Выпуск 5/2017. Путь к образованию через всю жизнь

Аннотация

alm-vyp5

В пятом выпуске альманаха "Путь к образованию через всю жизнь" (5/2017) педагоги школы делятся своим опытом в области формирования у школьников дополнительных навыков и компетенций, способствующих их ориентации на сознательное и непрерывное обучение в течение всей жизни.

В выпуске развиваются идеи конференции “Интегрированный подход к реализации программ дополнительного образования, 14 декабря 2016”, которая прошла в школе 14 декабря 2016 года.

С материалами конференции можно познакомиться на портале

Выпуск, как и предыдущие, состоит из статей, публицистических эссе, авторских методик, кейс-технологий и моделей, содержащих иллюстративные и фотографические материалы, мультимедийные репортажи.

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Созидаем - руками, умом и душой

Раздел 2. Физическое и нравственное развитие

Раздел 3. Мир и общество - исследовать, понять, прийти к согласию

В подготовке выпуска приняли участие 11 педагогов школы - учителя начальных классов и учителя-предметники, совмещающие работу учителя с работой классного руководителя, педагоги школьной службы сопровождения, эксперты и представители администрации.

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска

  • Сведения об авторах;
  • Содержание.

Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.

Вместо предисловия. Путь к образованию через всю жизнь

Вместо предисловия. Путь к образованию через всю жизнь

Два принципа развития современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» - ЮНЕСКО определяет как приоритетные  задачи, отвечающие вызовам времени и интересам каждого. [1]

Государственная политика в сфере образования в современной России ориентирована на его модернизацию и инновационное развитие.  Формирование человеческого капитала страны видится  через создание «безбарьерной среды» для развития важнейших качеств личности в современном обществе. Интересы государства могут быть найдены сформулированы  в программных и нормативных документах 2000 – 2011 гг., Законе РФ «Об образовании». Концепции модернизации российского образования,  Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Президентской инициативе «Наша новая школа» и др. [2]  

На практике это означает   пробы и ошибки,  поиск новых форм и методик, максимально соответствующих меняющемуся миру.  Для карьерного роста сегодня необходимо обладать такими компетенциями, как коммуникативность, инициативность, автономность, умение работать в сотрудничестве и, особенно, способность к обучению на протяжении всей жизни. [3]

Изменения окружающей реальности и разрыв между нашим поколением и поколением современных школьников  воспринимаются сейчас особенно остро.

На смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, сменились ценностная и экономическая парадигмы. Основа постиндустриального общества — информация. Постиндустриальное общество опирается на наукоёмкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс (при высокой доступности данных). В условиях высокой доступности информации наиболее ценными качествами становятся: 

  • способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи — залог успешного решения;
  • критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников;
  • креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
  • умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
  • эмоциональный интеллект. Это способность к эмпатическому восприятию окружающих, позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги;
  • умение учиться на протяжении всей жизни;
  • умение принимать решения;
  • ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий.

Кто может сформировать перечисленные компетенции? Семья, школа или работодатель? Можно ли пустить ситуацию на самотёк и надеяться, что у наших детей сами собой возникнут эти качества? Главное богатство страны – это человеческий капитал, а формируется он в значительной мере именно системой образования.  Приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.

Однако современная школа не способна в полной мере решить эти задачи имеющимися средствами. Поэтому поиск новых моделей становится актуальной задачей системы образования. Именно деятельность Отделения Дополнительного Образования Детей и работа в рамках внеурочной деятельности создают необходимые  рамочные условия   для эксперимента, поиска новых форм обучение, воспитания и развития, создающих дополнительные  возможности для подготовки школьников и выпускников к активной, успешной, творческой деятельности, к жизни, наполненной саморазвитием и установкой на обучение в течение всей жизни.

На конференции  “Интегрированный подход к реализации программ дополнительного образования” (14 декабря 2016) представлена  школа, где постепенно формируется и развивается инновационная интегрированная среда для обучения, воспитания и развития наших учеников. См. Материалы конференции на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” -  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsija-14-dekabrya-2016 .

Настоящий выпуск - развитие идей конференции, разделы настоящего выпуска обобщают опыт в развитии.  

В трех основных разделах -  

  • Созидаем -  руками, умом  и душой;
  • Физическое и нравственное развитие;
  • Мир и общество - исследовать, понять, прийти к согласию -  

авторы, педагоги школы 72, продолжают работу по созданию образовательной среды, максимально ориентированной на новые требования и вызовы современной реальности. Это позволит формировать людей, способных делать сознательный выбор, самостоятельно искать и обретать новые знания и навыки,  применять их на практике. Это обязательно позволит им в будущем  состояться в жизни и в профессии.

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска


[1] Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Рабочий документ. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию, Париж. 5–9 октября 1998 г. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001170/117022R.pdf 

[2] Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271  //URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 

[3] Terrsac G. de. L’Autonomie dans le travail. - Paris : Presses Universitaires de France, 1992. of School Leadership - // URL:  http://www.ncsl.org.uk/hetworked/index.cfm – Accessed February 02

 

Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

Белоусько Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов


«Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

image1Школа для ребенка - это не просто учреждение, где он получает знания по разным предметам, школа - это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. И его успех в будущем будет определяться оттого, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. Современное общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы [1].

Задача школы выявить интересы детей, развить их способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Главная задача внеурочной деятельности - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является продуктивная творческая деятельность, занятия декоративно-прикладным творчеством.

Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Одним из рукоделий является макраме.

Для начала - краткий исторический обзор, подготовленный по материалам Наталии Горюшкиной “История рукоделий: макраме” [2]. Макраме - это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков. Ведь свой первый узел человек завязал еще в глубокой древности. Поначалу узлоплетение носило сугубо практический смысл (так мастерили снасти, сети, использовали узлы в изготовлении одежды и в обустройстве жилищ), и когда завязывание узлов из рутины стало искусством - достоверно неизвестно.

Узелки на протяжении всей истории человечества играли довольно значимую роль: в племенах древних инков присутствовала узелковая письменность, узлы использовались для передачи и сохранения информации и даже как счеты. Женщины северных народов украшали плетеными изделиями свои жилища и одежду. Во времена Киевской Руси многие виды ремесел имели самое непосредственное отношение к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, броздочник и т. п. С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливали головные уборы, легкую обувь, сумки и колчаны для стрел, упряжь для лошадей и, конечно же - амулеты. На Руси вязать узлы означало колдовать, ворожить. “Узольник - кто носит на себе, по суеверью, охранные узлы, с заговорами, знахарские завязки” [3].

Большими мастерами в деле плетения узлов были китайцы. Сама веревка и процесс ее закручивания и завивания настолько священны для них, что они обозначаются тем же иероглифом, что и удача, счастье, божество. Такие узлы и по сей день китайцы используют в виде амулетов и оберегов, их дарят на значимые события друзьям и близким.

Расцвет макраме относится к 9 веку до нашей эры. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая, Италии. Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5 - 6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название “Кавандоли”. Из Италии в 17 веке, узелковое плетение продолжило свой путь по странам Северной Европы.

Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Были даже открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера плели великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого “макрама” означает шарф или салфетка с бахромой, а в переводе с арабского “миграмах” - это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. [4]

Популярность макраме в России росла постепенно. Началась она в 1970-е годы в СССР на территории Прибалтики и уже оттуда распространилась по всей стране. Стали открываться кружки макраме для детей и взрослых, издавались журналы с описаниями и схемами, приемы узелкового плетения изучали на уроках в школах.

С искусством макраме я тоже познакомилась в школе. Как-то наш классный руководитель принесла журнал с фотографиями и схемами плетеных изделий, которые понравились многим ученикам. Захотелось и самим делать что-то подобное своими руками. Так в нашей школе открылся кружок “Макраме”. Узелковое плетение увлекло не только девочек, но и мальчиков. В ход пошли бельевая веревка, шпагат, из которых мы научились завязывать различные узлы, плести кашпо для цветов, панно, сумочки и еще многое другое. Умения и навыки, которые я получила в детстве, пригодились мне в профессиональной деятельности.

Идея, познакомить своих учеников с макраме, возникла у меня в прошлом году. На уроках технологии показала приемы плетения простых узлов, данный вид деятельности заинтересовал детей, поэтому я решила включить занятия макраме во внеурочную деятельность.

Приёмами макраме может овладеть каждый. Действительно, что может быть проще, чем взять в руки две нити и связать их концы между собой? Самые разнообразные узлы применялись и применяются до сих пор различных ситуациях: мы завязываем узлы на деталях одежды и обуви, закрепляем узлами различные грузы, даже красиво оформить подарочную упаковку невозможно без узла. А техника макраме позволяет, завязывая узелки плести разнообразные вещи замечательной красоты - от аксессуаров одежды до игрушек и предметов интерьера. (См. Приложение 1. Работа на занятиях  и Приложение 2. Изделия

image1  image5

Образовательная программа “Макраме-дизайн” имеет художественно- эстетическую направленность, так как способствует развитию творческих способностей детей, их эстетического вкуса. Кроме того, занятия узелковым плетением развивают усидчивость, аккуратность, мелкую моторику. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития их творческой индивидуальности, которая характеризуется готовностью личности к жизненно- профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.

В процессе работы реализуются следующие принципы обучения:

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей детей;
  • Принцип разноуровневости;
  • Принцип практической значимости.

Моя программа разработана на основе программ дополнительного образования, апробированных российскими педагогами [см. 5 и 6]. Программа модифицирована, рассчитана на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 68 часов. Возраст учащихся 10-11 лет.

На первых занятиях дети учились изготавливать образцы узлов, применяемых при выполнении работ, а также познакомились с историей рукоделия и графическим обозначением необходимых элементов. Выполнение пробных элементов позволило детям приобрести необходимые умения для изготовления изделий и применить теоретические сведения на практике.

В своей работе я использую различные методы и приемы: метод обследования, словесный, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод “подмастерья”, сотворчества, практический, наглядный. Наглядный материал демонстрируется до объяснения или одновременно с ним. На начальном этапе обучения основная цель показа готовых изделий вызвать у детей желание сделать аналогичное. На последующих этапах дети могут изменять и усовершенствовать изделия, творить самостоятельно, так как процессе работы у них развивается художественный вкус и творческая инициатива.

Психологически-комфортная атмосфера занятий позволяет учащимся раскрываться, проявлять свои дарования, активно взаимодействовать с педагогом, отдыхать от учебной деятельности. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход,заинтересовать,принимаю и обсуждаю все его идеи, даю советы.Каждый ученик работает в своем темпе. Это связано с тем, что скорость выполнения изделия зависит от степени развития гибкости и подвижности пальцев. Поэтому детям с менее развитой моторикой рук рекомендую плести изделия из более толстых нитей и меньшей длины.

Уже процессе работы над изделием ребенок находит ему применение. Чаще всего готовые работы дарятся близким и друзьям. Дети испытывают чувство гордости оттого, что необычный подарок они сделали своими руками.

В. А. Сухомлинский писал: “Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук - это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел”. [7]

Результатом занятий являются изделия, сделанные руками моих учеников. Работы детей свидетельствуют о том, что за несколько месяцев обучения они научились завязывать основные узлы, плести узоры по схемам, самостоятельно создавать изделия на основе изученного материала. (См. Изделия в Приложении 2)

Родители отмечают, что данный вид деятельности полезен и интересен для детей, развивает мелкую моторику, усидчивость, образное мышление и творческие способности. (См. Отзывы в Приложении 3)


Литература и источники

[1]Внеурочная деятельность в достижении личностных результатов обучающихся // URL: http://sch814z.mskobr.ru/files/vneurovn_d-t.pdf
[2] Горюшкина Н. История рукоделий: макраме / Сайт “Осинка” // URL: http://club.osinka.ru/topic-183614
[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // URL: http://www.dict.t-mm.ru/search?text=%F3%E7%E5%EB
[4] Пивовар В. Макраме и фриволите. Издательство "Золотой век", 1998, 255 с.
[5] Елфимова Е.В. Дополнительная образовательная программа “Макраме” (декоративно-прикладное искусство). Оренбург, 2012 // URL: https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnikolkaschool.ucoz.ru%2Felfimova-makrame.doc
[6] Малахова О.С. Макраме. Дополнительная общеразвивающая программа. Калининград, 2016 // URL: http://maouschool48.ru/upload/docs/makrame.pdf
[7] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев: Рад. шк., 1985. - 557 с. // URL: http://www.lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt


Все материалы комплексной публикации Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

Приложение 1. Работа на занятиях
Приложение 2. Изделия
Приложение 3. Отзывы

Приложение 1. Работа на занятиях

Приложение 1. Работа на занятиях

 

Плетение узора “Стрекоза”, репсовый узел. Работа Ивановой Екатерины

image6

 

image11

Плетение собачки, узор “ягодка”, диагональные бриды из репсовых узлов. Работа Ивановой Елизаветы 

image7

image2

Узор “Стрекоза”. Плетение по схеме. Работа Деевой Кристины

image12

image3


Все материалы комплексной публикации Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

Приложение 1. Работа на занятиях
Приложение 2. Изделия
Приложение 3. Отзывы

Приложение 2. Изделия

Приложение 2. Изделия 

Забавные собачки. Работа Сафоновой Людмилы

image18

Забавные собачки. Работа Александровой Анастасии

image17

Совёнок. Работа Сафоновой Людмилы

image5

Брелок “Сова”. Работа Александровой Анастасии

image14

Сова. Работа Сафоновой Людмилы

image9

Закладка. Работа Сафоновой Людмилы

image15

Узор “Василек”. Работа Сафоновой Людмилы

image16

Коврик для смартфона. Работа Деевой Кристины

image4

Совенок. Работа  Шариковой Марии

image13

Браслет. Работа Шариковой Марии

image10

image8

 


Все материалы комплексной публикации Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

Приложение 1. Работа на занятиях
Приложение 2. Изделия
Приложение 3. Отзывы

 

Приложение 3. Отзывы

Приложение 3. Отзывы родителей о занятиях

 

Отзыв о занятиях макраме (1)

Моя дочь посещает занятия макраме с сентября. Там она учится создавать вещи своими руками. Что-то красивое и уникальное. Эти занятия развивают усидчивость и внимательность. От себя добавлю, что подобные занятия приятно разнообразят учебный процесс.

Александрова Т. А.,

мама Александровой Анастасии

 

Отзыв о занятиях по программе «Макраме-дизайн» ГБОУ СОШ №72 Калининского района г. Санкт-Петербурга (2)

В начале учебного года (2016-2017) в качестве одного из занятий внеурочной деятельности нам был предложен кружок «Макраме-дизайн».

Педагог - Белоусько Елена Геннадьевна.

Занятия проводятся два раза в неделю. Группы малочисленные. Преподаватель уделяет внимание каждому ребенку, выдает задания с учетом возможностей и уровня подготовки учеников. Дети начинали с простых узлов и переплетений, на данный момент в их арсенале более сложные техники и изделия. Подбор моделей для плетения способствует формированию образного мышления у ребенка.

Моя дочь с удовольствием посещает кружок. Благодаря новым навыкам, у ребенка появились идеи и возможность создавать подарки для близких своими руками, что для нее очень важно. Комфортная обстановка, созданная преподавателем, помогает расслаблению и отдыху учеников после уроков.

По моему мнению, к достоинствам данного направления внеурочной деятельности можно отнести:

- общее развитие ребенка (мелкая моторика, усидчивость, целеустремленность);

- повышение уровня ответственности;

- развлечение и одновременно практическая польза;

- качественная занятость в послеурочное время;

- бесплатность (что не влияет на качество преподавания и отношение).

Считаю, что данный кружок должен присутствовать в программе внеурочной деятельности и дальше, так как способствует успешному творческо-эстетическому развитию ребенка, а тематика занятий обладает существенной практической значимостью.

Сафонова Н.Н.,

мама Сафоновой Людмилы.

 

Отзыв о занятиях макраме (3)

Моя дочь, ученица 4 класса, посещает кружок макраме с большим интересом. Всего за пару занятий она освоила основные техники, которые позволяют ей выполнять различные поделки, используя при этом верёвочный материал самого различного качества, включая и тот, что "просто под рукой". Считаю очень важным, что работа в кружке не требует для семьи больших материальных затрат на материал. Наоборот, благодаря технике макраме ребёнок смог приготовить много милых сердцу и таких необходимых для каждого дома вещей - брелочков, закладок, сумочек. Кроме того, хочется сказать о развитии мелкой моторики, которая так необходима в начальной школе, а ещё благодаря кружку моя дочь научилась "читать" схемы вязания, что, на мой взгляд, важный навык для многих учебных предметов.

Шарикова Е. А.,

мама Шариковой Марии

 


Все материалы комплексной публикации Белоусько Елена Геннадьевна. «Мудрая работа рук» - могучий стимул, пробуждающий умственные способности

Приложение 1. Работа на занятиях
Приложение 2. Изделия
Приложение 3. Отзывы

 

Дополнительная информация