Карнаухова Елена Ивановна. Учимся и общаемся в Скайп
- Подробности
- Категория: Выпуск 3
- Опубликовано 02.01.2015 13:24
- Автор: Карнаухова Елена Ивановна
- Просмотров: 3380
Карнаухова Елена Ивановна
Учимся и общаемся в Скайп
Современную школу трудно представить себе без использования компьютерных технологий. Они позволяют давать учащимся материал более интересно, а порой и более доступно и понятно. Это относится не только к предметам естественно-математического цикла, но и к гуманитарным, в частности, к иностранным языкам.
Методобъединение иностранных языков нашей школы уже давно и успешно использует компьютерные возможности. Учителя нашего МО начинали с того, что готовили и использовали на уроках презентации PowerPoint, а также помогали учащимся делать собственные проекты по изучаемым темам, при этом каждый ученик делал свою презентацию, и сообщение по теме было уже не просто выучено, а имело "свое лицо".
Два года назад мы расширили диапазон форм и приёмов изучения немецкого языка. В нашей школе ежегодно проходит школьный обмен. Учитель русского языка из гимназии Хайдберг в Гамбурге Памела Ешкина предложила нам необычную форму урочной работы - онлайн-уроки. У наших ребят - они тогда учились в 6 классе - появилась возможность через интернет при помощи программы Skype общаться со своими сверстниками из этой гимназии.
Опыт использования Skype в учебном процессе есть уже у разных учителей иностранных языков в России: “Использование информационных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса по английскому языку для решения задач новых ФГОС. Современные мобильные и Интернет технологии обеспечивают создание условий для достижения выпускниками основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов изучения учебного предмета и приобретения ими позитивного социального опыта.” В работе школьников со Skype апробированы и хорошо зарекомендовали себя приёмы Skype-общение, Skype-презентация, Skype-совместная деятельность [1].
В фокусе обучения иностранным языкам всегда находится обучение коммуникативным навыкам. Как точно отмечает Надежда Михайловна Баданова “Процесс обучения говорению возможно поднять на совершенно новый качественный этап через применение в образовательной практике такой программы, как Skype …. С помощью этой программы возможно проведение различных сеансов общения с носителями языка. Skype возможно использовать в следующих вариантах (применительно для общеобразовательной школы):
● обучение в режиме экстерната и заочной формы
● домашнее обучение
● проведение конференций учащихся и телемостов как с российскими, так и с зарубежными сверстниками;
● проведение сетевых элективных курсов по иностранному языку;
● организация и проведение обучающих семинаров и конференций для учителей;
● индивидуальное обучение.” [2]
Краткая техническая информация:
Skype — абсолютно бесплатная программа, с помощью которой вы можете звонить свом друзьям, где бы они не находились, главное чтобы они тоже были пользователями Skype. Программа позволяет свободно и, что самое главное, бесплатно общаться в сети Интернет!
Особенности:
● Неограниченные временем и расстоянием звонки другим абонентам Skype;
● Превосходное качество звука;
● Работа на любом компьютере без каких-либо дополнительных настроек программного обеспечения;
● Благодаря удобному списку абонентов, всегда можно увидеть кто в сети, а кто отошел;
● Шифрование всех разговоров;
● Отсутствие рекламы;
● Технология P2P (peer-to-peer), развитая создателями KaZaA и Joltid.
Системные требования:
Для того чтобы использовать Skype компьютер должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
● Операционная система не ниже Windows 2000 или XP (доступны версии Skype для Android и iOS);
● Процессор 400 MHz;
● 128 MB оперативной памяти;
● 15 MB свободного места на диске;
● Звуковая карта, наушники + микрофон (гарнитура);
● Соединение с Интернетом на скорости не ниже 33.6 Kbps. [3]
Ранее использование Skype активно практиковалось в частных школах и на дистанционных курсах иностранных языков [4]. Подключение технологии Skype к урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных школах становится всё более популярным решением [5], [6].
Памела Ешкина, которая руководила этим проектом в Гамбурге, хотела привлечь как можно больше учеников 6-х классов гимназии к изучению русского языка, и она предложила нашим шестиклассникам помочь им. Ольга Николаевна Фролкина и я решили принять участие в совместном проекте и сделать эти уроки полезными для обеих сторон. Нам пришлось достаточно долго готовиться к этой работе как в техническом плане, так и организационно-языковом. Административная сложность состояла в том, что необходимо было совместить уроки в разных городах - Санкт-Петербурге и Гамбурге - по времени. Спасибо Ирине Васильевне Новиченко за то, что она помогла нам с расписанием.
Учащиеся с обеих сторон ждали эти уроки с нетерпением и готовились к ним. У них появлялась возможность прямо на уроке совершенствовать свою речь с носителями языка в режиме онлайн. Учителя, т.е. госпожа Ешкина и я, за неделю до урока обговаривали тему и время, которое будет дано каждой стороне.
Первый урок был уроком-знакомством. Так как немецкие партнеры только начали учить русский язык, то естественно, они могли сказать немного: они представлялись по-русски и говорили о своих увлечениях, наши ребята помогали им правильно произносить слова и ставить ударения. Наши учащиеся уже достаточно долго учат немецкий язык и им проще рассказать о себе, но одно дело говорить в своем классе, и совсем другое - в режиме онлайн перед носителями языка.
Через два дня после первого урока мы по электронной почте получили анкеты немецких учащихся, а наши отправили свои.
К следующему уроку обе стороны уже общались с новыми знакомыми по электронной почте.
Группа немецких школьников была больше, чем наша, и у каждого из наших учащихся была по два, а то и три партнера для общения. Нашим учащимся было интересно слушать, как их сверстники учат русский язык. Со своей стороны, мы попросили немцев говорить на их родном языке, чтобы наши дети слышали живую речь и старались понять, что от них хотят.
С первых уроков стало понятно, что они будут говорить - к моей большой радости - в основном на немецком языке. К каждому уроку обе стороны получали задания. Особенно понравилось детям общаться по таким темам, как достопримечательности Санкт-Петербурга и Гамбурга, спорт и досуг подростков в России и в Германии. Немецкая сторона на тему достопримечательностей сделала коллажи, причем дети всё нарисовали сами, показывали свои работы по Skype. Это были не просто сообщения о достопримечательностях, а сообщения-викторины и вопросы звучали уже после самого сообщения. Перед нашими ребятами стояла очень нелегкая задача: услышать большое количество информации и понять ее. Надо было видеть наших учеников, они напряженно слушали, рассматривали коллажи, пытались записать важные моменты, старались понять задаваемые вопросы и правильно на них ответить. Это была групповая работа, а отвечали все по очереди, чтобы каждый мог поучаствовать.
Так проходила встреча в сети 29 января 2013 года
После Нового года нам предложили участвовать по Skype в дне открытых дверей, который проводится ежегодно для будущих пятиклассников и их родителей. С ними общались в режиме реального времени уже не только наши партнеры, но и все желающие, пришедшие на мероприятие. Немецкой стороне было все интересно, на наших ребят это тоже произвело большое впечатление.
Представляю Вам фрагмент портфолио нашего он-лайн проекта
К сожалению, весной нам пришлось прекратить эти уроки по объективным причинам - в Германии перевели часы на летнее время, и у нас перестали совпадать уроки, но учащиеся продолжали общаться со своими обретёнными друзьями из дома, а в этом году некоторые из них участвовали в школьном обмене и встретились уже лично в Германии.
Разумеется, невозможно заменить все традиционные уроки на такие, да это и не нужно, классические уроки есть, были и всегда будут, как бы ни развивались технологии, но отдельные уроки или фрагменты их можно использовать не только при преподавании иностранных языков. О преимуществах и методиках работы через Skype рекомендую обратиться к работам опытных педагогов - обратите внимание на уже цитированные работы [2], [5] и [6].
В заключение хочу отметить, что подобные уроки помогают разнообразить изучение предмета за счёт расширения диапазона участников учебной коммуникации и применения доступных и популярных технологических решений, которые радуют и дополнительно мотивируют школьников. По моему мнению, на таких уроках ученики учатся общаться и работать не только со своим учителем, но и с другими людьми, задействованными в учебном процессе, а это способствует их успешности и на других уроках, и в жизни.
Литература и источники:
[1] Тырнова С. Использование Skype-технологии в образовательном процессе по английскому языку в МБОУ лицей №6 г.Шахты Ростовской области //Образование для всех 21 век. Web-адрес статьи - http://global-school.ru/articles/view/380/
[2] Баданова Надежда Михайловна. Использование программы Skype при обучении иноязычной речи // Информационные технологии в образовании. Конгресс конференций. Web-адрес статьи - http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/III/III-0-1.html
[3] По материалам сайта Скайп в России - http://www.skypeclub.ru/skype.htm
[4] Школа ГОМОКУ. Игровой проект. Форум - http://gomoku.3bb.ru/viewtopic.php?id=148
[5] Кормачев Денис Александрович, учитель физики, Котляров Владимир Александрович, директор школы. Использование технологий дистанционного обучения в сетевом взаимодействии школ образовательного округа // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Web-адрес статьи - http://festival.1september.ru/articles/617609/
[6] Коваленко Людмила Владимировна Использование коммуникационной программы Skype на уроках английского языка // ПЕДСОВЕТ.org. Web-адрес статьи - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4548/Itemid,118/