Исакова М.Т. Проблемы подростков и приёмы создания здоровой атмосферы в классном коллективе

Исакова Марина Тельмановна,
учитель немецкого языка

Проблемы подростков и приёмы создания здоровой атмосферы в классном коллективе

Школа представляет собой место, где одновременно собираются участники с самыми различными психологическими установками, что чаще всего и является причиной частого образования конфликтов. Конфликт в школе явление естественное и задача классного руководителя свести негативные последствия конфликтов к минимуму, а в идеале вынести пользу для дальнейшего развития учащихся как личностей, то есть разрешить ситуацию конструктивным способом. Здесь на помощь классному руководителю приходят медиативные технологии.

Медиация относится к альтернативным способам разрешения споров и представляет собой технологию решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны – медиатора [1]. Учитывая специфику обязанностей классного руководителя, именно он выступает в роли медиатора при использовании медиативных технологий. Главная задача медиатора – помочь сторонам, находящимся в конфликте, самостоятельно найти устраивающее обе стороны решение конфликта [2].

Классный руководитель вносит по мере необходимости коррективы воспитательного характера, оказывает помощь в решении проблем, которые возникают у учащихся при коммуникации друг с другом, с учителями и родителями, а также с другими участниками образовательного процесса. Одной из таких проблем является возникновение конфликтов в процессе школьного образования. Конфликт представляет собой столкновение противоположных мнений, спор или разногласие, которые приводят к борьбе.

Основной причиной любого конфликта является осознание одной или обеих сторон, что их интересы ущемляет или игнорирует другая сторона или стороны и как следствие, сопровождающая это осознание агрессия.

Школьные конфликты можно разделить на несколько типов:

•     Ученик –Ученик

•     Ученик – Учитель

•     Учитель – Родитель

•     Ученик – Родитель

•     Учитель – Учитель

•     Учитель – Администрация и пр..

Классный руководитель обычно работает с первыми четырьмя типами конфликтов, где участником конфликта в той или иной мере является учащийся. Работая с детьми школьного возраста, следует помнить, что их восприятие конфликта чаще всего различается от восприятия того же конфликта взрослыми. Решение школьных конфликтов, в результат которого удовлетворяет всех его участников, является важным в становлении личности учащихся.

Одним из способов сокращения частоты конфликтов является подготовка учеников к возможным конфликтным ситуациям и проработка потенциальных конфликтных ситуаций в рамках ролевой игры.

Ролевая игра способствует приобретению опыта взаимодействия с разными участниками школьного процесса, помогает в дальнейшем адекватно воспринимать интересы разных сторон конфликта. В процессе ролевой игры участники, примеряя на себя роль других людей, могут посмотреть на ситуацию под другим углом, принять на себя проблемы и интересы конфликтующих сторон.

В качестве эксперимента ученики принимали участие в ситуационной ролевой игре «Родителей вызвали в школу». Ситуация: Ваш сын - ученик 8 класса. Классный руководитель вызвала Вас в школу. В школе Вы узнаете, что Ваш сын систематически прогуливает школу. Задача: Выяснить причину прогулов. Участники: Родитель, классный руководитель, сын, ведущий. Задачей ведущего является контроль соблюдения следующих правил «обратной связи»:

1.   Говори то, что чувствуешь;

2.   Не оценивай;

3.   Говори факты;

4.   Слушай внимательно;

5.   Не оправдывайся;

6.   Запрашивай дополнительную информацию [3].

Цель данного упражнения – продемонстрировать подросткам ситуацию возможного конфликта, дать им прочувствовать эту ситуацию изнутри. Участники ролевой игры в процессе рефлексии отметили значимость умения вести себя в подобного рода ситуациях.

В ходе практического применения ситуационных ролевых игр была замечена повышенная заинтересованность учащихся, а также практическая ценность этого упражнения.

Учащиеся 8-го класса - дети, проживающие пубертатный период, часто не готовы понять и принять точку зрения взрослых и считают, что их тоже не понимают. В действительности, чаще всего так и происходит. Мы, взрослые, не можем принять их позицию, так как не готовы поставить себя на их место. У взрослых перед подростками большое преимущество - мы были на их месте, а они сами взрослыми еще никогда не были.

Так, в одном из конфликтов, мы попробовали вставать на место оппонента и рассуждать с его точки зрения. Ситуация: ученица 8 класса использует на уроках мобильный телефон. Поступила жалоба классному руководителю от учителя-предметника. Ученица берет на себя роль учителя. Учитель - роль ученицы. Были зафиксированы моменты, в которых происходило принятие ситуации. Учитель понимает необходимость подростка ответить на сообщение на мобильном телефоне. Ученица после принятия роли учителя, соглашается с недопустимостью открытой конфронтации в случае нарушения ей самой школьных правил. Чаще всего эффект от таких упражнений (как показывает практика) временный. Но такой результат помогает регулировать ситуацию и сохранять ее положительный вектор.

Успешный классный руководитель часто сам того не замечая использует те или иные медиативные технологии. Такой классный руководитель системно работает со всем коллективом сразу, решает вопросы межличностного взаимодействия членов данного учебного коллектива. Одним из решений таких вопросов является предоставление возможности каждому учащемуся пройти через призму переживаний другого. Проще говоря, прочувствовать своего оппонента, встать на его место.

Использование той или иной технологии в деятельности классного руководителя определяется по сложившейся в коллективе ситуации. Уровень развития личностей данного учебного коллектива определяет степень педагогического воздействия и его форму. Это может быть индивидуальная беседа, групповая беседа, конкурс, творческая деятельность, лекция, игра, классный час. Важно помнить, что ученик испытавший негативный результат такого рода манипуляций, больше не обратиться за помощью к классному руководителю. Именно поэтому здесь важна четкость инструкций и правильность применения любой существующей технологии. Нами был разработан алгоритм действия при возникновении недопониманий между участниками конфликта, в основе которого лежат медиативные техники.

isakova

Рис. 1. Алгоритм действий при возникновении недопониманий

В коллективе, где руководитель использует медитативные техники, конфликты предотвращаются на этапе возникновения недопониманий. Впоследствии регулярного участия в такого рода процессах учащиеся сами учатся выходить из спорных ситуаций, созревают как личности.  

 

Литература и источники

[1] Штепан, П. Альтернативные способы разрешения споров // Юридическая россия. Федеральный правовой портал. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docid=1129449
[2] Ивченко С.С. Медиация как новый способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-novyy-sposob-preduprezhdeniya-i-razresheniya-konfliktov-sredi-detey-shkolnogo-vozrasta
[3] Правила поведения в условиях конфликта // Студенческая библиотека [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://students-library.com/library/read/1933-pravila-povedenia-v-usloviah-konflikta

 


Ссылка для цитирования:

Исакова М.Т. Проблемы подростков и приемы создания здоровой атмосферы в классном коллективе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/isakova-marina-telmanovna-problemy-podrostkov-i-priemy-sozdaniya-zdorovoj-atmosfery-v-klassnom-kollektive

 

 

Дополнительная информация