Конспект урока по предмету "Основы светской этики"

Конспект урока по предмету «Основы светской этики» (4 класс)

Тема урока «Милосердие-закон жизни»

Цель: формировать у учащихся нравственные ориентиры, способность к нравственному суждению. 

Задачи:

Предметные: 

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня; 

- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта. 

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес к предмету; 

- развивать коммуникативные навыки и речевую культуру; 

- развивать эмоциональную сферу и творческие способности. 

Воспитательные: 

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам; 

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к людям. 

Планируемые результаты 

Предметные:  

- задумаются над понятиями милосердие, сострадание, сочувствие; 

- познакомятся с притчами, будут учиться осознанно воспринимать и понимать их нравственное содержание, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  

Личностные: продолжат учиться высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать свое отношение в процессе познания. 

Метапредметные 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия; 

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. 

Коммуникативные: составлять устные диалогические высказывания, взаимодействовать с учителем и одноклассниками. 

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня. 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с понятиями, учебники (Основы светской этики, авт. Шемшурина А. И.), словарь Ожегова, Школьный толковый словарь. 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Целеполагание.

Послушайте притчу о цветке.

«Незабудка»

Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Вопросы детям.

- Чему радовался цветок? (солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни)

- Для чего он был создан? (чтобы радовать человека)

- Какие чувства испытал цветок, когда его сорвали? (боль, горечь)

- Почему цветок, познав боль, не хотел, чтобы на земле еще «хоть кому-нибудь было больно»? (он был добрый…)

- О чем эта притча? (о природе, о любви к живому, о человеколюбии…)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (варианты детей)

Тема урока «Милосердие-закон жизни» (слайд 1)

- Подумайте, на какие вопросы нужно ответить на уроке? (варианты детей)

- Прочитайте (слайд 2)

1) Что такое милосердие?

2) Какого человека можно назвать милосердным?

3) В каких поступках проявляется милосердие?

1) На доске карточка со словом «милосердие»

- Ребята, какие слова спрятаны в этом слове? (милое, сердце)

- Сейчас мы найдем ответ на первый вопрос урока. Вы работаете в группах.

Откройте свои книги (словари, учебник), найдите слово «милосердие» и прочитайте его значение, выпишите ключевые слова из толкования.

В результате работы групп на доске появляются записи (карточки со словами)

Словарь Ожегова

Школьный толковый словарь

Учебник

готовность помочь

помощь

снисхождение

гуманность

помощь

внимание

искренность

- Посмотрите на определения (ключевые слова, которые вы выписали), какие слова повторяются в разных книгах?

- Опираясь на эти слова, сформулируйте, что же такое милосердие? (готовность помочь, готовность оказать помощь)

Молодцы! Вы ответили на первый вопрос урока.

 

 

Полный конспект урока можно скачать во вложении

 

Дополнительная информация