Конспект урока по предмету "Основы светской этики"
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 08.06.2022 13:18
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 115
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» (4 класс)
Тема урока «Милосердие-закон жизни»
Цель: формировать у учащихся нравственные ориентиры, способность к нравственному суждению.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и речевую культуру;
- развивать эмоциональную сферу и творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к людям.
Планируемые результаты
Предметные:
- задумаются над понятиями милосердие, сострадание, сочувствие;
- познакомятся с притчами, будут учиться осознанно воспринимать и понимать их нравственное содержание, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Личностные: продолжат учиться высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать свое отношение в процессе познания.
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: составлять устные диалогические высказывания, взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с понятиями, учебники (Основы светской этики, авт. Шемшурина А. И.), словарь Ожегова, Школьный толковый словарь.
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему. Целеполагание.
Послушайте притчу о цветке.
«Незабудка»
Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Вопросы детям.
- Чему радовался цветок? (солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни)
- Для чего он был создан? (чтобы радовать человека)
- Какие чувства испытал цветок, когда его сорвали? (боль, горечь)
- Почему цветок, познав боль, не хотел, чтобы на земле еще «хоть кому-нибудь было больно»? (он был добрый…)
- О чем эта притча? (о природе, о любви к живому, о человеколюбии…)
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (варианты детей)
Тема урока «Милосердие-закон жизни» (слайд 1)
- Подумайте, на какие вопросы нужно ответить на уроке? (варианты детей)
- Прочитайте (слайд 2)
1) Что такое милосердие?
2) Какого человека можно назвать милосердным?
3) В каких поступках проявляется милосердие?
1) На доске карточка со словом «милосердие»
- Ребята, какие слова спрятаны в этом слове? (милое, сердце)
- Сейчас мы найдем ответ на первый вопрос урока. Вы работаете в группах.
Откройте свои книги (словари, учебник), найдите слово «милосердие» и прочитайте его значение, выпишите ключевые слова из толкования.
В результате работы групп на доске появляются записи (карточки со словами)
Словарь Ожегова |
Школьный толковый словарь |
Учебник |
готовность помочь |
помощь снисхождение гуманность |
помощь внимание искренность |
- Посмотрите на определения (ключевые слова, которые вы выписали), какие слова повторяются в разных книгах?
- Опираясь на эти слова, сформулируйте, что же такое милосердие? (готовность помочь, готовность оказать помощь)
Молодцы! Вы ответили на первый вопрос урока.
Полный конспект урока можно скачать во вложении
Отчет о работе по курсу внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По дорогам сказок" в 1 "Б" классе за период дистанционного обучения в 2019-2020 уч. году
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 28.05.2020 11:41
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 252
Программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По дорогам сказок" (авт. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева) рассчитана на учащихся первого класса. Данный курс представляет собой интеграцию литературного чтения и русского языка, способствует формированию читательской компетентности, расширению читательского кругозора детей.
В период дистанционного обучения была продолжена работа по этой программе и решались на, мой взгляд, актуальные для данного периода задачи курса:
- формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;
- формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
- вырабатывать привычку к осознанному чтению,
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Основными формами деятельности по данному курсу внеурочной деятельности являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей. В период ДО практическая часть занятия занимала большую часть времени, нежели теоретическая. Для работы дети получали текст сказки для прочтения и электронную презентацию с заданиями и последующей проверкой. Кроме того, по прочитанным сказкам ребята выполняли творческие работы.
В результате работы по курсу "Чтение с увлечением. По дорогам сказок" представляю ролик, в котором собраны фотографии детских работ.
Отчет о работе по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" в 1 "Б" классе за период дистанционного обучения в 2019-2020 уч. году
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 28.05.2020 16:52
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 272
Курс "Интеллектуальные витаминки" предназначен для учащихся 1-4 классов. В этом году ученики моего класса выполняли задания программы внеурочной деятельности первого года обучения.
Цель курса - формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников.
При переходе на дистанционное обучение актуальны остались и задачи программы:
- развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;
- повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы детей/
Подробнее о курсе "Интеллектуальные витаминки" можно прочитать в статье "О пользе витаминов, в том числе интеллектуальных..." в Ежегодном научно-методическом альманахе ГБОУ СОШ№72 Калининского р-на Санкт-Петербурга http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ivanova-elena-viktorovna-o-polze-vitaminov-v-tom-chisle-intellektualnykh
При переходе на ДО дети могли продолжить работу в тетрадях по курсу "Интеллектуальные витаминки", а так же еженедельно выполнять задания познавательного характера в Яндекс. Учебнике.
Занимательные задачи в начальной школе.
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 08.06.2019 17:20
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 304
«Занимательные задачи как средство активизации учебно-познавательной деятельности»
Анализ задач для учащихся начальный школы
Название задачи: Домашние помощники.
Тип задачи: стандартная межпредметная
Учебная дисциплина: математика, окружающий мир
Класс: 4 класс
Текст задачи. Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов. Осла приручили около 5-6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати тысяч килограммов. Осел на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела. Вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного. Грузы какой тяжести может перевозить осел на себе и в упряжке, если его масса на треть меньше массы лошади, а средняя масса верховой лошади равна 600 кг? В какой части света находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов?
Основные действия учеников на каждом этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
- Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.
- Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на треть меньше 600 кг, 3/5 массы своего тела, в 6 раз больше собственной массы; для ответа на вопрос по окружающему миру: в Египте, Эфиопии)
Полностью разработку можно скачать во вложении.
Мои публикации в альманахе 2017 г.
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 25.05.2017 20:14
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 613
Альманах 5/2017. Образование через всю жизнь
Иванова Е. В. О пользе витаминов, в том числе и интеллектуальных ...
Анализ занимательных задач по математике в начальных классах.
- Подробности
- Категория: Иванова Елена Викторовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 31.10.2016 20:28
- Автор: Иванова Елена Викторовна
- Просмотров: 819
Анализ задач для учащихся начальной школы.
Название задачи: Куранты
Тип задачи: стандартная предметная
Учебная дисциплина: математика
Класс: 3 класс
Текст задачи
Музыкальные часы в России впервые появились в XVIII веке. Механизм часов в 1720 году установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу. В настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в течение суток можно услышать мелодию этих часов?
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи: