Иванова Е.В. Открываем мир вместе с ребёнком - в семье и школе
- Подробности
- Категория: Выпуск 13 2025
- Опубликовано 06.01.2025 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 86
Иванова Елена Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 72
Калининского района Санкт-Петербурга
Открываем мир вместе с ребёнком - в семье и школе
Невозможно переоценить важность развития познавательного интереса ребенка в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – начало школьного обучения. В этот период закладывается фундамент знаний во многих областях и учебных предметах, активно развиваются все познавательные процессы. Высокий уровень познавательного интереса младшего школьника является важнейшим фактором развития познавательной активности, учебной мотивации, а, значит, и важным фактором успешности школьного обучения [1].
В развитии любознательности и познавательного интереса у ребенка важную роль играют такие институты, как семья, детский сад, школа.
Устойчивый познавательный интерес на уроках формируется разными средствами. Одно из таких средств – занимательность. Согласна с мнением Ижболдиной Г.Т., которая в своей статье пишет, что занимательный материал на уроках математики рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и во внеурочной деятельности. Занимательный материал может включаться в основную часть урока математики или использоваться в конце, когда снижается умственная активность учеников. Такие элементы занимательности, как игра, всё необычное и неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления и помогают им усвоить учебный материал [2].
Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит и от того, насколько учитель может создать на уроке атмосферу доброжелательности, разными средствами поддерживать интерес к предмету, концентрировать внимание на основном в учебном материале, направлять учебно-познавательный процесс на достижение результата, создавать на уроке условия для развития личности учащихся и многое другое. В результате такой работы учителя познавательная активность становится привычной деятельностью для школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.
В исследованиях Истратовой О.Н.и Беляевой Д.Е. говорится о важности семейных отношений в формировании таких компонентов познавательной активности ребенка, как любознательность и познавательный интерес. Исследования этих авторов показали, что гармоничные отношения в семье повышают уровень развития любознательности и познавательного интереса ребенка в дошкольный и школьный периоды его жизни [3]. См. также [4].
В этой статье я познакомлю вас с семьей Ивана Владимировича и Олеси Николаевны Акановых. Олеся Николаевна и Иван Владимирович - родители двух замечательных девчонок. Младшая четырехлетняя Алина посещает детский сад, а Эмилия - моя ученица.
С мамой девочек мы говорили о семье, о воспитании и обучении детей, о роли родителей и учебных заведений в развитии ребенка.
Елена Викторовна: Олеся Николаевна, Вы с супругом воспитываете двух дочерей – Эмилию восьми лет и четырехлетнюю Алину. Расскажите, какие они – ваши дочери?
Олеся Николаевна: Ой!.. Девочки совершенно разные: характер, восприятие мира, темперамент. Эмилия – спортивная, умеет общаться с разными детьми, любознательная, интересный собеседник, в себе уверена, своего добивается интеллектом, в общем, гармоничная. А вот Алина – капризная, очень тактильная девочка. Любознательная, очень любит садик!
Елена Викторовна: Как вы делите свое внимание между девочками, чтобы никто не чувствовал себя обделенным?
Олеся Николаевна: Когда появилась на свет Алина, я задумалась о том, как воспитывать дочерей, чтобы у девочек не возникло ревности и мысли, что кто-то из них менее любим. Мы с супругом пришли к такому решению: раз в месяц сестры разделяются, и каждая из них проводит время наедине с одним из родителей.
Елена Викторовна: Вы рассказывали, что ежемесячно Эмилия ездит с папой на игру в баскетбол. Куда вы ходите с Эмилией в «день мамы»?
Олеся Николаевна: В этот день мы обычно ходим в музей, в театр. Иногда это не целый день, а полдня, но я полностью принадлежу Эмилии. Как проведем время - выбор ребенка.
Елена Викторовна: Что, по вашему мнению, самое главное в воспитании детей?
Олеся Николаевна: Внимание к детям, желание понимать, слышать и понимать их, чтобы потом они слышали нас.
Елена Викторовна: А воспитанный ребенок – он какой?
Олеся Николаевна: Воспитанный ребенок — это, кажется, «удобный» для родителя ребенок. Заблуждение! Воспитанный – это тот, кто может соблюдать границы, имеет собственное мнение и смелость отстаивать его (говорить «нет»), уважает окружающих людей. Именно человека уважает, а не возраст или статус.
Елена Викторовна: Расскажите о ваших семейных ценностях.
- Здесь коротко: любовь и уважение.
Елена Викторовна: Есть ли в вашей семье традиции?
- Традиция – проводить большие праздники в кругу семьи. На каникулах у нас выезды в познавательных целях. Вот осенью всей семьей ездили в Выборг.
Елена Викторовна: А какое у вас любимое времяпрепровождение, когда вся семья в сборе?
Олеся Николаевна: Мы играем в настольные игры всей семьей. У нас их много. Папа занимается вопросом подбора игр. Сами покупаем, дарят. Вообще, это компромисс, т.к. в нашей семье дети разного возраста.
Чтение! У супруга большая занятость на работе, и с рождения девочки больше времени проводят со мной. Но в воспитании папа играет равноправную со мной роль. Я о интересном в окружающем мире, а папа приучает к чтению (еще конечно же спорт и здоровый образ жизни). Ежедневное семейное чтение перед сном– это все папа. Его заслуга, что Эмилия любит читать!
А по субботам, в хорошую погоду, у нас развлекательный выход в парк на спортивную прогулку: катание на роликах, велосипедах, скейте.
Летом мы ездим на море. Очень любим Абхазию. Пока девочки маленькие, в горы, конечно, не ходим. Хотя очень нравятся пешие прогулки.
С переездом моих родителей в Санкт-Петербург, мы тремя поколениями стали выезжать на отдых на природу.
Елена Викторовна: Что Вас как маму мотивирует?
Олеся Николаевна: Дети! (В этот момент на мгновение к беседе присоединился папа девочек и ответил также: «Дети!»)
Оба ребенка желанные! Их улыбки, горящие счастливые глаза, их вопросы мотивируют. Когда Эмилию забираю из школы, по глазам вижу, как день прошел. Вижу, что нравится, в этом и помогаю детям. Когда что-то делаешь, а ребенок потом говорит: «Ой, мама, какой день сегодня был классный!». Это дорогого стоит.
Елена Викторовна: Что для вас важно в обучении, образовании ребенка?
Олеся Николаевна: Чтобы нравилось, дело должно нравиться. Только с удовольствием дело будет получаться.
Моя родители тому пример. Мама всю жизнь отработала в медицине. Работала в кабинете ультразвуковой диагностики. Говорила: «Работа нравится, я очень люблю своих пациентов!» Папа – электрик. Хорошо разбирается в физике. Мастер в своей сфере. Муж – ведущий инженер-строитель. Ему нравится эта сфера деятельности. Мне с этим не повезло. Я до сих пор себя в профессии не нашла. Поэтому, развиваем Эмилию, чтобы она нашла то, что ей нравится, определилась с любимым делом. Девочек нужно всесторонне развить, чтобы знали, чего хотят, могли определиться с занятием жизни.
Елена Викторовна: Почему выбрали именно нашу школу?
Олеся Николаевна: Мы заранее знакомились со школой. Посещали день открытых дверей. Нам понравилось. Лицеи даже не рассматривали. Потом, важно, что школа рядом с домом. Ребенок должен высыпаться. А станет постарше сама сможет ходить в школу. Еще много детей из ближнего окружения пошли в эту школу, круг общения хороший. Здесь я спокойна.
Елена Викторовна: Изменился ли круг интересов ребёнка с приходом в школу?
Олеся Николаевна: Да, конечно! Он расширился! Все, что нам нужно есть в школе: внеурочные занятия по интересам, дополнительные занятия в кружке по немецкому языку, хип-хоп. Это очень удобно. Все на развитие ребенка идет. Нам нравится! Вне школы у Эмилии осталась только изостудия.
Елена Викторовна: Как Вы считаете, школа играет какую-либо роль в формировании познавательного интереса?
Олеся Николаевна: Да, безусловно! Школа дает многие возможности, разнообразие мероприятий и спортивного, и интеллектуального направления. Направляет родителей. Дополнительно ничего искать не нужно. Принимай и участвуй, ребенок всегда будет занят интересными делами. У нас это участие в Большой регате, олимпиада «Наше наследие». (Сейчас Эмилия хочет в олимпиаде по литературе участвовать – «Пегас». прим.автора) Ей очень нравится участвовать в олимпиадах!
Елена Викторовна: В каких, по Вашему мнению, видах деятельности школа его формирует?
Олеся Николаевна: Естественно это учебная деятельность, внеурочные занятия и культурные мероприятия – посещение музеев, театров, кинотеатров. Интеллектуальное развитие – участие в конкурсах и олимпиадах. Все расширяет возможности родителей развивать детей.
Елена Викторовна: Будучи в детском саду, хотела ли Эмилия идти в школу?
- Нет, «не не хотела», просто ей было хорошо в садике.
Елена Викторовна: Как Эмилия сейчас идет в школу?
Олеся Николаевна: Всегда сонная, но с желанием. Хочет.
Я как учитель наблюдаю, что девочка с удовольствием ходит в школу. На уроках внимательна, активна, старательна и вдумчива. Эмилия также с большим удовольствием посещает занятия внеурочной деятельности, кружки, изостудию. С первого класса со сверстниками увлеченно участвует в городском конкурсе «Большая регата». Нравится и участие в олимпиадах. Второй год принимает участие и занимает призовые места в открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие».
Хочу выразить огромную благодарность родителям Эмилии – Олесе Николаевне и Ивану Владимировичу за воспитание дочери, такой интересной девочки. Спасибо за время, уделенное мне, и искренний рассказ о своей семье.
Подводя итог, можно сказать, что огромную роль в развитии любознательности и познавательного интереса ребенка играет семья, ведь семья – начало жизненного пути любого человека и поддержка в течение всей жизни. Продолжают и способствуют этому развитию – процессы воспитания и обучения в учебных заведениях.
Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей;
фотографии из личных архивов участников публикуются с разрешения владельцев.
Литература и источники
[1] Петрова, Д. В. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Д. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 431-433.[Элек тронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/469/103516/
[2] Ижболдина Г. Т. Формирование познавательной активности младших школьников. — URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/9/formirovanie-poznavatelnoj-aktivnosti.pdf
[3] Истратова О.Н., Беляева Д.Е. Развитие познавательного интереса и любознательности у детей в различных ситуациях семейного отношения к ребенку // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11691
[4] Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности у дошкольников. Без автора. // Цит. по ВК МБДОУ «Детский сад №103». [Электронный ресурс]. URL: https://299.tvoysadik.ru/file/download?id=2623
Ссылка для цитирования:
Иванова Е.В. Открываем мир вместе с ребёнком - в семье и школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ivanova-e-v-otkryvaem-mir-vmeste-s-rebjonkom-v-seme-i-shkole