Иванова Елена Викторовна. ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

  • Печать

Иванова Елена Викторовна

ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Тема моего выступления - “ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2)

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет:
• Усилить положительную мотивацию младших школьников при обучении ;
• Мобилизовать внимание учащихся;
• Активизировать познавательную деятельность;
• Повысить качество знаний;
• Оживить учебный процесс;
• Разрядить эмоциональную напряженность на уроке. (Слайд 3)

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения, и опыты, проводимые с помощью цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Показать детям удивительный мир живой и неживой природы практически невозможно без применения ИКТ на уроках.

В связи с переходом на ФГОСы второго поколения в начальной школе, меняется подход учителя к организации урока. (ФГОС - Слайд 4)
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если в течение долгого времени мы, педагоги, зачастую пользовались объяснительно-иллюстративным методом в своей работе, когда, стоя перед классом, объясняли тему, а потом проводили выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор теперь делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

В рамках курса “ОКРУЖАЮЩИЙ МИР” с 1 по 4 класс мы с ребятами изучаем различные темы, например, в 1 классе - “Живые обитатели планеты”, в 3 классе - это “Экологические системы”, “Живые участники круговорота веществ” и многие другие.(Слайд 5)

Урок - самое ценное в образовательном процессе. Итак, перейдем непосредственно к уроку.

После определения основного вопроса и темы урока совместно с детьми необходимо спланировать дальнейшую деятельность. Для этого на экран выводятся слова или фразы, помогающие детям самостоятельно построить план урока.(Слайд 6)

Вводя новый материал, обсуждая его, раскрывая закономерности природы, я стараюсь показать ребятам это наглядно.
• При изучении темы «Животные маленькие и большие» ребята смогут лучше представить жизнь удивительных глубинных животных - моллюсков, если посмотрят небольшой фрагмент из фильма ВВС: «Планета Земля. Глубины океанов». (Ролик, слайд 7)
• Когда мы работали по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса», то мной и подготовленными учениками была представлена презентация “Цепи питания леса”. Вашему вниманию представляю фрагменты презентации. (Слайды 8 - 9)

При закреплении материала, с использованием ИКТ ученикам можно предложить следующие задания. (Слайд 10) К примеру, распределить живые организмы разных экосистем по группам в зависимости от их “профессии” в природе. По окончании выполнения можно провести коллективную или самопроверку по слайду.

Контроль знаний - следующая составляющая часть урока. Как сделать так, чтобы дети не боялись контрольных заданий, тестов, т.е. проверки знаний? Нужно выбрать такую форму, чтобы детям было интересно! Вашему вниманию представляю фрагмент тестовой работы. Детям сначала предлагается прочитать вопрос. Далее последовательно появляются варианты ответов, задача ученика выбрать один или несколько правильных ответов и записать соответствующую букву. В конце тестовой работы для самопроверки или взаимопроверки можно представить ключ с ответами.(Слайд 11)

Урок важен учителю тем, что ребята узнали нового, что им запомнилось больше всего, какие знания и навыки они получили на уроке. Для этого в конце урока проводится рефлексия. Очень важно научить детей осознавать то, чем они занимались в течение урока, что нового они узнали, чему смогли научиться, что больше всего запомнилось и понравилось, какие трудности возникали и как они были преодолены. (Слайд 12)

Таким образом, ИКТ на уроках окружающего мира - это неотъемлемая составляющая урока! Однако не стоит абсолютно весь урок строить с упором на экран, важно правильно и грамотно использовать ИКТ тогда, когда в этом есть необходимость.

Литература и источники

(1) Полупанова Е. В.. ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника // Фестиваль педагогических идей открытый урок. http://festival.1september.ru/articles/598892/
(2) Кертес О. Д., Чернова Ю. Г. Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира// Фестиваль педагогических идей открытый урок. http://festival.1september.ru/articles/574543/
(3) Котельникова Т. В. Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии // Фестиваль педагогических идей открытый урок.http://festival.1september.ru/articles/551473/

 


 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада

 



 

сертификат