Конспект урока по предмету "Основы светской этики"

Конспект урока по предмету «Основы светской этики» (4 класс)

Тема урока «Милосердие-закон жизни»

Цель: формировать у учащихся нравственные ориентиры, способность к нравственному суждению. 

Задачи:

Предметные: 

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня; 

- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта. 

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес к предмету; 

- развивать коммуникативные навыки и речевую культуру; 

- развивать эмоциональную сферу и творческие способности. 

Воспитательные: 

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам; 

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к людям. 

Планируемые результаты 

Предметные:  

- задумаются над понятиями милосердие, сострадание, сочувствие; 

- познакомятся с притчами, будут учиться осознанно воспринимать и понимать их нравственное содержание, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  

Личностные: продолжат учиться высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать свое отношение в процессе познания. 

Метапредметные 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия; 

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. 

Коммуникативные: составлять устные диалогические высказывания, взаимодействовать с учителем и одноклассниками. 

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня. 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с понятиями, учебники (Основы светской этики, авт. Шемшурина А. И.), словарь Ожегова, Школьный толковый словарь. 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Целеполагание.

Послушайте притчу о цветке.

«Незабудка»

Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Вопросы детям.

- Чему радовался цветок? (солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни)

- Для чего он был создан? (чтобы радовать человека)

- Какие чувства испытал цветок, когда его сорвали? (боль, горечь)

- Почему цветок, познав боль, не хотел, чтобы на земле еще «хоть кому-нибудь было больно»? (он был добрый…)

- О чем эта притча? (о природе, о любви к живому, о человеколюбии…)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (варианты детей)

Тема урока «Милосердие-закон жизни» (слайд 1)

- Подумайте, на какие вопросы нужно ответить на уроке? (варианты детей)

- Прочитайте (слайд 2)

1) Что такое милосердие?

2) Какого человека можно назвать милосердным?

3) В каких поступках проявляется милосердие?

1) На доске карточка со словом «милосердие»

- Ребята, какие слова спрятаны в этом слове? (милое, сердце)

- Сейчас мы найдем ответ на первый вопрос урока. Вы работаете в группах.

Откройте свои книги (словари, учебник), найдите слово «милосердие» и прочитайте его значение, выпишите ключевые слова из толкования.

В результате работы групп на доске появляются записи (карточки со словами)

Словарь Ожегова

Школьный толковый словарь

Учебник

готовность помочь

помощь

снисхождение

гуманность

помощь

внимание

искренность

- Посмотрите на определения (ключевые слова, которые вы выписали), какие слова повторяются в разных книгах?

- Опираясь на эти слова, сформулируйте, что же такое милосердие? (готовность помочь, готовность оказать помощь)

Молодцы! Вы ответили на первый вопрос урока.

 

 

Полный конспект урока можно скачать во вложении

 

Отчет о работе по курсу внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По дорогам сказок" в 1 "Б" классе за период дистанционного обучения в 2019-2020 уч. году

Программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По дорогам сказок" (авт. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева) рассчитана на учащихся первого класса. Данный курс представляет собой интеграцию литературного чтения и русского языка, способствует формированию читательской компетентности, расширению читательского кругозора детей.       

В период дистанционного обучения была продолжена работа по этой программе и решались на, мой взгляд, актуальные для данного  периода задачи курса:               

  • формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;                                                      
  • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
  • вырабатывать привычку к осознанному чтению,
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.                                                          

Основными формами деятельности по данному курсу внеурочной деятельности являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей. В период ДО практическая часть занятия занимала большую часть времени, нежели теоретическая. Для работы дети получали текст сказки для прочтения и электронную презентацию с заданиями и последующей проверкой. Кроме того, по прочитанным сказкам ребята выполняли творческие работы.

В результате работы по курсу "Чтение с увлечением. По дорогам сказок"  представляю ролик, в котором собраны фотографии детских работ.

Отчет о работе по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" в 1 "Б" классе за период дистанционного обучения в 2019-2020 уч. году

Курс "Интеллектуальные витаминки" предназначен для учащихся 1-4 классов. В этом году ученики моего класса выполняли задания программы внеурочной деятельности первого года обучения. 

Цель курса - формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников.

При переходе на дистанционное обучение актуальны остались и задачи программы:

  • развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;               
  • повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы детей/

Подробнее о курсе "Интеллектуальные витаминки" можно прочитать в статье "О пользе витаминов, в том числе интеллектуальных..." в Ежегодном научно-методическом альманахе ГБОУ СОШ№72 Калининского р-на Санкт-Петербурга http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ivanova-elena-viktorovna-o-polze-vitaminov-v-tom-chisle-intellektualnykh

При переходе на ДО дети могли продолжить работу в тетрадях по курсу "Интеллектуальные витаминки", а так же еженедельно выполнять задания познавательного характера в Яндекс. Учебнике.

ivanovaev vit-4-2020

 ivanovaev vit-3 2020   ivanovaev vit-1 2020

ivanovaev vit 2020 

ivanovaev-chat ivanovaev-chatM

 

Занимательные задачи в начальной школе.

 

«Занимательные задачи как средство активизации учебно-познавательной деятельности»

Анализ задач для учащихся начальный школы

  

Название задачи: Домашние помощники.

Тип задачи: стандартная межпредметная

Учебная дисциплина: математика, окружающий мир

Класс: 4 класс

Текст задачи. Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов. Осла приручили около 5-6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати тысяч килограммов. Осел на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела. Вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного. Грузы какой тяжести может перевозить осел на себе и в упряжке, если его масса на треть меньше массы лошади, а средняя масса верховой лошади равна 600 кг? В какой части света находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов?

 

 

Основные действия учеников на каждом этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

  • Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.
  • Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на треть меньше 600 кг, 3/5 массы своего тела, в 6 раз больше собственной массы; для ответа на вопрос по окружающему миру: в Египте, Эфиопии)

 

Полностью разработку можно скачать во вложении.

 

Вложения:
Скачать этот файл (ivanovaev-analiz_zadach.docx)ivanovaev-analiz_zadach.docx[ ]27 kB

Мои публикации в альманахе 2017 г.

 Альманах 5/2017. Образование через всю жизнь  

 ivanovaev-almanah2017-svidetelstvo

Иванова Е. В. О пользе витаминов, в том числе и интеллектуальных ...

ivanovaev-almanah17

 

Анализ занимательных задач по математике в начальных классах.

Анализ задач для учащихся начальной школы.

Название задачи: Куранты

Тип задачи: стандартная предметная

Учебная дисциплина: математика

Класс: 3 класс

Текст задачи

Музыкальные часы в России впервые появились в XVIII веке. Механизм часов в 1720 году установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу. В настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в течение суток можно услышать мелодию этих часов? 

Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

Дополнительная информация