Иванова Елена Викторовна. О пользе витаминов, в том числе и интеллектуальных…

Иванова Елена Викторовна,
учитель начальных классов


О пользе витаминов, в том числе и интеллектуальных…


По результатам моей четырехлетней работы с детьми начальных классов (2011-2015 г.), школьных олимпиад и срезовых работ, а также с учетом оценки развития отдельных показателей интеллекта учащихся или - иными словами - в связи с недостаточной сформированностью некоторых познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД) выпускников начальной школы, я увидела необходимость в дополнительных занятиях общеинтеллектуальной направленности. В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе и с включением внеурочной деятельности в основную образовательную программу, я и мои коллеги решили использовать возможности внеурочной работы для проведения с детьми интеллектуально развивающих занятий. Перед нами встал вопрос поиска, выбора или создания подходящей программы внеурочной деятельности. Очень хотелось, чтобы содержание программы было неугасающе интересным для детей, а подготовка к занятию учителем не была длительной и трудоемкой.

В результате долгого поиска и обсуждений мы приняли решение в 2015-2016 учебном году с учащимися первых классов начать апробацию программы курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий “Интеллектуальные витаминки”. На данный момент (2016 - 2017 уч.г.) работа по программе ведется второй год. 

image2Курс представлен Автономной некоммерческой организацией “Центр Развития Молодёжи”, г. Екатеринбург http://cerm.ru/vitaminki/ Авторы - составители Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Курс рассчитан на 4 года работы (для детей 7 - 10 лет) [1]

Программа курса “Интеллектуальные витаминки” оказалась тем, что мы искали. Тем более цель курса: развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека - очень актуальна в современной педагогике. Задачи, которые были поставлены авторами программы это:

  • Развитие познавательной активности учащихся как важнейшего компонента любой деятельности человека.
  • Формирование познавательных результатов, заявленных в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повышение мотивации обучения, в наибольшей степени реализация способностей, возможностей, потребностей и интересов ребёнка.

Развитие познавательной активности ребенка, и на мой взгляд, является первостепенной задачей. Познавательная активность способствует развитию интереса к учебной деятельности и потребности в приобретении знаний, в результате чего учение становится значимой деятельностью для ребенка. В процессе познавательной деятельности школьники овладевают необходимыми способами деятельности (необходимыми универсальными учебными действиями) для решения поставленных задач, умениями, навыками, что является основной целью обучения. Кроме того, уровень познавательных способностей учащегося оказывает большое влияние на успешность изучения предметов школьной программы.

Решая задачи, поставленные авторами программы, считаю, получится воспитать в детях желание и умение учиться, преодолевать возникающие в учебе трудности, умение находить разнообразные пути их преодоления. Достижению познавательных результатов и развитию коммуникативных универсальных учебных действий способствуют систематичность занятий по программе курса “Интеллектуальные витаминки”, вариативность заданий и такие формы обучения, как игровая, работа в парах и группах.

Курс программы “Интеллектуальные витаминки” поддержан комплектом дидактического материала. Для детей выпускаются красочные рабочие тетради.

image1

Тетрадь “Интеллектуальные витаминки” включает в себя систему интеллектуально-развивающих занятий, которые обеспечивают формирование познавательных результатов.

Обычная “витаминка” представляет собой две страницы формата А4 и состоит из восьми видов игровых заданий, каждое из которых направлено на развитие определенного фактора интеллекта и стимулирование развития интеллектуального и логического умения детей. От “витаминки” к “витаминке” задания постепенно усложняются.

Супервитаминки - вид “витаминок”, формирующий коммуникативные универсальные учебные действия и повышающий уровень мотивации детей. Целесообразно использовать эти “витаминки” в форме интеллектуальной командной игры.
Контрольные “витаминки” - индивидуальные. Основная цель работы с “витаминками” данного вида - это неосложненный мониторинг уровня развития познавательных универсальных учебных действий учащихся.

В программе представляемого курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обозначены восемь аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом


Задания этой линии направлены на развитие способности совершать счётные операции. Дети упражняются в счете, подборе знаков арифметических действий в числовых пирамидах, составлении рядов и равенств из последовательных чисел. С большим удовольствием выполняют задания на нахождение закономерности в числах и примерах, “гуляют” по лабиринтам, набирая необходимое количество баллов, и разгадывают числовые ребусы.

  • Словесная гибкость


Задания развивают способность подбирать слова для адекватного выражения мыслей.
Учащиеся упражняются в подборе слов-синонимов и антонимов к словам и словосочетаниям, в образовании однокоренных слов, составлении слов из частей. Ребята учатся к группе определений подбирать подходящее слово, находят “слово в слове”, отгадывают загадки, вставляя в отгадки пропущенные буквы, заменяют словосочетания одним словом.
Трудности, возникающие при выполнении заданий этой линии, на мой взгляд, связаны с ограниченностью пассивного и активного словаря детей. Тем не менее, ребята стараются полностью справиться с заданиями.

  • Вербальное восприятие


Задания направлены на развитие способности адекватно понимать устную и письменную речь.

Ученикам предлагаются задания со словами - антонимами, синонимами, словами с прямым и переносным значением. Ребята работают с фразеологизмами, со стихотворными строками, четверостишиями или куплетами песенок, пословицами.

Иллюстрация 1. “Собираем стихотворение”

ivanova-01


В начале курса 2 класса ученикам предлагают из небольшого количества слов к определенному слову подобрать слова, к примеру, с противоположным или близким по смыслу значением. Далее ребята составляют группы слов по указанным признакам. Очень интересна работа с рифмованными строчками. В одном из первых таких заданий детям нужно в рифму закончить строки стихотворения, подбирая подходящие слова из представленных. В более сложном варианте ребята вставляют пропущенные в стихотворении строки и расставляют строки так, чтобы получилось стихотворение, а позже работают с четверостишиями. Объем слов увеличивается, тем самым задание усложняется.

  • Пространственное мышление

Задания развивают способность оперировать в уме пространственными отношениями.
Ребята работают с изображениями разверток геометрических тел. Учатся мысленно складывать шаблоны, чтобы определить, из какого получится нужная фигура. “Собирают” изображения из цветных деталей или геометрических фигур, разными способами делят фигуры на части равные по площади. Одно из любимых заданий моих учеников - это задание на умение определять какой предмет из группы возьмешь в руки последним, если будешь поочередно брать по одному, начиная с верхнего.

Иллюстрация 2. “Заполним цифрами развертку кубика”

ivanova-05

Для детей задания этой линии являются наиболее сложными. При выполнении такого задания, как, например, “заполни развертку кубика цифрами” (при этом на картинке был изображен один и тот же кубик, но вид с разных сторон) мнения ребят разделились. Чтобы найти верное решение, дети вырезали развертку кубика из бумаги, складывали ее, постепенно заполняя числами. Также мнения разделились при соотнесении фигурок оригами со способами их складывания. Вопрос решали путем практических упражнений.

  • Готовность к перцепции

В этом аспекте представлены задания на развитие быстроты восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.

Иллюстрация 3. “Завершились поиски недостающего фрагмента”

ivanova-02

Ребята охотно работают с цветными и черно-белыми картинками, находя предметы-близнецы среди множества похожих предметов, отличия между двумя изображениями одного и того же предмета, недостающие фрагменты узора или картинки. Дети обдуманно выбирают подходящий комплект заготовок для “создания” определенной игрушки или предмета. Самые любимые задания в этой группе - задания на нахождение 10 отличий в двух сюжетных картинках и задания, в которых нужно верно выбрать тень, принадлежащую какому - либо персонажу. Однако есть тип заданий, выполнение которых от раза к разу вызывает затруднение у многих детей. В пример приведу одно из таких заданий: 12 предметов на картинке распределены в 8 строк по 4 предмета. Детям нужно выбрать три такие строки, чтобы в них содержались все двенадцать разных предметов.

  • Способность к рассуждению

Задания на развитие умения решать проблемы с использованием прошлого опыта.

Ученики, выполняя задания, учатся расшифровывать ребусы, решать логические задачи, устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Большинство детей справляются с последним заданием без долгих раздумий, однако в редких случаях встречаются затруднения. Смею предположить, что самостоятельность выполнения, в данном случае, может зависеть от базовых знаний и умений детей при поступлении в школу, особенностей усвоения школьных знаний и уровня общего развития.

С большим воодушевлением дети берутся за расшифровывание ребусов. Временные трудности могут возникать при появлении новых, незнакомых детям, условных обозначений, но все же это задание одно из самых любимых.

Для многих учеников наиболее трудным заданием, уже в течение достаточно длительного периода времени, остаются некоторые логические задачки. В большинстве случаев решение приходит в совместной работе учителя и детей. Если это удобно, решаем задачу с опорой на таблицу, заполняем по ходу разбора условия и рассуждаем далее, создаем схематические рисунки (к примеру, задачки на возраст детей). Хотя именно эти задачи многие дети вполне могут решать самостоятельно. В тетради “Интеллектуальные витаминки” ко многим задачам авторы предлагают форму записи условия.

  • Системный анализ

Задания направлены на развитие умения совершать стратегическое планирование.
В заданиях ребята, соблюдая определенные условия, заполняют цифрами сетки, пустые клеточки квадрата, цветные или черно-белые лоскутки, кружочки в цепочках, змейках, звездочках.

Иллюстрация 4. “Все получится!”

ivanova-03

Заполняют клеточки числами так, чтобы их сумма была равна числу, данному в условии. Ученики раскрашивают фигуры внутри квадрата, опираясь на строгие правила. Очень интересно задание в котором дети должны выбрать только верные высказывания о стоимости геометрических фигур и дополнить их подходящими словами. Для этого ребята, опираясь на таблицу, заполненную фигурами, и указанную в столбцах и строках их общую стоимость, должны спланировать последовательность своих действий для достижения результата. Задания этой группы не менее интересны, чем описанные выше, но так же трудны для самостоятельного выполнения.

  • Продуктивность мышления

Задания на развитие способности генерировать разные виды решения одной и той же задачи.

Ребята работают со словами: придумывают и записывают слова, соответствующие схемам, дописывают слова по первой букве, составляют из букв и слогов по определенному условию. Самое любимое детьми задание - это составить как можно больше слов из букв представленного слова. Наиболее трудное задание - заполнить таблицу буквами так, чтобы в каждой строчке получились слова, начинающиеся и оканчивающиеся на одну и ту же букву.

Кроме того, дети выполняют задания на группировку предметов по разным признакам, сравнивают изображения (или слова) и выделяют в каждом признак, отличающий его от других изображений (слов).

На каждом занятии мои ученики работают с большим удовольствием, с радостью берут выполнение некоторых заданий домой. Интерес к занятиям устойчив, даже у ребят, которым многое дается с трудом. Чтобы выполнение заданий “витаминок” было более успешным и с целью достижения задач по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, как выше было сказано, используются разные формы работы.

Одна из форм работы над заданиями “витаминок” - это работа в группах. Данная форма работы (как и рекомендовано в программе) используется в случае выполнения наиболее трудных заданий, таких как, например, некоторые задания на развитие пространственного мышления, системного анализа, способности к рассуждению.

Иллюстрация 5. “В совместных трудах рождается истина...”

ivanova-04

Для успешного поиска верного решения таких заданий нужно мнение нескольких учеников. Кроме того, ребята, работая в группах, учатся сотрудничать со сверстниками: распределять роли внутри группы, договариваться, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, выражать свои мысли, принимать мнение других участников группы. Ребята учатся брать на себя ответственность за совместную работу.
Мои ученики охотно работают в группах. Были ситуации, когда дети говорили, что мнение одноклассника подтолкнуло их к решению или напрямую помогло понять способ решения задания.

Считаю важным отметить, что в результате работы по программе “Интеллектуальные витаминки” ребята перестали бояться того, что не справятся с выполнением новых заданий. Теперь каждое новое задание, включенное в урок, как правило по математике, вызывает желание скорее его выполнить. Многие ребята, сталкиваясь с трудностью при выполнении, не опускают руки, а, высказывая свои мысли, предположения, пытаются найти пути решения. Ох! Было трудно, но интересно - говорят дети. Или: “Не понимаю. Можно я еще подумаю? Не помогайте.” Очень радует, что дети не убегают от трудностей, а стараются их преодолеть. Даже “слабые” ученики стараются выполнить задание, ошибаются, но не боятся этого.

Свои размышления “о пользе интеллектуальных витаминок” хочу закончить словами Оноре де Бальзака: “чтобы дойти до цели, надо идти” [2].  Несмотря на то, что не все у детей получается с первого или даже со второго раза, а какие-то задания получаются лишь в совместной работе,  желание трудиться у ребят только возрастает, значит, мы движемся по верному пути. Впереди еще двухлетняя работа в данном направлении, и за это время мы обязательно преодолеем все трудности.

Литература и источники

[1] Авторы - составители Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Интеллектуальные витаминки. // URL:  http://cerm.ru/vitaminki/

[2] Цит. по Викицитатник. Оноре де Бальзак // URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9E%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B5_%D0%B4%D0%B5_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%D0%BA

Дополнительная информация