбурга и Дрездена.
Наши задачи:
- Развитие духовного мира учащихся через ознакомление с историей, архитектурным и культурным наследием Санкт-Петербурга;
- Совершенствование культуры общения по различным целевым направлениям и коммуникативным намерениям;
- Реализация навыков ведения дискуссии, умения контактировать, связно высказываться по теме;
- Развитие навыков анализа и обобщения информации;
- Совершенствование техники перевода с русского на немецки;
- Приобретение и закрепление новой лексики, связанной с тематикой программы, с дальнейшим использованием в экскурсиях учащихся;
- Углубление лингвистических знаний по всем видам деятельности.
Участники проекта также посещают музей каждый месяц в течении учебного года, прослушивая тематические занятия, подготовленные сотрудниками методического отдела под руководством заведующая сектором музейной педагогики. График проведения определяется в сентябре, в начале каждого года, в соответствии с курсом занятий по абонементу. Предусматривается одно музейное занятие в месяц, а перед приездом немецких школьников в марте проводятся дополнительные занятия-репетиции по ранее определенным датам.
Итак, в соответствии с разработанным тематическим планом в музее проводятся ежемесячно лекционно-экскурсионные занятия. Кроме того в заключении каждой темы проводятся практические занятия снова на базе музея. Занятия в школе посвящены обработке материала и переводу его на немецкий язык. Все занятия проводятся во внеурочное время.
В помощь школе учебный сектор Государственного музея памятника ”Исаакиевский собор” разработал методическое пособие и рабочую тетрадь, где есть место и работе по углублению изучения немецкого языка. В разработке этого пособия принял участие Российский государственный педагогический университет имени А.И Герцена.
В учебно-методический комплект входят учебно-методические пособия по изобразительному искусству, по МХК и литературе, по русскому языку и работе с текстом, по математике, по физике, химии и, конечно, по немецкому языку. Это позволяет подробнее познакомиться с историей и архитектурой памятников - Исаакиевского собора и Спаса на Крови, а также выяснить, как при строительстве соборов реализуются законы гуманитарных, естественных и математических наук.
Программа предназначена для детей в возрасте от 12 до 17 лет включительно. Группа формируется в количестве 15 человек, в неё принимаются все желающие, соответствующие возрастному ограничению. (См. программу в приложении к настояей статье.) Срок реализации программы – 1 год обучения. Общий объем программы – 108 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 3 ак. часа.
Актуальность программы основывается на характерном для этого возраста интересе учащихся к творческому самовыражению. Возможность почувствовать себя профессиональным экскурсоводом дает этот курс. Знание немецкого языка всегда востребовано. Школьный обмен с гимназией города Гамбурга мотивирует учащихся как можно интенсивнее работать в течение года и достойно представить школу при проведении итоговой экскурсии.
Совместный социально-педагогический проект дает возможность, благодаря сотрудничеству с профессиональными экскурсоводами, нашими партнерами, пройти курс экскурсоведение. Учащиеся могут на собственном опыте понять основы этой профессии. Задача профориентации очень важна для старшеклассников школы.
Набирая группу, я стараюсь привлечь учеников из разных возрастных параллелей с 8 по 10 класс. Такое сочетание позволяет выработать «коллективную мысль», которая является синтезом многих частных фраз. Не имеет значения, какой из соборов мы выбираем для нашей экскурсии – Исаакиевский или Спас на Крови, он потом оставляет большой след в жизни наших «юных экскурсоводов». Проходит время, и они помнят свою часть экскурсии на протяжении лет.
Начальный этап работы над проектом, после комплектования группы и первых занятий в школе по знакомству с планом работы и общими сведениями о соборах, завершается встречей с сотрудником сектора музейной педагогики с подробным рассказом о принципах построения экскурсии, о технике и методике её проведения, а также о работе экскурсовода, авторитет которого завоевывается каждый раз заново в процессе экскурсии.
Следующий этап - это сбор информации, на котором необходимо так направить работу, чтобы мотивировать на долгое кропотливое исследование. Это достигается, прежде всего работой учителя при активной помощи школьного сектора собора. Просматриваются документы, фильмы, книги, различный методический материал, предоставленный сектором музейной педагогики. Многое вызывает неподдельный интерес учащийся, что служит стимулом для исследовательской деятельности.
Очень помогает привлечение родителей участников проекта. Они тоже включаются в работу. Не отрицаю, иногда бывало сложно с некоторыми учащимися, особенно с теми, кто не очень усидчив и не очень успешен в учебе. Иногда некоторые ученики, которые не очень заинтересованы в начале года, к концу работы стремятся, как и все другие раскрыть свой потенциал и выступить на экскурсии.
Отдельно хочу сказать о важности индивидуального подхода, о различном уровне языковой подготовки и актерской одаренности учащихся. Каждый ученик может раскрыться и отлично показать себя на пробной экскурсии. Нужно уловить момент и похвалить, выделить этот успех и тогда он закрепится и повторится в заключительной итоговой экскурсии.
Наибольшую трудность вызывает составление текста именно на русском языке, поэтому развитие навыков анализа и обобщения информации очень важно. Я считаю, что учащиеся во время учебной работы музея должны тщательно записывать те сведения, которые по определенным объектам дает сотрудник музея. Занятия в школе направлены на обработку этих записей и создание стройной системы предложений, связанных логично и последовательно, охватывающих самые интересные, но научные сведения об объекте показа. Самое главное это кратко, но емко рассказать то, что действительно заинтересует наших гостей из Германии.
В этом году была проведена экскурсия для немецких учащихся из Гамбурга, участников проекта “Мир профессий” В течении следующего учебного года (2018-2019 год) планируем экскурсию в соборе Спас на Крови.
Видеоотчёт о об итоговой экскурсии в 2018 году можно найти на сайте музея в разделе "Музей-школе" сектора музейной педагогики, в материалах архива.
Как уже отмечалось выше, продуктом нашей деятельности является подготовленная экскурсия на немецком языке для немецких школьников и их преподавателей из города Гамбурга, участвующих в школьном обмене (Гимназия Хайдберг). Затем проводилась экскурсия для учащихся из Гамбурга (гимназии Лобрюгге), участвующих в проекте “Мир профессий”. В 2017 году проводится школьный обмен с гимназией из города Дрезден, для этих учащийся также будет проведена экскурсия в сентябре 2018.
Благодаря нашим социальным партнёрам - методическому отделу музея-памятника, а также руководству музея - мы имеем уникальную возможность проводить наши итоговые экскурсии в выходной день музея, когда соборы открыты только для нас и наших гостей из Германии.
В заключение хочется сказать, что наш социально-педагогический проект соответствует новой концепции образования. Он учит добывать и использовать комплексные знания на практике. Цель, которую ставит перед собой преподаватель немецкого языка - это прежде всего обучение общению на языке.
Каждая встреча с храмом, возможность которой дает социально-педагогический проект - это увлекательное путешествие более чем в 300-летнюю историю храмового зодчества Санкт-Петербурга, связанного с историей мировой культуры. Здесь открывается неповторимый и разнообразный мир духовной культуры и искусства,что поможет развитию творческих сил и способностей.
Литература и источники
[1] Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
[2] ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Русский музей, Академия образования Российской Федерации, Северно-Западное отделение ; общая подготовка и научное редактирование: Б. А. Столяров.Cборник статей. - Санкт-Петербург: 1998 - 319 c. Электронная версия // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21846728
[3] Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Официальный сайт // URL: http://www.cathedral.ru/
[4] Butikov Georgij. Sankt Peterburg. Verlag GmbH, Gottschalk Pluschau, 1991
[5] Бутиков Г.П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор. Лениздат,1979
[6] Голикова Е.А. Музей-школе Учебно-методическое пособие по немецкому языку. Санкт-Петербург, 2010
[7] Веденеева Е.В. Музей-школе. Под сводами Исаакия. Государственный музей-памятник “Исаакиевский собор”, 2013
Ссылки на ресурсы проекта
-
Архивная страница “Юный экскурсовод 2011-2012”// URL: http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2011-2012.html.
-
Архивная страница “Юный экскурсовод 2013-2014” // URL: http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs-2013-2014.html.
-
Фотоотчёт об итоговой экскурсии// URL: http://schule72spb.ru/vne-klass/exkursii/ex-2013-2014.swf
-
Видео-отчёт об итоговой экскурсии. В материалах архива официального сайта Живая Школа // URL: http://schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs.html
Иллюстрации с сайта Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» // URL: http://www.cathedral.ru/
Ссылка для цитирования:
Колобова О.Н. Социально-педагогический проект ”Музей-школе”//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kolobova-olga-nikolaevna-rabota-s-muzeyami