Иванова Елена Викторовна. Сценарный план классного часа “Хлеб”

  • Печать

Иванова Елена Викторовна

Сценарный план классного часа “Хлеб”

Пояснительная записка

Тема "Хлеб", по моему мнению, была актуальна в прошлом, но и не менее актуальна и в настоящее время. Современные дети, не имея горького опыта голодных дней и полноценных представлений о тяжести труда по созданию хлеба, не понимают, почему отношение к этому продукту должно быть уважительным и бережным, ведь его такое изобилие! Проблема, которую необходимо решить – это недостаточно осознанное отношение к хлебу.

Название мероприятия: "Как хлеб на стол пришёл".
Форма: классный час.
Возраст учащихся: 2 класс (7 – 8 лет).

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу, формирование понимания ценности этого продукта как результата тяжёлого труда людей многих профессий; воспитание уважения к труду людей.
Задачи:
• расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
• расширять представления детей о процессе появления хлеба;
• развивать когнитивные и речевые способности учащихся, умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; 
• развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща (в группах), согласовывать свои действия.

Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик, переосмысление своего отношения к хлебу и умение понимать и оценивать безнравственные поступки других по отношению к хлебу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Материалы:
• запись "Песня о хлебе" в исполнении Л. Зыкиной;
• презентация (в программе PowerPoint).

Дидактические материалы: карточки со стихотворением Я.Акима "Пшеница" на каждого ребенка, серия картинок "От зерна до каравая" - 3 комплекта, шесть конвертов с пословицами.
Предварительная работа: ознакомление с пословицами о хлебе.


 

Ход урока

Дети заходят в класс, рассаживаются в группы по девять человек.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
- Правильно. Тема урока "Хлеб".
(Слайд №1)

ivan-hleb-01
- Что вы знаете о хлебе? (Варианты ответов детей)
- Сегодня на уроке мы узнаем как хлеб "пришёл" к нам на стол и почему хлеб для нашего города особая ценность. (Читает учитель.)

Пшеница
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Автор: Я.Аким

- Ребята, у вас на карточках напечатано это стихотворение. Давайте с ним поработаем. Будем подчеркивать в строчках стихотворения слова, которые говорят о последовательности появления хлеба на столе. (Дети самостоятельно, а в случае затруднения вместе с учителем, выбирают подходящие слова, подчеркивают)
- Прочитайте, какие слова вы подчеркнули. (Дети читают, на экране появляются выбранные слова (слайд № 2): положит зерно, колосок, с поля уберет, замесят, разрежет)

(Слайд № 2)

ivan-hleb-02

- Как вы думаете, все ли этапы появления хлеба здесь соблюдены? (Нет)
- Давайте с помощью картинок выстроим очередность событий так, как это происходит на самом деле. (Учитель раздает по набору картинок на каждую группу, дети выкладывают на своих столах)
- Что же у вас получилось? (Дети по очереди из каждой группы называют последовательность, проверяем на экране (слайд №3): положить в землю зерно, колосок, с поля убрать, обмолотить зерно, перемолоть в муку, замесить, испечь, нарезать).

(Слайд № 3)

ivan-hleb-03


- Молодцы, ребята! А вы знаете, что многие профессии людей нужны для того, чтобы на наших столах всегда был хлеб? (Да)
- Давайте вспомним некоторые из них и разгадаем кроссворд (слайд № 4):
1. Он печет хлеб (пекарь)
2. Он выпекает и продает булки (булочник)
3. Он выращивает хлеб (хлебороб)
4. Он пашет землю (тракторист)
5. Он убирает пшеницу с поля (комбайнер)
6. Он водит машину (водитель)
7. Он работает на мельнице (мельник)

(Слайд № 4)

ivan-hleb-04


- Отлично!
- А теперь давайте еще раз вспомним, кто же трудится, чтобы хлеб был на наших столах (слайд №5: в разброс появляются картинки, а после называния детьми, появляется надпись с названием профессии)
-Ребята, есть еще одна очень важная профессия. Этот человек выбирает самые лучшие и сильные зерна, принимает решение, где и когда их посадить. Кто это? (Агроном) ( Слайд №5: появляется последняя картинка - агроном)

(Слайд № 5)

 ivan-hleb-05

- А ведь это далеко не все профессии людей, которые ежедневно вносят вклад в рождение хлеба. Когда вы держите в своих руках хлеб, помните, что рожден он трудом многих людей и дарами матушки – природы: теплой и мягкой землей, чистым воздухом, прозрачной водой, лучами ласкового солнышка и огнем печи. Нет на земле ничего более дорогого, чем хлеб. (Читает учитель.)


Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

- Ребята, как вы понимаете эти слова: " Хлеб всему голова!" (Слайд № 6)

(Слайд № 6)

 ivan-hleb-06

(Выслушиваются все варианты детей)
- Да, ребята, правильно: хлеб - главный продукт на обеденном столе. С ним еда и вкуснее, и сытнее. Много пословиц сложено о хлебе, и сейчас мы проверим, какие из них вы знаете. Игра "Собери пословицу"
(Каждой группе учитель выдает по два конверта с пословицами)
- В каждом конверте слова, из которых нужно собрать пословицу. (Дети собирают пословицы, объясняют их).

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлебушко - от земли, силушка от хлеба.
У голодного хлеб на уме.

- Ребята, какая главная мысль во всех пословицах? ( Без хлеба очень тяжело прожить, хлеб – нужный продукт).
- Издревле люди считали хлеб символом жизни, здоровья, благополучия и богатства. Его почтительно называли " хлеб – батюшка", "хлеб – кормилец".

Звучит "Песня о хлебе" в исполнении Л. Зыкиной (убрать звук на 2 мин. 34 сек.)

Читают ученики.

Хлеб, как святыня, для всех был всегда.
Есть он – и полнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные…
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты цену хочешь знать?-
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

- В истории нашего родного города было очень трагическое время для судеб многих людей. 900 дней блокады Ленинграда (слайд № 7) Как не хватало хлеба в те дни! Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, сжимая в руках заветную хлебную карточку (слайд № 8).

(Слайд № 7)

ivan-hleb-07

(Слайд № 8)

ivan-hleb-08

Читает ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Читает ученица:

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!"


- На этом наш урок подошел к концу, молодцы, ребята. Вы хорошо работали.

 


 

Список литературы:

1. Патт В.А. Наш хлеб.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
2. Старинные русские пословицы и поговорки.- М.: Дет. лит., 1984.
Интернет ресурсы:
1. nsportal.ru
2. festival.1september.ru

 


 

Приложение 1. Вариант физкультминутки для занятия по теме "Хлеб"

Ветер

Подует ветер нам в лицо,
Закачался колосок.
Ветер тише, тише, тише.
Колосок всё выше, выше. (Дети раскачаваются, имитируют дуновение ветра. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" — выпрямляются.)
Ветер веет над полями,
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево и вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо- влево, вперед.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (Дети садятся на свои места)